Гражданское дело № 2-4197/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 19 декабря 2018 г.
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Кистановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> об оспаривании положения об отделе и должностной инструкции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к ДМИЗО администрации <адрес> с исковым заявлением, в котором просила признать недействующей должностную инструкцию главного специалиста отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента от 09.11.2017, признать недействующим положение по отделу формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента и обязать ДМИЗО администрации <адрес> разработать положение по отделу формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента с регламентом работы должностную инструкцию согласно действующему федеральному законодательству.
Требования мотивировала тем, что оспариваемые акты не соответствуют действующему законодательству, поскольку должностная инструкция это внутренний организационно- распорядительный правовой документ, содержащий конкретный перечень должностных задач, функций, обязанностей работника с учетом особенностей управления, его прав и мер ответственности, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности, поэтому она должна основываться на правовом документе по организации работы в отделе-положение по отделу, которое должно быть разработано согласно законодательству Российской Федерации. В Положении же об отделе формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденного заместителем Главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска А.Г. Шломой:
- по преамбуле отсутствует упоминание о структуре отдела и ссылка на правовой документ, утверждающий ее;
- по общим положениям:
1.1 отсутствует правовой документ, утверждающий структуру (и ранее не указан);
1.2 отсутствует приказ, утверждающий структуру (и ранее не указан) при одноразовом указании впоследствии указание (ссылку) возможно не делать;
1.3 не указаны основные федеральные законы, в том числе федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ранее 122-ФЗ, 221 —ФЗ) тепло-, федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; электро-, федеральный, закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; водоснабжению, и водоотведению - федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете», Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, и другие), не указаны правовые акты города;
- по задачам отдела:
2.1 аналогично закреплено в п.2.9. Ведение реестрового учета объектов инженерной инфраструктуры) под объектами инженерной инфраструктуры в настоящем Положении объекты инженерной инфраструктуры согласно федерального законодательства (федеральные законы разрабатывает правительство РФ) - указать...), согласно номенклатуры, отраженной в реестре - в реестре должны быть отражены конкретно по типам согласно федерального законодательства (п.1.3.общих положений);
2.2 не только осуществляется передача, но и ведется прием объектов;
2.3 не указан какой учет, в каком регистре учитывается учет бесхозяйного имущества, не указаны задачи по государственному учету (постановка на учет в качестве бесхозяйного, в том числе государственной регистрации права, передача в управление);
2.4 кадастровый паспорт - документ, подтверждающего постановку объекта на кадастровый учет;
2.5 указать - согласно федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»;
2.7 вещное право подлежит обязательной государственной регистрацией согласно ФЗ-218, отсутствует - задачи согласно бюджетного учета (бухгалтерского) объектов казны, отсутствует - задачи в части снятия с кадастрового учета объектов, одновременного снятия с кадастрового учета и прекращения права МО; основная задача это формирование объектов муниципальной собственности с целью отражения в регистрах для чего - в целях реестрового, бюджетного учета, рационального управления и получения денег - пополнение бюджета города в интересах муниципального образования - населения проживающего в городе;
- по функциям:
3.1 в целях формирования, учета и управления объектами муниципальной собственности - инженерной инфраструктуры;
3.1.1. отсутствует какая документация - наименование ее:
а) согласно Приложению 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 -основание отнесение объекта к муниципальной собственности, а не подготовки технической документации;
в) не указан согласно какому документу;
3.1.2 не указана документация, согласно чему - не указано правовое обоснование) по результатам;
3.2 Подготовка и обеспечение согласования проектов правовых актов города: согласно Приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 - прямое указание подзаконного акта и в этом случае нет необходимости готовить местный правовой акт);
в) согласно какому документу - указать - согласно положения по учетной политике, утвержденного распоряжением от.... №.;
3.3 передача - прием объектов инженерной инфраструктуры согласно какому документу - указать - согласно положения по учетной политике, утвержденного распоряжением от.. .. №.. . федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», государственной регистрацией согласно.. ..);
3.4 согласно какому документу указать - согласно положения по учетной политике, утвержденного распоряжением от.... №.
