ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/2021 от 12.08.2021 Обской городского суда (Новосибирская область)

УИД 54 RS 0-37

Производство

Поступило в суд 19.05.2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года г. Обь Новосибирской области

Суд в составе председательствующего судьи Обского городского суда Новосибирской области Тайлаковой Т.А.

при секретаре судебного заседания Васильеве А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубева Александра Михайловича к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Голубев Александр Михайлович обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания Сибирь», просил:

- оформить вынужденный возврат денежных средств и вернуть ему <данные изъяты> за билет по маршруту <адрес>;

-возместить убытки на билеты на аэроэкспресс <адрес> размере <данные изъяты>., на билеты по маршруту <адрес> в размере <данные изъяты>

- компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты>

- возместить убытки, связанные с потерей заработка в размере <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ);

- взыскать штраф в размере 50% от присужденной суммы.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел билеты (номер заказа ) на рейс с вылетом ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес> за которые оплатил <данные изъяты>. Однако ДД.ММ.ГГГГ к полету он допущен не был, поскольку сотрудники авиакомпании S7 запретили ему регистрацию на рейс по причине отсутствия ПЦР теста на Covid19.

Согласно правилам для лиц, выезжающих на территории <адрес>, в связи с пандемией коронавируса SARS-CoV-2/ COVID 19 от ДД.ММ.ГГГГ, выпущенным Министерством здравоохранения ФРГ, справкой о сдаче теста на коронавирус считается медицинское заключение или результат теста, подтверждающие отсутствие инфицирования коронавирусом SARS-CoV-2.

Им были представлены доказательства того, что он никогда не болел Covid19 (ПЦР тесты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, тесты на антитела IgM и IgG от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), не болеет ( ПЦР тест от ДД.ММ.ГГГГ) и не будет болеть (сертификат профилактической прививки от Covid19 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

Все медицинские документы были получены им посредством Единой медицинской информационно-аналитической системы <адрес> (ЕМИАС) и полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Также им был выполнен перевод ПЦР теста от ДД.ММ.ГГГГ на английский язык, предоставлены полисы обязательного медицинского страхования Российской Федерации и <адрес>, а также действующий вид на <данные изъяты>, предоставлена электронная медицинская карта москвича. Также он был готов сдать новый ПЦР тест в здании аэропорта, но и в этом случае ему сказали, что на рейс его не пустят.

Согласно информационному письму S7 Airlines от ДД.ММ.ГГГГ для выезда в <адрес> ему нужно пройти цифровую регистрацию на сайте <данные изъяты>, что им и было сделано. Вопросов и сомнений данные ПЦР теста от ДД.ММ.ГГГГ, указанные им при заполнении данной формы, не вызывали.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в 11-16 у него были все необходимые документы для выезда на территорию <адрес>: действующий загранпаспорт, действующий вид на жительство со всеми необходимыми отметками, отрицательный ПЦР тест на Covid19 от ДД.ММ.ГГГГ, цифровая регистрация въезда.

Однако сотрудниками авиакомпании S7 ему было неправомерно отказано в регистрации на рейс.

В связи с чем, им было составлено две претензии на возврат билета. Одна претензия была составлена на стойке представительства S7 в аэропорту Домодедово, друга претензия- через форму обратной связи на сайте авиакомпании S7. Однако, его претензионные требования не были исполнены.

