ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/22 от 14.03.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-418/22

УИД- 09RS0001-01-2021-007104-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики, в составе:

судьи Абайхановой З.И.,

при секретаре судебного заседания Мартюшовой И.В.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика Управления Росгвардии по КЧР – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по КЧР о восстановлении нарушенных жилищных прав,

установил:

ФИО1 обратилась в Черкесский городской суд КЧР с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по КЧР о восстановлении нарушенных жилищных прав. Свое заявление истец мотивировала тем, что она, ФИО1, являясь сотрудником вневедомственной охраны, с 13 февраля 1995 года состояла на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения по договору социального найма в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Карачаево- Черкесской Республике», правопреемником которого в настоящее время является ответчик - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) по Карачаево-Черкесской Республике. Из списка очередников Управления Росгвардии по Карачаево- Черкесской Республике следует, что она числится в очереди первой, то есть, под номером 1. До принятия Федерального закона от 19 июля 2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел...» обеспечение жильём сотрудников производилось путём предоставления жилого помещения по договору социального найма. С 01 января 2012 года основной формой жилищного обеспечения сотрудников стала единовременная социальная выплата на приобретение жилья. С учётом изменившейся формы жилищного обеспечения истец обратилась в комиссию по предоставлению единовременной выплаты Федерального государственного казённого учреждения (ФГКУ) «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике». Согласно выписке из протокола от 28 декабря 2018 года № 20 заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» истец, подполковник полиции ФИО1 была принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В этом же протоколе указано, что истец состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года. Однако в очередь на получение единовременной социальной выплаты она была включена под номером 281218-00162, то есть, без учёта указанной даты первоначальной постановки на учёт. Между тем, если бы истца включили в эту очередь с даты первоначальной постановки на учёт (как это и следовало сделать), она была бы в очереди на получение единовременной социальной выплаты под номером 1 (один), поскольку в этой очереди нет ни одного сотрудника (или бывшего сотрудника), который был бы поставлен на учёт раньше истца - до 13 февраля 1995 года. ФИО1 отработала в органах внутренних дел более 25 лет, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 13 февраля 1995 года, однако до выхода на пенсию 03 июня 2019 года ей так и не были предоставлены гарантированные законом меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём или предоставления единовременной социальной выплаты. До настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением и не получила социальную выплату на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. 11 августа 2021 года истец обратилась в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Карачаево-Черкесской Республике с просьбой включить ее в список на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения под номером 1 (один) и выплатить ей единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере 1 930 797 рублей, однако письмом от 24 августа 2021 года №3/128-15-Х-З в удовлетворении этого заявления ей было отказано. На основании изложенного и ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд: признать за ФИО1 право на включение в список на получение единовременной социальной выплаты с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года; обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике включить ФИО1 в список на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года.

В судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Росгвардии по КЧР – ФИО3, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, просила в иске отказать в полном объеме, поддержав письменные возражения и дополнения к возражениям.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнении лиц присутствующих в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти создают условия для осуществления права граждан на жилище. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1, являясь сотрудником вневедомственной охраны, с 13 февраля 1995 года состояла на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения по договору социального найма в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Карачаево- Черкесской Республике», правопреемником которого в настоящее время является ответчик - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) по Карачаево-Черкесской Республике. Из списка очередников Управления Росгвардии по Карачаево- Черкесской Республике следует, что истец числится в очереди первой, то есть, под номером 1.

До принятия Федерального закона от 19 июля 2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел...» обеспечение жильём сотрудников производилось путём предоставления жилого помещения по договору социального найма. С 01 января 2012 года основной формой жилищного обеспечения сотрудников стала единовременная социальная выплата на приобретение жилья.

С учётом изменившейся формы жилищного обеспечения истец обратилась в комиссию по предоставлению единовременной выплаты Федерального государственного казённого учреждения (ФГКУ) «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике».

Согласно выписке из протокола от 28 декабря 2018 года № 20 заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» истец была принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В этом же протоколе указано, что истец состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года. Однако в очередь на получение единовременной социальной выплаты она была включена под номером 281218-00162, то есть, без учёта указанной даты первоначальной постановки на учёт.

Как указывает истец, если бы ее включили в эту очередь с даты первоначальной постановки на учёт, она была бы в очереди на получение единовременной социальной выплаты под номером 1 (один), поскольку в этой очереди нет ни одного сотрудника (или бывшего сотрудника), который был бы поставлен на учёт раньше истца - до 13 февраля 1995 года. Она отработала в органах внутренних дел более 25 лет, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 13 февраля 1995 года, однако до выхода на пенсию 03 июня 2019 года ей так и не были предоставлены гарантированные законом меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём или предоставления единовременной социальной выплаты.