3.5. В целях передачи объектов инженерной инфраструктуры из муниципальной собственности в государственную собственность, из государственной собственности в муниципальную собственность,
- Отдел:
3.5.1 согласно какого закона...чего передачи-отсутствует объект передачи.
3.5.2 о чем предложение...)
3.5.3 акты приема -передачи оформляются согласно закона...на основании предложения или лица (физического или юридического - субъекта трава) а в правовом акте ( распоряжении) фиксируется
3.6 В целях учета выявленных бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, Отдел:
3.6.1 отсутствует дата и наименование правового документа - в том числе местного значения;
3.6.2 отсутствует ссылка на правовой документ) фактически обращается в МФЦ;
3.6.3 отсутствует ссылка на документ;
3.7, 3.7.1. по состоянию на сегодня отсутствует понятие технической инвентаризация постановление правительства российской федерации от 4.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации» утратило силу постановление правительства российской федерации от 27.06.2013 № 546;
3.7.2. не указан согласно какого правового акта;
3.7.3.не указан проверка на предмет чего;
3.7.4 не указаны сроки, каким документом установлены сроки, TOC \o "1-5" \h \z не понятно содержание пункта-конкретно и кратко прописать ;
3.8, 3.9 не понятно содержание пункта- конкретно и кратко прописать в том числе орган уполномоченный согласно федерального закона;
3.10. указать координация в части чего - предмет координации не указан федеральный закон;
3.11. какие мероприятия - указать мероприятия);
3.12. не указано обязательность государственной регистрации;
3.13. не указан документ по учетной политике... сроки исчисления, не указан порядок начисления и проверки;
3.14. не указано правовое основание проведение торгов - закон;
3.15, 3.15.1. нет на сегодня «тех. Инвентаризации», а есть изготовление технического плана-проведение кадастровых работ согласно приказу Минэкономразвития (сооружение) и постановка на кадастровый учет объекта, не полностью указаны действия по ведению реестра, функций отдела)
3.15.2 не указано про реестровые формы и документ по ведению реестра
3.15.3 не указаны основания и цели подготовки выписок;
3.16 не указан, каким документом закреплена отчетность не указаны сроки;
3.17 целесообразно указать в пределах функций отдела;
3.18, 3.19 не указан правовой документ, зачем в департаменте пресс-секретарь?;
3.20 номенклатура дел утверждена, каким документом и кем и когда;
- по структуре отдела: отсутствует структура отдела, правовой документ, согласно которому она утверждена; квалификационные требования сотрудников отдела в том числе начальника и заместителя должны отвечать задачам и функциям отдела, то есть в структуре отдела должны иметь место сотрудники, имеющие техническое образование (уметь читать чертежи) знать и помимо этого должны иметь образование бухгалтерское (отдел предусматривает управление) и юридическое;
- по правам отдела:
5.1 установленный порядок: кем установлен, каким правовым документом, каким документам получать визуальную информацию);
5.2 запрашивать и получать информацию - не указаны наименование информации и подразделения департамента, регламента работы департамента и отдела вообще нет;
5.4 в положении указаны: то функции, то компетентность (в чем схожесть и различие);
5.5 не указан орган, куда вносятся предложения или это касается только начальника отдела;
5.6 не указаны какие информационные банки департамента и города;
5.7 какими иными правами пользоваться, согласно каких законов;
- по ответственности:
6.1 вначале было: функции, потом компетентность, сейчас полномочия, за непринятие мер по предупреждению коррупционных проявлений - согласно какого федерального закона (273-ФЗ?) или иного или локального документа или местного);
6.2 степень ответственности каждого муниципального служащего устанавливается согласно иерархии федерального законодательства, а не только должностной инструкцией;
6.3распространяются ограничения (согласно какого закона ( 25-фз);
- по взаимодействию: не указаны наименование подразделений департамента, регламента работы вообще нет, не указано наименование информации-какая, о чем, согласно чему, на основании чего; аналогично по пункту 7.2.