В судебное заседание истец Голубев А.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении (л.д.57) просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В дополнительно представленных письменных пояснениях истец Голубев А.М. указал, что предложений пройти ПЦР тест от сотрудников авиакомпании S7 ему не поступало. Он сам предлагал сдать новый ПЦР тест, но сотрудники авиакомпании сообщили ему, что на рейс его не пустят. ДД.ММ.ГГГГ он получил от авиакомпании S7 письмо с заголовком «Важная информация перед полетом в <адрес>», согласно которой он должен был пройти процедуру цифровой регистрации въезда, что им было выполнено. Также на сайте содержались Правила для лиц, выезжающих на территорию <адрес> в связи с пандемией коронавируса от ДД.ММ.ГГГГ, выпущенными Министерством здравоохранения <адрес>. Данные правила не содержат ограничений на форму (бумажная или электронная) справки на ПЦР тест, а также особых требований по оформлению данной справки. Его справка от ДД.ММ.ГГГГ была принята ответственным лицом <адрес> и дополнительных вопросов не вызывала. Справка о прохождении ПЦР теста была предоставлена им в электронном виде. В подтверждение подлинности им были представлены информационные сообщения с верифицированного номера «Единой медицинской информационно-аналитической системы», наличие данной справки на Едином портале государственных услуг и функций «Госуслуги», а также электронной медицинской карты москвича. Тес был сдан им в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Диагностический клинический центр ДЗМ». Выданная ему справка полностью соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. После ДД.ММ.ГГГГ его состояние здоровья ухудшилось. ДД.ММ.ГГГГ ему был поставлен диагноз «<данные изъяты>». Он вынужден постоянно принимать медикаменты (л.д.58-59).

Представитель ответчика АО «Авиакомпания Сибирь» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве представителя АО «Авиакомпания Сибирь» Белоусовой А.В., действующей на основании доверенности, указано, что с заявленным иском ответчик не согласен по следующим основаниям.

Как установлено п. 5 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, Пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.

Согласно п. 83 указанных выше Правил при международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к международной воздушной перевозке пассажира страной, на/через территорию которой будет осуществляться перевозка, является прямой обязанностью самого пассажира.

Также согласно размещенным на сайте АО «Авиакомпания Сибирь» <данные изъяты> Правилам воздушных перевозок пассажира, багажа и грузов АО «Авиакомпании Сибирь» (п. ДД.ММ.ГГГГ) при международных перевозках наличие необходимых документов для стран выезда и въезда является обязанностью пассажира.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обязанностью транспортной компании (перевозчика) является контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство.

ДД.ММ.ГГГГ при проверке в аэропорту Домодедово документов Голубева А.М. для въезда в страну назначения было выявлено отсутствие надлежащей справки об отрицательном результате теста на Covid19, требуемой для въезда в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ все пассажиры, направляющиеся в <адрес>, перед посадкой на рейс должны были предъявить отрицательный результат теста на коронавирус, сданного не более чем за 48 часов до въезда в страну. Результат теста должен быть на бумажном бланке на английском, немецком или французском языке. Информация о правилах въезда в <адрес> размещена на сайте Министерства внутренних дел <адрес>, а также на сайте <данные изъяты><данные изъяты>. Также информация о правилах выезда в <адрес> размещена на сайте АО «Авиакомпания Сибирь», которая регулярно обновляется.

Голубевым А.М. вместо требуемого медицинского документа было предъявлено на экране ноутбука скачанное из интернета изображение справки на русском языке, которая не содержала данных о владельце (ФИО, дата рождения), и признаков какого-либо медицинского учреждения, не было подписи и печати. Наличие у истца сертификата о вакцинации российской вакциной не отменяет требования о наличии теста на Covid19 для въезда в <адрес>

Отсутствие у истца надлежащей справки об отрицательном результате ПЦР теста на Covid19 подтверждается служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ Исх. директора по организации пассажирских перевозок АО «Авиакомпания Сибирь» ФИО6

Из прилагаемого истцом к исковому заявлению документа «Резльтаты лабораторных исследований», выполненных ДКЦ , невозможно понять, биоматериал какого лица (не указано ФИО, даты рождения) исследовался, а также время взятия биоматериала.

Билет истца оплачен по тарифу «Эконом Стандарт», на что указано в маршрутной квитанции электронного билета и, как видно из условий применения тарифа «Эконом Стандарт», размещенным на сайте АО «Авиакомпания Сибирь» <данные изъяты>ru ( раздел ИНФОРМАЦИЯ/электронная страница <данные изъяты>), возврат каких-либо денежных сумм, когда до вылета рейса остается менее 40 минут, не производится.