Также истец указывает, что до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением и не получила социальную выплату на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

11 августа 2021 года ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Карачаево-Черкесской Республике с просьбой включить ее в список на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения под номером 1 (один) и выплатить ей единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере 1 930 797 рублей, однако письмом от 24 августа 2021 года №3/128-15-Х-З в удовлетворении этого заявления ей было отказано.

Между тем, истец ФИО1 не учитывает тот факт, что указанные социальные гарантии в части жилищного обеспечения до и после 1 января 2012 года имеют различную правовую основу.

До принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, в сфере обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел действовала социальная гарантия предоставления жилого помещения по договору социального найма сотрудникам, принятым на жилищный учет до 1 марта 2005 г. (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ).

С 1 января 2012 г. основной формой жилищного обеспечения стала единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, которая предоставляется сотрудникам, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, жилищные условия которых требуют улучшения.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, что 13 февраля 1995 года ФИО1 была поставлена Министерством внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике на учет лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

19 июля 2011 года законодателем был принят Федеральный закон от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрена новая социальная гарантия - единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья сотрудниками, имеющими стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении. Новый вид жилищной гарантии - предоставление единовременной социальной выплаты, предусматривает, что данным видом жилищной гарантии могут воспользоваться при наличии желания сотрудники и граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, тем самым предоставляя им возможность выбора одной из двух форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом установление единой очереди для получения нового вида жилищной гарантии - единовременной социальной выплаты как для сотрудников, имеющих соответствующую продолжительность службы, так и для сотрудников и граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, а формирование этой очереди с учетом времени подачи соответствующего заявления соответствует общеправовому принципу справедливости и природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан.

Таким образом, ФИО1 в период прохождения службы в органах внутренних дел изъявила желание состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 №247-ФЗ, написав 27.12.2018г. соответствующий рапорт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, согласно пункту 31 которых единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Истец ФИО1 включена в список очередников 28 декабря 2018 года с порядковым номером 281218-00162, с составом семьи 1 человек, на 33 м2 и подлежит обеспечению социальной выплатой в порядке очередности.

При этом, доводы стороны истца о том, что ответчик при принятии на учет для получения социальной выплаты обязан учитывать срок постановки сотрудника на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, несостоятельны.

Так, взаимосвязанные положения статьи 4 и статьи 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляют определенной категории граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, возможность получить единовременную социальную выплату в порядке, предусмотренном для действующих сотрудников органов внутренних дел. При этом сотрудник органа внутренних дел в целях получения указанной социальной выплаты направляет уполномоченному должностному лицу как заявление, составленное по определенной форме, так и ряд документов, подтверждающих состав его семьи, а также жилищные условия (пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 в порядке реализации положений статьи 4 данного Федерального закона). Указанные документы, перечень которых нормативно ограничен, позволяют произвести расчет размера единовременной социальной выплаты и определить актуальные жилищные условия гражданина на момент подачи им заявления, что соответствует сущности и социальному предназначению данного вида жилищной гарантии, которая была введена законодателем с 1 января 2012 года, в том числе в отношении определенной категории лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.

Таким образом, очередностью предоставления гражданам различных жилищных гарантий производится с учетом времени (даты) подачи сотрудником соответствующего заявления.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы, связанные с очередностью предоставления гражданам жилищных гарантий с учетом времени (даты) подачи ими соответствующего заявления, неоднократно отмечал, что такая очередность соответствует конституционному и общеправовому принципу справедливости, а также природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан (определения от 24 сентября 2012 года N 1575-О, от 27 марта 2018 года N 693-О, от 27 сентября 2018 года N 2384-О и др.).

Признание за ФИО1 права на включение в список на получение единовременной социальной выплаты и обязании ответчика на включение в список на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года, т.е. с учетом времени принятия её на жилищный учёт для получения жилого помещения по договору социального найма с 13 февраля 1995 г., без учета её очереди, приведёт к искажению очередности для получения другого вида жилищной гарантии (единовременной социальной выплаты), что повлечет за собой нарушения прав иных граждан, состоящих на учете для получения социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, исковые требования о признании за ФИО1 право на включение в список на получение единовременной социальной выплаты с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года и обязании ответчика включить истца в список на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по КЧР о:

признании за ФИО1 право на включение в список на получение единовременной социальной выплаты с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года,

обязании Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике включить ФИО1 в список на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 февраля 1995 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25.03.2022 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР З.И. Абайханова