Также полагает, что должностная инструкция не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в соответствии со статьей 72.1. Трудового кодекса РФ постоянное изменение трудовой функции работника является переводом на другую работу, и такое изменение допускается только с письменного согласия работника. Так же необходимо соразмерять, затрагиваются ли внесенные в должностную инструкцию изменения трудовую функцию или же относятся к процессу организации труда. Должностная инструкция разрабатывалась 3 раза. Должностная инструкция, как правило, состоит из разделов: общие положения; основные задачи и функции; обязанности; права; ответственность; взаимосвязи. Нечеткое и неполное определение сферы деятельности каждого работника ведет к нестабильности работы подразделения (отдела) и несогласованности действий отдельных работников и, как правило, к конфликтным ситуациям.
Полагает, что должностная инструкция от 9 ноября 2017 года главного специалиста отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента так же не соответствует федеральному законодательству Российской Федерации в части:
- общие положения: федеральные законы от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 24.07.2007 №2217 ФЗ 1.07.1997 «О кадастровой деятельности» утратили юридическую силу в связи с принятием 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; фактически в работе департамента не применяется положения о Реестре муниципальной собственности распоряжение администрации города от 20.10.2016 №5451-недв- программный продукт ЕМК, а применяется программный продукт ЕМГИС; отсутствует порядок замещения должности в период временного отсутствия работника; отсутствуют или не указаны локальные правовые документы по электронному архиву департамента; полагает, что невключение или неполное указание пунктов общих положений может повлечь к конфликтным ситуациям в департаменте и между сотрудниками;
- основные задачи и функции: отсутствует формулировка основной задачи, предмет его ведения, цели, к достижению которых должен стремиться административный ответчик;
- обязанности: указаны функции и обязанности; указаны не ясно для каких целей необходима обязанность проведения анализа данных информационной системы по ведению реестра муниципальной собственности, в том числе бесхозяйного имущества неполное указание пунктов общих положений может повлечь к конфликтным ситуациям в департаменте и между сотрудниками; указаны не ясно для каких целей необходима обязанность анализировать имеющуюся в архиве департамента техническую документацию и правоустанавливающие документы и право подтверждающие документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства в сфере государственной регистрации недвижимости данное положение свидетельствовать может о том, что в архиве департамента имеется документация не соответствующая законодательству...
- права: необходима четкая формулировка прав работника, что позволит сформулировать его ответственность;
- ответственность: необходимо содержание и формы ответственности прописывать конкретно;
- взаимосвязи: необходимо прописывать порядок взаимодействия работника с другими структурными подразделениями департамента и должностными лицами (конкретно структурные подразделения согласно регламента если он есть а его в департаменте нет, может меня не ознакомили);
- эффективность: не является частью организационно-распорядительного правового документа, содержащего конкретный перечень должностных задач, функций, обязанностей работника с учетом особенностей управления, его прав и мер ответственности, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности и не обязателен, а в лучшем случае вообще не нужен, в должностной инструкции по общим правилам подготовки и составления ее.
Таким образом, должностная инструкция не соответствует трудовому законодательству Российской Федерации, как и положение по отделу а в некоторой части ( указано в настоящем административном исковом заявлении) и положение по департаменту, утвержденное распоряжением администрации города от 23.05.2013 № 11-р, в частности в разделе 3 функции департамента не указано в каких регистрах формирует и осуществляет бухгалтерский учет; в пункте 20 не указано формирование каких баз данных; в пункте 48 не указано в каких регистрах и каким образом организует работы по признанию права собственности; в пункте 50 указано муниципальный учет - что за муниципальный учет, в пункте 55 - согласно структуры администрации города департамент экономики преобразован.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснила, что является главным специалистом отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>. Полагает, что оспариваемые инструкция и положение по отделу устарели и не надлежащим образом организуют работу и функции отдела, а также сотрудников, что ведет к не эффективной деятельности работы и организации трудового процесса, может повлечь возникновение конфликтных ситуаций, не отражает возможности работы посредством личного электронного кабинета; считает, что необходимо разработать положение и должностную инструкцию в соответствии с действующим законодательством, оптимизировать процесс с учетом отраженных в ее исковом заявлении недостатков; она неоднократно доводила до руководства указанные требования, но из-за отказа их рассмотрения вынуждена обратиться в суд с данным иском.
