ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4190/20 от 02.11.2020 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Гражданское дело № 2-4190/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Казак М.П.

при ведении протокола с/з помощником ФИО1

с участием:

- помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска ФИО6,

- представителя ответчика ФИО7

- представителя третьего лица ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г. Хабаровска ФИО3, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности предоставлять льготным категориям граждан проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств <данные изъяты>, используемых для регулярных перевозок пассажиров, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства социальной защиты населения Хабаровского края

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Индустриального района г. Хабаровска ФИО3, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Индустриальный районный суд г.Хабаровска с иском к <данные изъяты> о возложении обязанности предоставлять льготным категориям граждан проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств <данные изъяты>, используемых для регулярных перевозок пассажиров, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска по поручению Прокуратуры г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении <данные изъяты> на предмет соблюдения законодательства о мерах социальной поддержки в виде льготного проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения, в ходе которой было установлено, что перевозчиком <данные изъяты>, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского сообщения, не обеспечило предоставление льготным категориям граждан проезда с использованием пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края», соответствующее оборудование в общественном транспорте <данные изъяты> не установлено, что влечет нарушение прав граждан.

Из объяснения директора <данные изъяты>ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурса Министерством социальной зашиты населения Хабаровского края с <данные изъяты> заключено соглашение о реализации на территории края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края». В соответствии с п. 2.4 соглашения оператор обязуется обеспечить интеграцию электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) льготных категорий граждан и социальной транспортной карты с электронной транспортной системой и оборудованием, действующим на транспорте общего пользования в городском округе «Город Хабаровск» без установки дополнительного оборудования, однако, указанные обязательства оператор не исполнил.

По результатам проведенной прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора <данные изъяты> вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства о перевозках пассажиров. В ответе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры района сообщило о наличии судебного спора по вышеуказанному вопросу.

Согласно подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 18-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобиль транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные -нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 17 ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Законом Хабаровского края от 20.09.2018 № 360 «О внесении изменении в отдельные законы Хабаровского края» установлено право льготных категорий граждан на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края.

Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан проезда по социальной транспортной карте на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр, которым установлено, что проезд с применением социальной транспортной карты на территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района предоставляется на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) с 01.10.2019 (п. 2.2 постановления Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр).

Пунктом 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр установлено, что проезд льготных категорий граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения, право на предоставление которого установлено законами Хабаровского края от 26 января 2005г. № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», от 29 мая 2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края», осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края».

Краевым оператором, обеспечивающим внедрение, эксплуатацию и сопровождение на территории Хабаровского края бесплатной электронной системы оплаты проезда с использованием социальной транспортной карты является <данные изъяты>, с которым министерством социальной защиты населения Хабаровского края <данные изъяты> заключено соответствующее соглашение.

<данные изъяты> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением транспорта администрации г. Хабаровска, осуществляет регулярные перевозки пассажиров по регулярным тарифам автомобильным транспортом па территории городского округа «Город Хабаровск».

В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготе; или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Механизм расчета субсидии перевозчикам утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 30 04.2019 № 178-пр. Так, п.п. 2.3, 3.1 Порядка выплата субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между министерством социальной защиты населения Хабаровского края и перевозчиком, субсидии предоставляются Главным распорядителем бюджетных средств на основании отчетов, предоставляемых в электронном виде оператором в отношении перевозчиков, заключивших с оператором договор (соглашение) о присоединении к безналичной электронной системе.

<данные изъяты> и министерством социальной защиты населения Хабаровского края соглашение о предоставлении субсидий не заключено. Отсутствие соглашения о предоставлении субсидий не освобождает <данные изъяты> от исполнения обязанности по перевозке граждан льготной категории, поскольку такая обязанность возникает из законов, подлежащих исполнению на территории Хабаровского края. Заключая с гражданином согласно ст.426 ГК РФ публичный договор о перевозке <данные изъяты> не вправе требовать оплату за проезд.

Учитывая, что вышеуказанные льготы на проезд в общественном транспорте г. Хабаровска с использованием пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» определены в установленном порядке, то организации, осуществляющие перевозки на территории города по регулируемым тарифам, обязаны обеспечить их реализацию.

Также решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по иску гр-на ФИО5 действия <данные изъяты> по отказу в предоставлении проезда по социальной транспортной карте при осуществлении перевозок пассажира ФИО5 признаны незаконными; на <данные изъяты> возложена обязанность предоставлять ФИО5 проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств <данные изъяты>, с <данные изъяты> в пользу ФИО5 взыскана стоимость проезда в размере <данные изъяты>, компенсация морального вреда <данные изъяты>, судебные расходы в размере <данные изъяты>. Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба <данные изъяты> удовлетворения.

Полагая, что не исполнение условий соглашения между Министерством социальной защиты населения Хабаровского края и <данные изъяты> не освобождает <данные изъяты> от исполнения Федерального законодательства в части предоставления льготным категориям граждан проезда с использованием пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края».

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковымзаявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенногокруга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, а так же других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ссылаясь на указанное, на положения ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать <данные изъяты> предоставлять льготным категориям граждан проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств <данные изъяты>, используемых для регулярных перевозок пассажиров.

Определением Индустриального районного суда г.Хабаровска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

В судебном заседании помощник прокурора Индустриального района г.Хабаровска ФИО6 заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просит требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО7 исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, приведенные в письменном отзыве, из существа которых следует, что в настоящее время для предоставления льготным категориям граждан проезда по социальной транспортной карте предлагается использование дополнительного оборудования краевого оператора, в то время как соглашение «О реализации на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта Хабаровского края» предусматривает обязанность оператора обеспечить интеграцию электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан и социальной транспортной карты с электронной системой транспортной системой и оборудованием, действующим на транспорте общего пользования в городском округе «город Хабаровск», без установки дополнительного оборудования и обязанность модернизации оборудования, действующего на транспорте общего пользования в городском округе «Город Хабаровск». Использование дополнительного оборудования повлечет нарушение прав работников ответчика – кондукторов, поскольку увеличится разрешенная для женщин подъемная масса тяжести. Так же указала, что в Арбитражном суде Хабаровского края рассматривается дело по оспариванию соглашения «О реализации на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта Хабаровского края», а кроме того, в настоящее время закон позволяет использовать платежную карту национальной системы платежных карт вместо социальной проездной карты. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края ФИО8 полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, предоставив письменный отзыв, из содержания которого следует, что порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края, а так же механизм расчета субсидии перевозчиками утверждены постановлениями правительства Хабаровского края, что краевые законы и нормативные акты, в силу положений п.6.2 ст.6 Устава Хабаровского края, обязательны для исполнения, в том числе всеми находящимися на территории Хабаровского края организациями, общественными объединениями и пр. Отказ ответчика от предоставления льготным категориям граждан права на бесплатный проезд с применением социальной транспортной карты нарушает действующее федеральное и краевое законодательство. Так же указала, что на территории Хабаровского края с использованием социальной транспортной карты осуществляют перевозку три перевозчика, которые используют оборудование, предоставленное краевым оператором и только ответчик отказывается от использования оборудования краевого оператора и заключения соглашения о предоставлении субсидии с министерством. Просит удовлетворить заявленные требования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании <данные изъяты> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением транспорта администрации г. Хабаровска, осуществляет регулярные перевозки пассажиров по регулярным тарифам автомобильным транспортом па территории городского округа «Город Хабаровск», указанного обстоятельства сторона ответчика не отрицает.

Так же в судебном заседании установлено, что Прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска по поручению Прокуратуры г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении <данные изъяты> на предмет соблюдения законодательства о мерах социальной поддержки в виде льготного проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения, в ходе которой было установлено, что перевозчиком <данные изъяты>, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского сообщения, не обеспечило предоставление льготным категориям граждан проезда с использованием пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края», соответствующее оборудование в общественном транспорте <данные изъяты> не установлено, что влечет нарушение прав граждан.

По результатам проведенной прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> было вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства о перевозках пассажиров.

Из содержания ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры района следует о наличии судебного спора по вышеуказанному вопросу.

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала что <данные изъяты> не осуществляет перевозку льготных категорий граждан с использованием микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края».

Так же нашло свое подтверждение что между <данные изъяты> и министерством социальной защиты населения Хабаровского края соглашение о предоставлении субсидий не заключалось.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 18 Устава Хабаровского края закреплено права граждан на социальную поддержку и социальное обслуживание в случаях, установленных федеральным и краевым законодательством.

Пунктом 6.2 статьи 6 Устава Хабаровского края установлено, что краевые законы и иные нормативные правовые акты Хабаровского края, принятые в пределах полномочий края, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Хабаровского края органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

В силу положений ст.426 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным.

Согласно положениям пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных льготных категорий граждан, в том числе организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобиль транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные - нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положениями пункта 17 ч.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с пунктом I статьи 20 Федерального закона № 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Аналогичная норма установлена пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации: в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Законом Хабаровского края от 20.09.2018 № 360 «О внесении изменении в отдельные законы Хабаровского края» установлено право льготных категорий граждан на проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края.

Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан проезда по социальной транспортной карте на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр, которым установлено, что проезд с применением социальной транспортной карты на территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района предоставляется на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) с 01.10.2019 (п. 2.2 постановления Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр).

Пунктом 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр установлено, что проезд льготных категорий граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения, право на предоставление которого установлено законами Хабаровского края от 26 января 2005г. № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 26 января 2005 года № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», от 29 мая 2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края», осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края».

В целях внедрения безналичной электронной системы оплаты проезда с использованием социальной транспортной карты (далее - ЭСОП) и обеспечения централизованной координации необходимых мероприятий на территории Хабаровского края министерством социальной защиты населения Хабаровского края проведен открытый конкурс на право организации на территории Хабаровского края ЭСОП. Победителем конкурса признано <данные изъяты>, с которым было заключено соответствующее соглашение от <данные изъяты> и в настоящее время <данные изъяты> является краевым оператором, обеспечивающим внедрение, эксплуатацию и сопровождение ЭСОП на территории Хабаровского края.

Механизм расчета субсидии перевозчикам утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 30.04.2019 № 178-пр "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение затрат, недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки льготных категорий граждан водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта Хабаровского края" (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка субсидии предоставляются министерством на основании отчетов, представляемых в электронном виде краевым оператором в отношении перевозчиков, заключивших с краевым оператором договор (соглашение) о присоединении к ЭСОП.

Расходы перевозчиков на предоставление льготным категориям граждан проезда могут быть им компенсированы министерством при условии заключения договоров с краевым оператором.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.05.2019 № 218-пр установлено, что проезд с применением социальной транспортной карты па территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района предоставляется:

- на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения (кроме такси), водном транспорте внутригородского и пригородного сообщения с 01 июня 2019 г.;

- на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) с 01 сентября 2019 г.;

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.08.2019 №343-пр срок начала предоставления бесплатного проезда на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) на территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района изменен на 01 октября 2019 г.

Таким образом, правовыми основаниями предоставления перевозчиками проезда с применением социальной транспортной карты льготным категориям граждан являются пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 220-ФЗ, пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, пункт 6.2 статьи 6 Устава Хабаровского края, Закон Хабаровского края № 360, которые на день рассмотрения дела судом в установленном порядке не обжаловались и являются действующими.