Голубев А.М. был проинформирован сотрудниками авиакомпании о возможности сдать тест в медицинском пункте аэропорта Домодедово или обратиться на кассу для решения вопроса с билетом (л.д.43-48).

Суд, исследовав материалы дела, учитывает следующее.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Александра Голубева (номер заказа ) был приобретен билет на рейс <данные изъяты> с вылетом ДД.ММ.ГГГГ в 12:35 по маршруту <адрес> по тарифу «Эконом Стандарт», за который оплачено <данные изъяты> рублей (л.д.5).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ между АО «Авиакомпания Сибирь» и истцом Голубевым А.М. был заключен договор воздушной перевозки.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Как установлено п. 1 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В силу положений п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Как установлено п. 5 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.

На основании п. 83 указанных выше Правил при международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

Согласно под. 1 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

Бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лежит на перевозчике (п.1.1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ).

Согласно Правилам въезда в <адрес> размещенным на сайте <данные изъяты>, а также на сайте Федерального <адрес> на сайте АО «Авиакомпания Сибирь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ все пассажиры, направляющиеся в <адрес>, перед посадкой на рейс должны были предъявить отрицательный результат теста на коронавирус, сданного не более чем за 48 часов до въезда в страну. Результат теста должен быть на бумажном бланке на английском, немецком или французском языке.

Билет на рейс был приобретен на сайте авиакомпании ответчика, где размещена вся необходимая информация о правилах и ограничениях на въезд в иностранные государства, правила перевозок. Факт оплаты билета подтверждает ознакомление и согласие пассажира с указанными правилами.

Из служебной записки директора по организации пассажирских перевозок АО «Авиакомпания Сибирь» ФИО6, а также Акта о нарушении правил перевозок пассажира и багажа ПАО «Авиакомпания «Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ, составленного экспертами КВ ФИО7 и ФИО8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ у пассажира Голубева А.М. на рейс по маршруту <адрес> надлежащая справка об отрицательном результате теста на Covid19 (л.д.50 с оборотом).

Представленные истцом Голубевым А.М. в материалы дела Результаты лабораторных исследований ДКЦ Клинико-диагностическая лаборатория от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит сведений о лице, у которого был взят на исследование биоматериал, нет подписи сотрудника медицинской организации (л.д.7).

Кроме того, как указано представителем ответчика в письменных пояснениях, при проведении регистрации на рейс пассажир Голубев А.М. данную справку на бумажном носителе не представил, ее изображение было размещено на экране ноутбука.

Таким образом, истцом Голубевым А.М. не были выполнены требования, предъявляемые к пассажирам, направляющимся воздушным транспортом в Германию.

Доказательств того, что истец Голубев А.М. не имел возможности пройти тест на Covid19 в медицинском пункте аэропорта Домодедово, не представлено. Как указал сам истец, на регистрацию в аэропорт он прибыл за 2-2,5 часа до времени вылета рейса.

Кроме того, согласно условиям тарифа «Эконом Стандарт», размещенным на сайте АО «Авиакомпания Сибирь» <адрес>), требование о возврате уплаченной за билет денежной суммы или о замене билета, оплаченного по тарифу «Эконом Стандарт», может быть предъявлено пассажиром не менее, чем за 40 минут до времени отправки рейса.

Данным правом истец Голубев А.М. не воспользовался.

Претензия Голубева А.М., адресованная в адрес перевозчика, содержащая требование вернуть/выдать новый билет передана представителю перевозчика ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 18 минут, то есть за 12 минут до отправки его рейса в 12-35 (л.д.17).

Письменная претензия, направленная истцом в адрес авиакомпании была рассмотрена, письменный ответ направлен в адрес истца.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ перевозчика в регистрации пассажира являлся законным и обоснованным, следовательно, права потребителя в лице пассажира Голубева А.М. не были нарушены действиями ответчика Следовательно, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Голубева Александра Михайловича к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2021 года.

Судья Т.А. Тайлакова