ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4191/21 от 29.10.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-4191/21

УИД-09RS0001-01-2021-006944-21

Решение

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года г.Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе судьи Джанибекова Р.М.,

при секретаре Хатуеве Г.А.,

с участием: представителя истцов ФИО1 и ФИО2 - ФИО7, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР ФИО10, действующего по доверенности,

представителя третьего лица - Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» ФИО11, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к ФИО9 туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты,

установил:

ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в Черкесский городской суда КЧР с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты.

В обоснование доводов указали, что в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" семья истцов, состоящей из четырех человек:

- ФИО1,

- ФИО2,

- ФИО3,

- ФИО4,

- ФИО5,

- ФИО6,

была включена как молодая семья в список участников Подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 -2020 годы", утвержденную вышеназванным постановлением правительства КЧР.

В соответствии с условиями Подпрограммы 2 семье истцов 10.12.2018г. было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 389 398,4 рублей.

Согласно пункта 2 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики" Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" признано утратившим силу.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики" данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

В соответствии с Приложением 3 к государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", утвержденной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34, источниками финансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" являются республиканский и федеральный бюджеты через Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного, а также использования таких выплат, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 (Приложение 4 к подпрограмме 4).

В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы 4 на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

В соответствии с п. 4 Правил выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы 4.

Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы 4.

В соответствии с п. 26 Правил Министерство на основании списков молодых семей-участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формирует и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации этих сведений до Министерства, на основании сводного списка молодых семей-участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, Министерство утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 30 Правил в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производится оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям-претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Анализ вышеуказанных положений Правил говорит о том, что факт получения семьей истцов Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства является подтверждением того, что их семья должна была быть включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, а сама социальная выплата должна была зачислиться на их банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или Министерства не поступало, при условии, что семья истцов должна была получить социальную выплату в 2019г.

Семья истцов отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявивших желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

В судебном заседании представитель истцов уточнил исковые требования и просил суд обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики включить ФИО1, ФИО2 и их детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) ФИО1, ФИО2 и их детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, социальную выплату в размере 1 157 832 рубля, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 10 декабря 2018 года № 418 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, до 28 февраля 2022 года.

В судебное заседание истцы ФИО1 и ФИО2 уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились об отложении судебного разбирательства не просили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом мнения сторон, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.

В судебном заседании представитель истцов ФИО7, поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, представитель Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» возражали против удовлетворения иска. При этом пояснили, что право на предоставление социальной выплаты не оспаривается.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03 июня 2015 года) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" семья истцов, состоящей из четырех человек:

- ФИО1,

- ФИО2,

- ФИО3,

- ФИО4,

- ФИО5,

- ФИО6,

была включена как молодая семья в список участников Подпрограммы-2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 -2020 годы", утвержденную вышеназванным постановлением правительства КЧР.

В соответствии с условиями Подпрограммы 2 семье истцов 10.12.2018г. было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 389 398,4 рублей.

13 декабря 2018 г. между ПАО АКБ «Связь-Банк» и ФИО1 заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. В этот же день ФИО1 предъявил в ПАО АКБ «Связь-Банк» свидетельство на получение социальной выплаты.

26.02.2019 года между ФИО1 и ООО «Созвездие» в лице директора ФИО15 заключен договор купили-продажи квартиры с рассрочкой платежа с использованием средств материнского капитала и средств подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

30.07.2020 года между ФИО1 и АО «Тексбанк» заключен договор банковского счета для осущкствления оператиций в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

Согласно пункта 4 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики" данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

В соответствии с Приложением 3 к государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", утвержденной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34, источниками финансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" являются республиканский и федеральный бюджеты через Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного, а также использования таких выплат, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 (Приложение 4 к подпрограмме 4).

В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы 4 на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

В соответствии с п. 4 Правил выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы 4.

Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы 4.

В соответствии с п. 26 Правил Министерство на основании списков молодых семей-участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формирует и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, и доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации этих сведений до Министерства, на основании сводного списка молодых семей-участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, Министерство утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 30 Правил в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производится оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям-претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Анализ вышеуказанных положений Правил говорит о том, что факт получения семьей истцов Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства является подтверждением того, что их семья должна была быть включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, а сама социальная выплата должна была зачислиться на их банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или Министерства не поступало, при условии, что семья истцов должна была получить социальную выплату в 2019г.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

С 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В период возникновения права семьи истцов в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее- Подпрограмма).

Исходя из содержания паспорта Подпрограммы, на 2015-2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильём молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счёт средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

В соответствии с п. 19 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома.

Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики от 15.04.2021 № 182 следует, что предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма) государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 года № 34. В соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

В свою очередь, статьей 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Довод ответчиков, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия, в связи с чем, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

По данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истца имеет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 вышеуказанных Правил.

Руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о том, что молодая семья Э-вых, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО18ФИО8, ФИО4, ФИО5, ФИО6ФИО9 туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты – удовлетворить.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики включить ФИО1, ФИО2 и их детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) ФИО1, ФИО2 и их детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, социальную выплату в размере 1 157 832 рубля, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 10 декабря 2018 года № 418 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, до 28 февраля 2022 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2021 года.

Судья Черкесского городского суда Р.М.Джанибеков