Дело №
Поступило в суд 19.03.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.
при секретаре Кащеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих доводов указала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» главы администрации <адрес>, она принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Жилых помещений на праве собственности, либо на иной вещном праве у истца не имеется, в приватизации не участвовала. С момента включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у администрации <адрес> возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета <адрес>. Истец письменно обращалась в отдел опеки и попечительства администрации <адрес>, министерство труда и социального развития <адрес>, министерство финансов и налоговой политики <адрес>, прокуратуру <адрес>. Для подачи иска в суд истец обратилась в ООО «Центр юридической защиты» за юридической помощью, оплатив услуги за составление искового заявления в размере 4000 рублей. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета <адрес>; взыскать с администрации <адрес> расходы по оплате услуг по подготовке искового заявления в размере 4000 рублей.
Истец ФИО1. в судебное заседание не явилась, в письменнои заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации <адрес>ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражала против удовлетворения иска, поскольку это нарушит права других лиц, состоящих в очереди на жилье, учтенных в более ранний период.
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, направил возражения, указав, что обязательства <адрес> по финансовому обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам в виде перечисления субвенций <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот исполнены в полном объеме, необходимые финансовые средства администрации переданы.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно письму администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди ФИО1 - 83.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п.1, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п.1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п. 3 ст. 8 ФЗ № орган исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (п.1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями НСО по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом органы местного самоуправления МО <адрес>, указанных в ст.2 настоящего Закона (далее органы местного самоуправления), наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее –отдельные государственные полномочия): обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – граждане, указанные в Федеральном законе № –ФЗ), в том числе: предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее – специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – предоставление гражданам жилых помещений); формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) и др.
Статьей указанного <адрес> отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления <адрес>.
В ст. 4 данного <адрес> предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Статья 57 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности либо вне очереди при наличии условий, предусмотренных ч. 2 данной статьи. Иного порядка обеспечения жилыми помещения Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предусмотрено совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 2018 - 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.
В исполнение Указа Президента РФ Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 72-р был утвержден комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 - 2017 годы, и органам исполнительной власти субъектов РФ указано реализовать данный комплекс мер, в число которых входит оказание в субъектах Российской Федерации мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1320-О, законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Таким образом, из системного толкования приведенного выше законодательства можно сделать вывод о том, что в настоящее время обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в статье 2 настоящего Закона (далее - органы местного самоуправления), наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия): обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - граждане, указанные в Федеральном законе N 159-ФЗ), в том числе: предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе N 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - предоставление гражданам жилых помещений); формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) и др.
Статьей 2 указанного <адрес> отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления <адрес>.
В ст. 4 данного <адрес> предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, в установленный законом срок принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла восемнадцатилетнего возраста, следовательно, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика – администрации <адрес> об отсутствии достаточного финансирования и нарушении прав иных лиц, которые поставлены на учет ранее истца, суд отвергает, так как отсутствие достаточного финансирования не является само по себе, исходя из приведенных норм права, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Поскольку <адрес> не нарушает прав истца, в удовлетворении иска к <адрес> следует отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы ФИО1 по оплате юридических услуг в размере 4000 рублей подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат взысканию с ответчика – администрации <адрес> в пользу истца в соответствии со ст. 100 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> на условиях найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате юридических услуг в размере 4000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Отт