Представитель ответчика ДМИЗО администрации <адрес> ФИО2 (доверенность от 10.08.2015) в судебном заседании требования не признал, в обоснование возражений указал, что истцом оспаривается положение, которые уже утратили силу в связи с утверждением нового положения от 19.02.2018, а утверждения истца о наличии нарушений в должностной инструкции от 09.11.2017 носят оценочный характер, не соответствующий фактическим обстоятельствам.
Изучив исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)...
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 на основании трудового договора № 10 от 13 мая 2002 года (в редакции заключенных впоследствии дополнительных соглашений, в том числе от 20.12.2017) занимает должность главного специалиста отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры администрации <адрес> ДМИЗ администрации <адрес>.
Руководителем ДМИЗО администрации <адрес> 19 февраля 2018 года утверждено Положение об отделе формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, которое определяет основные задачи и функции отдела, устанавливает полномочия одела в соответствии с положением о Департаменте; исходя из Положения задачами отдела является формирование и ведение реестра муниципальной собственности в отношении объектов инженерной инфраструктуры, передача объектов инженерной инфраструктуры из муниципальной собственности, учет выявленных бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры и др., в том числе управление объектами посредством передачи и приёма из хозяйственного ведения муниципальных предприятий в оперативное управление муниципальных предприятий, учреждений, государственная регистрация возникновения перехода или прекращения прав муниципальной собственности, ведение реестра учета объектов инженерной инфраструктуры, а также обеспечение исполнения порядка организации контроля, осуществляемого органами администрации <адрес> за использованием по назначению и сохранности имущества, находящихся в муниципальной собственности.
Также руководителя ДМИЗО администрации <адрес> утверждена 09.11.20174должностная инструкция главный специалист отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, в которой определены общие положения, предъявляемые к сотруднику - главному специалисту квалификационные требования, должностные обязанности, его права и ответственность, а также взаимодействие с другими специалистами отдела и специалистами других отделов структурных подразделений муниципального органа, определенны показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности специалиста.
С данной должностной инструкции истец ознакомлен 10.11.2017.
Дав оценку доводам истца, оспариваемым положениям должностной инструкции и Положения об отделе, суд не находит оснований для признания их недействующими и возложения на ответчика обязанности по их разработке в соответствии с действующим законодательством.
Так, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22, часть 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из приведенных выше положений следует, что локальные правовые акты работодатель принимает самостоятельно в целях осуществления эффективной деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью, положения которых не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, иначе они не подлежат применению, и отношения сторон трудового договора в этом случае регулируются трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.
Между тем, оспаривая положения Должностной инструкции и Положения об отделе, истец не указала какие именно ее права, закрепленные трудовым законодательством, ущемляются либо какие именно положения оспариваемых актов не соответствуют требованиям законодательства, влекущее нарушение ее трудовых прав.
Доводы истца о том, что отраженные в оспариваемых актах положения являются устаревшими, неточными, не конкретизированными, не содержат ссылки на положения законов, не отражают необходимый объем обязанностей и не соответствуют целям работы и задачам отдела, - суд находит несостоятельными, поскольку вопрос о разработке, принятия и утверждении локальных правовых актов относится непосредственно к компетенции работодателя, который самостоятельно определяет необходимость принятия данных актов; в случае же возникновения спорных отношений они могут быть разрешены в том числе в судебном порядке в рамках конкретного рассматриваемого спора, в том числе путем оценки соответствующих положений оспариваемых актов на предмет их соответствия требованиям трудового законодательства.
Кроме того, истцом оспаривается положение об отделе от 2016 года, которое на момент рассмотрения дела утратило силу в связи с утверждением Положения об отделе от 19.02.2018.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 – не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО8 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании недействующими должностной инструкции главного специалиста отдела формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры от 09.11.2017 и положения по отделу формирования и управления объектами инженерной инфраструктуры департамента, возложении обязанности по разработке указанных актов - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через <адрес> районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева