ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/2023 от 20.07.2023 Юрьянского районного суда (Кировская область)

43RS0042-01-2023-000377-47

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2023 года пгт Юрья Кировской области

Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Братухиной Е.А.,

при секретаре Козловских О.В.,

с участием помощника Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на ОРО ФИО1, представителя ответчика (по доверенности от 19.12.2022) ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-418/2023 по иску Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на ОРО в интересах неопределённого круга лиц к МО ЗАТО Первомайский Кировской области в лице администрации ЗАТО Первомайский Кировской области о возложении обязанности передать по концессионному соглашению объекты водоснабжения и водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на ОРО обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском к МО ЗАТО Первомайский Кировской области в лице администрации ЗАТО Первомайский Кировской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности передать по концессионному соглашению объекты водоснабжения и водоотведения путём проведения открытого конкурса.

В обоснование заявленного требования указал, что по результатам анализа состояния законности в сфере ЖКХ (в части исполнения требований законодательства о концессионных соглашениях) в деятельности администрации ЗАТО Первомайский Кировской области выявлены нарушения, а именно: объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся муниципальным имуществом, администрацией ЗАТО Первомайский переданы по договору аренды ООО «Коммунальные системы», при этом администрацией решение о заключении концессионного соглашения в отношении данных объектов не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились. Передача муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества. Администрацией допущено бездействие в части неосуществления полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, что в свою очередь нарушает жилищные права граждан, проживающих на территории городского округа.

Просит признать незаконным бездействие администрации ЗАТО Первомайский в части невыполнения требований ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории ЗАТО Первомайский, обязать администрацию ЗАТО Первомайский передать по концессионному соглашению объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, путём проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Прокурор уточнил предмет административных исковых требований, просил возложить на администрацию ЗАТО Первомайский обязанность по передаче объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в рамках концессионных соглашений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Протокольным определением от 13.07.2023 суд перешёл к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Администрация ЗАТО Первомайский в отзыве выразила несогласие с требованиями прокурора, указала, что администрацией проводилась необходимая работа для заключения концессионного соглашения: 11.05.2018 создана рабочая группа, утверждён План для организации подготовки к проведению конкурса; ежемесячно проводились заседания рабочей группы, в министерства и ведомства Кировской области направлялась на утверждение документация. 06.02.2023 администрацией ЗАТО было принято решение о заключении концессионного соглашения с ООО «КС» на предложенных данным лицом условиях. В настоящее время в отношении объектов ВКХ ЗАТО Первомайский осуществляется заключение концессионного соглашения с потенциальным инвестором в порядке, установленном действующим законодательством РФ, с последующей передачей этих объектов инвестору. Требования законодательства администрацией исполняются, дополнительного возложения обязанностей по передаче объектов водоотведения и водоснабжения не требуется. Заключение концессионного соглашения находится на завершающем этапе.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям с учётом уточнения.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требования, суду пояснила, что процедура заключения концессионного соглашения длительная по времени, предполагает несколько этапов, администрация не может ускорить данную процедуру. Заключение концессионного соглашения находится на заключительном этапе.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования ЗАТО Первомайский Кировской области находится 27 объектов недвижимости:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Указанные выше объекты недвижимости были построены и введены в эксплуатацию в период с 1960 г. по 2011 г., право муниципальной собственности на данные объекты зарегистрировано в 2007-2015 годах (л.д. 14-46).

Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, названные объекты недвижимости переданы во временное владение и пользование на основании договора аренды от 03.06.2022 ООО «Коммунальные системы» на срок 6 месяцев с даты передачи имущества арендатору, при этом на основании дополнительных соглашений к договору аренды имущества от 30.06.2022 срок аренды имущества ежемесячно устанавливается 30 календарных дней (л.д. 94-104).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ, целью заключения концессионных соглашений является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

Данным Законом предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, ч. 4.1 ст. 37 указанного Закона с 01.05.2015 допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Закона и отвечающих требованиям, предусмотренным ч. 4.11 ст. 37, в порядке, установленном ч.ч. 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

В силу ч.1 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

Из содержания ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию спорных объектов водоснабжения, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами должна быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации ЗАТО Первомайский от 11.05.2018 № 165 «Об организации подготовки к проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения ЗАТО Первомайский» создана рабочая группа, утверждён План для организации подготовки к проведению конкурса (л.д. 118-119).

Из пояснений представителя ответчика следует, и подтверждается документами дела, что в период с 2018 по 2022 гг. проводились заседания рабочей группы, состав которой утверждён распоряжением администрации ЗАТО Первомайский от 11.05.2018 № 165, на которых обсуждались и прорабатывались вопросы подготовки к проведению конкурса, определялись сроки для исполнения поставленных задач, направлялась для утверждения в РТС Кировской области, министерство энергетики и ЖКХ Кировской области документация для согласования и подготовки к проведению конкурса (л.д. 121-122, 125, 130-131, 139, 142-143).

Распоряжением администрации ЗАТО Первомайский от 26.08.2022 № 321 на основании обращения ООО «Коммунальные системы» с предложением о заключении концессионного соглашения в отношении объектов ВКХ, расположенных на территории ЗАТО Первомайский, принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях и принятии заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, утверждён План приема и рассмотрения заявок. 29.08.2022 на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru), а также на официальном сайте администрации ЗАТО Первомайский опубликовано предложение ООО «Коммунальные системы» о заключения концессионного соглашения. Поступившая в установленный законом 45-дневный срок заявка 18.10.2022 была отклонена комиссией, уполномоченной на приём и рассмотрение заявок, как поданная лицом, не отвечающим требованиям ч.4.1 ст. 37 Федерального закона № 115-ФЗ (л.д. 154, 157, 158).

Распоряжением администрации ЗАТО Первомайский от 06.02.2023 № 47 было принято решение о заключении концессионного соглашения с ООО «Коммунальные системы» на предложенных данным лицом условиях (л.д. 163).

18.08.2022 и.о. главы администрации ЗАТО Первомайский утверждена дорожная карта по проведению процедуры заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в которой установлено, что последнее мероприятие (регистрация концессионного соглашения в Росреестре) планируется завершить в срок до 16.04.2023 (л.д. 155-156).

На основании исследованных в судебном заседании письменных документов, пояснений представителя ответчика, суд установил, что ответчик с 2018 года принимает меры к заключению концессионного соглашения по передаче имущества, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в ЗАТО Первомайский, однако до настоящего времени спорные объекты, несмотря на проводимые мероприятия, в нарушение требований законодательства не переданы по концессионным соглашениям.

С учётом изложенного суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что исковые требования заявлены прокурором без учёта текущей ситуации, так как заключение концессионного соглашения находится на завершающем этапе, подлежат отклонению, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований с учётом того, что на момент рассмотрения дела концессионное соглашение не заключено, спорные объекты не переданы, принимаемые администрацией на протяжении длительного периода времени меры для его заключения недостаточно эффективны. В данном случае несоблюдение ответчиком требований законодательства о концессионных соглашениях нарушает жилищные права граждан, проживающих на территории ЗАТО, может привести к нарушению качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям.

По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, длительность процедуры заключения концессионного соглашения, суд полагает возможным установить истцу срок для исполнения заявленных требований – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кировского прокурора по надзору за исполнением законом на особо режимных объектах удовлетворить.

Обязать муниципальное образование ЗАТО Первомайский в лице администрации ЗАТО Первомайский в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать объекты водоотведения и водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, в рамках концессионных соглашений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Братухина

Мотивированное решение составлено 27.07.2023.

Судья Е.А. Братухина