ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4197/2013 от 12.07.2013 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-4197/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 12 июля 2013 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Протасовой Е.М., при секретаре Ивановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к ФИО1 о взыскании компенсационной стоимости зеленых насаждений,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» обратилась суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании компенсационной стоимости зеленых насаждений в размере 1752 000 руб.

В обосновании заявленных требований указано, 20 июля 2011 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка. В соответствии с условиями данного договора ответчик получил во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: Земельный участок предоставлен для размещения автомобильной стоянки. 16 июня 2012 года Комитетом экологии и природопользования Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» проведено обследование земельного участка, в ходе которого выявлен самовольный снос зеленых насаждений, о чем составлен акт. В адрес ответчика было направлено уведомление о возмещении компенсационной стоимости уничтоженных зеленых насаждений в размере 1752000 руб. (рыночная стоимость зеленых насаждений 350 400 руб. с учетом корректирующего коэффициента 5).

В судебном заседании представитель Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2, действующая на основании доверенности, просила удовлетворить требования в полном объеме и взыскать с ответчика компенсационную стоимость уничтоженных зеленых насаждений в размере 1752000 руб.

Ответчик ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности, пояснил, что оснований для взыскания пятикратной стоимости зеленые насаждений не имеется, так как данные действия были совершены на основании заключенного договора аренды земельного участка в соответствии с разрешенным видом его использования. При определении компенсационной стоимости снесенных зеленых насаждений необходимо было применять коэффициент 0,1, предусмотренный статьей 15 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

20 июля 2011 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и ФИО1 заключен в письменной форме договор №, в соответствии с условиями которого ответчику передан во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу:, для размещения автомобильной стоянки.

18 ноября 2010 года составлен акт предварительного осмотра зеленых насаждений, согласно которому на территории земельного участка предполагаемого к застройке имеется 12 лиственных деревьев, 64 лиственных кустарника, естественный травяной покров.

13 июня 2012 года специалистами Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Комитета экологии и природопользования Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на основании инвентаризации зеленых насаждений, выполненной ООО « », составлен акт самовольного сноса зеленых насаждений, расположенных по адресу: В акте указаны зеленые насаждения, которые подверглись самовольному сносу.

В адрес ответчика направлено письмо с требованием оплатить компенсационную стоимость уничтоженных зеленых насаждений в сумме 1752 000 руб.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены п.3 ст.7 названного Федерального закона, в соответствии с которым к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п.19 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (данный пункт также отражен в уставе муниципального образования «Город Йошкар-Ола»).

На основании ст.77, 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Компенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Вопросы использования, сохранения и восстановления зелёных насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» регламентируются нормами Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением 18 сессии пятого созыва Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.06.2011 № 279-V, в соответствии со статьей 4 которого вырубка деревьев, кустарников и уничтожение (повреждение) естественной и искусственной травянистой растительности при выполнении требований настоящего Положения могут быть разрешены в случаях:

- реализации проектов строительства объектов капитального строительства и размещения временных построек;

- проведения реконструкции зеленых насаждений;

- восстановления по заключению органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл нормативного светового режима в жилых помещениях и помещениях общественных зданий;

- ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

- произрастания древесных растений в охранных зонах существующих инженерных сетей и коммуникаций.

Во всех случаях уничтожение и повреждение зеленых насаждений разрешается производить по согласованию со специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений, после возмещения компенсационной стоимости в соответствии со ст.9, 10 и 11 настоящего Положения.

Оплата за уничтожаемые и повреждаемые зеленые насаждения производится лицом, получающим специальное разрешение, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

Факт осуществления ответчиком уничтожения деревьев и кустарников, росших на земельном участке, подтвержден представленными в материалы дела документами, в том числе актом от 13 июня 2012 года, не опровергнут ответчиком.

Экономический механизм охраны зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» урегулирован нормами главы 3 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Так, согласно статьям 9, 10 Положения стоимость поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений подлежит возмещению, размер которого определяется по утвержденной форме расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений. Возмещение производится в денежной или натуральной форме. При возмещении стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений граждане или юридические лица перечисляют в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» денежную сумму в размере компенсационной стоимости.

В отчете оценщика от 28 июня 2012 года стоимость ущерба, вызванного уничтожением зеленых насаждений и повреждением естественного травяного покрова, представленного истцом в соответствии со статьей 18 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», составила 75400 руб. в отношении деревьев и кустарников и 275 000 руб. – естественного травяного покрова.

Возражений относительно рыночной стоимости зеленых насаждений и естественного травяного покрова от ответчика не поступило.

В связи с этим суд при определении компенсационной стоимости исходит из отчета от 28 июня 2012 года.

Согласно ст.1 Положения повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, не влекущее прекращения роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда. Уничтожение зеленых насаждений - повреждение и (или) вырубка (снос) зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.

Доказательств того, что в настоящее время на земельном участке, имеются зеленые насаждения в количестве, в котором они находились на нем в момент его передачи, суду не представлено.

Однако в ходе рассмотрения дела судом установлено, что естественный травяной покров не уничтожен, в настоящее время он находится в удовлетворительном состоянии (акт осмотра зеленых насаждений от 23 июня 2013 года). Данные обстоятельства также подтвердила свидетель С., являющаяся сотрудником Комитета экологии и природопользования Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что повреждение травы связано с расчисткой земельного участка в целях соблюдения санитарного порядка на участке (п.4.2 договора аренды).

Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В связи с этим оснований полагать, что ответчиком незаконно был поврежден травяной покров на предоставленном ему земельном участке у суда не имеется.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсационная стоимость за уничтоженные и поврежденные зеленые насаждения и естественный травяной покров в размере 514500 руб. (377000 руб. (75400 руб. *5) + 137500 руб. (275000 руб. *0,5).

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 8 345 руб.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» компенсационную стоимость уничтоженных и поврежденных зеленых насаждений и естественного травяного покрова в размере 514500 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 8345 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.М. Протасова

Мотивированное решение составлено 16 июля 2013 года.