Учитывая, что вышеуказанные льготы на проезд в общественном транспорте г. Хабаровска с использованием пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» определены в установленном порядке, то организации, осуществляющие перевозки на территории города по регулируемым тарифам, в том числе ответчик, обязаны обеспечить их реализацию с <данные изъяты>

На день рассмотрения дела судом установлено, что ответчик перевозку льготных категорий граждан с применением социальной транспортной карты не осуществляет, между <данные изъяты> и министерством социальной защиты населения Хабаровского края соглашение о предоставлении субсидии не заключено, тем самым нарушаются права отдельной категории граждан, имеющей право на льготный проезд с применением социальной транспортной карты на транспорте общего пользования, принадлежащему ответчику.

При этом суд признает, что это право не может быть поставлено в зависимость от согласия (несогласия) перевозчика на заключение соответствующего договора, в том числе отказа ответчика от использования предложенного использование дополнительного оборудования краевого оператора, поскольку обязанность ответчика, как предприятия, предоставляющего публично значимые услуги (предоставление проезда на транспорте общего пользования) возникает из законов, подлежащих исполнению на территории Хабаровского края, в том числе, от исполнения Закона Хабаровского края от 20.09.2019 г. № 360.

При таких обстоятельствах суд признает заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению

Доводы представителя ответчика о том, что предлагаемое оператором <данные изъяты> дополнительное оборудование для интеграции социальных транспортных карт повлечет нарушение прав сотрудников <данные изъяты> на обеспечение безопасных условий труда, ввиду его значительной массы и габаритов, суд признает не состоятельными, поскольку ответчиком не предоставлено доказательств, бесспорно свидетельствующих об этом.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что соглашение «О реализации на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта Хабаровского края» предусматривает обязанность оператора обеспечить интеграцию электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан и социальной транспортной карты с электронной системой транспортной системой и оборудованием, действующим на транспорте общего пользования в городском округе «город Хабаровск», без установки дополнительного соглашения и обязанность модернизации оборудования, действующего на транспорте общего пользования в городском округе «Город Хабаровск» в целях реализации требований Федерального закона от 22.05.2003 г., которое в настоящее время обжалуется в судебном порядке, поскольку обязанность ответчика осуществлять перевозку льготных категорий граждан с применением социальной транспортной карты вытекает из пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 220-ФЗ, пункт 6.2 статьи 6 Устава Хабаровского края, Закона Хабаровского края № 360, а не указанного соглашения. При этом не исполнение оператором <данные изъяты> условий соглашения от <данные изъяты> не освобождает ответчика от обязанности предоставления проезда льготной категории гражданам с использованием социальной транспортной карты. При этом, как установлено судебном заседании, дополнительное оборудование <данные изъяты> предоставляется перевозчикам бесплатно и используется другими перевозчиками.

Ссылка представителя ответчика на закон Хабаровского края № 86 от 10.09.2020 г. которым внесены изменения в ст.7.2 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 г. № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и в ст.7.2 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 г. № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» в части возможности замены выплаты гражданам указанной категории на проезд на транспорте общего пользования по социальной транспортной карте либо по платежной карте национальной системы платежных карт, поскольку указанный закон использование в качестве оплаты социальной проездной карты не упраздняет, а право выбора карты для предоставления льготы, остается исключительно за гражданами, которым этом право предоставлено.

В то же время суд не принимает во внимание ссылку представителей истца, третьего лица на вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г.Хабаровска по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО5 к <данные изъяты> о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставлять проезд по социальной транспортной карте, о взыскании стоимости билета, компенсации морального вреда, поскольку указанное решение по настоящему делу не имеет преюдициального значения.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, от уплаты которых истец при обращении в суд был освобожден.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г. Хабаровска ФИО3, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности предоставлять льготным категориям граждан проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств <данные изъяты>, используемых для регулярных перевозок пассажиров, - удовлетворить.

Возложить на <данные изъяты> обязанность предоставлять льготным категориям граждан проезд по социальной транспортной карте на всех видах транспортных средств <данные изъяты>, используемых для регулярных перевозок пассажиров.

Взыскать с <данные изъяты> в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 17.11.2020 г.