ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4195/202325 от 25.09.2023 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78MS0082-01-2022-006395-08

Дело № 2-4195/2023 25 сентября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Малышевой О.С.,

при секретаре Лельховой И.Р.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2, после уточнения, которого в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просила взыскать с ответчика стоимость некачественного товара в размере 29 790 рублей, неустойку на основании ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" за период с 13.06.2022 по 20.02.2023 в размере 75 368,70 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, почтовые расходы в размере 856,92 рублей.

Требования мотивированы тем, что между сторонами заключен договор купли-продажи, по условиям которого ответчик обязался передать истцу за плату товар – мебель, стоимость товара оплачена истцом, однако ответчик свои обязательства по договору надлежащим образом не исполнил, товар надлежащего качества в полном объеме, предусмотренным договором не поставил, в связи с чем истец отказалась от исполнения дальнейшего договора и обратилась в суд.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, при этом сведений о причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли, представителя в суд не направили, в связи, с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 12.06.2022 между индивидуальным предпринимателем ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи, по условия которого продавец обязался продать покупателю товар – мебель в соответствии со спецификацией к договору, а покупатель обязался принять и оплатить товар.

Стоимость всего товара по договору составила 66 030 рублей, в комплектацию товара также входил шкаф купе марки Мемори ШКК-01 стоимостью 29 790 рублей.

Судом установлено, что истцом по данному договору оплата цены договора произведена в полном объеме в день поставки товара 13.06.2022.

Истец в ходе рассмотрения спора, ссылалась на то, что шкаф купе Мемори ШКК-01 стоимостью 29 790 рублей был поставлен продавцом ненадлежащего качества с дефектом рисунка двери и не в полной комплектации (отсутствовали ролики к конструкции шкафа).

Наличие указанных недостатков сторона ответчика не отрицала, доказательств отсутствия приведенных недостатков суду не представила.

В силу ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3).

Согласно п. 1, 2 ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Ответчик доказательств, освобождающих от ответственности за неисполнение обязательств, в соответствии с требованиями предусмотренными ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в ходе рассмотрения спора не представил, позицию истца о наличии недостатков в товаре не опроверг, более того согласился с требованиями истца в части расторжения договора купли-продажи товара ненадлежащего качества - шкафа купе Мемори ШКК-01.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования истца об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в размере 29 790 рублей.

Истец также просит взыскать с ответчика неустойку за поставку некачественного товар за период с 13.06.2022 по 20.02.2023 в размере 75 368,70 рублей (29 790*1% *253).

В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Согласно ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В силу ст. 21 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Статьей 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Материалами дела подтверждается, что истец обращалась к продавцу с двумя претензиями – 19.07.2022 с требованием о поставке товара в полной комплектации (не хватало роликов от шкафа), которая получена продавцом 28.07.2022 (л.д. 11-16), и претензией от 25.08.2022 с требованием о замене товара надлежащего качества в течение 7 дней со дня получения претензии, которая получена продавцом 31.08.2022 (л.д. 17-21), потребителю дан ответ об отсутствии необходимого для замены товар на складе продавца (л.д. 114), 10.10.2022 истцом в суд направлено исковое заявление с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств (л.д. 28).

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка за нарушение срока удовлетворения законного требования потребителя по замене товара за период с 25.08.2022 (дата предъявления претензии) по 10.10.2022 (дата обращения в суд с требованием о расторжении договора) в размере 14 001,30 рублей, однако в целях соблюдения баланса прав и интересов сторон, а также баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, исходя из принципа разумности и соразмерности, учитывая мотивированные возражения ответчика по размеру неустойки, срок нарушения продавцом обязательства по замене товара, считает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до 7 000 рублей.

Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего спора установлена вина ответчика в нарушение прав истца как потребителя, принимая во внимание степень вины ответчика, характер нравственных страданий истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. Указанный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, является разумным и отвечающим характеру причиненных потребителю нравственных страданий. При этом оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленной истцом сумме, суд не усматривает, находя ее размер чрезмерным.

На основании п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 20 895 рублей (29 790 +7 000 +5 000 /2).

Оснований для уменьшения размера штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ по доводам стороны ответчика суд не усматривает, учитывая применения указанной нормы права к размеру неустойки, подлежащей взысканию в пользу потребителя.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, почтовые расходы в размере 856,92 рублей. Данные расходы истца повреждены документально, в силу ст. 94 ГПК РФ отнесены к судебным издержкам.

Размер расходов истца по оплате услуг представителя соответствует требованиям разумности и справедливости, с учетом проделанной представителем истца работы, ее объема и качества, учитывая характер и сложность спора, количество судебных заседаний по настоящему гражданскому спору, в связи с чем суд не находит оснований для его уменьшения в порядке ст. 100 ГПК РФ.

В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1604 рублей.

На основании ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд обязывает истца возвратить продавцу за его счет товар с недостатками.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу ФИО1 денежные средства, оплаченные по договору купли-продажи от 12.06.2022 в размере 29 790 рублей, неустойку за период с 25.08.2022 по 10.10.2022 в размере 7 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 20 895 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, почтовые расходы в размере 856,92 рублей

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Обязать ФИО1 возвратить продавцу товар каф купе марки Мемори ШКК-01 стоимостью 29 790 рублей за счет продавца.

Взыскать индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 1604 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Малышева О.С.

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023.