2-4197/2023
50RS0036-01-2023-004191-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2023 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Абрамовой Ж.И.
при секретаре Боссерт Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на присвоение статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с требованиями к ответчику о признании права на присвоение статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование требований указано, что истец в январе 2023 года обратилась с заявлением в управление социального развития с заявлением о предоставлении услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семья». Решением от <дата>№ истцу было отказано в связи с несоответствием категориям лиц, имеющих право на получение услуги. Льготный статус присваивается при наличии места жительства в <адрес> у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке. <дата> истец заключила брак с ФИО6 С <дата> семья истца в составе: супруг ФИО6, дети - ФИО1, <дата> г.р., Б. М.П., <дата> г.р. проживала на территории <адрес>. <дата> у истца родился третий ребенок Б. В.П., который с рождения также проживает на территории <адрес>. Дочери обучаются в образовательных учреждениях <адрес>, младший сын прикреплен и наблюдается в детской поликлинике <адрес>. Все члены семьи фактически проживают и имеют регистрацию по адресу: <адрес> (с <дата> по <дата>). Предыдущее место регистрации было по адресу: <адрес>, Московский пр-т, <адрес> (с <дата> по <дата>). С 2021г. по октябрь 2022 адрес регистрации был: <адрес>. Таким образом, истец является матерью троих несовершеннолетних детей, все члены семьи постоянно совместно проживают на территории <адрес>, имеют регистрацию по месту пребывания.
Истец Б. А.И. в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что в <адрес> была получена справка о том, что семья истца является многодетной, но на территории <адрес> данная справка не действует. Из квартиры в <адрес> семья не снята с регистрационного учета, т.к. получить ипотеку для приобретения жилья здесь не позволяют доходы, а для получения пособия для малоимущих доход превышен. В <адрес> истцу выплачивают денежное пособие в размере 1 000 руб.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также пояснил, что в январе 2023 года истец обратилась за предоставлением льготного статуса многодетной семьи. В январе 2023 года ей было отказано из-за того, что она и члены ее семьи не имеют постоянной регистрации в <адрес>. К заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о регистрации по месту жительства на территории <адрес>. В городе Пушкино истец и члены ее семьи имеют временную регистрацию до <дата>. В соответствии с административным регламентом и порядком присвоения статуса истцу было отказано. Из материалов гражданского дела следует, что семья получила статус многодетной семьи в <адрес>. Такой статус присвоен до <дата>. Семья истца получает ежемесячное денежное пособие в размере 1000 рублей. Статус многодетной семьи в <адрес> не прекращен.
Третье лицо ФИО6 в судебном заседании поддержал требования, пояснил, что в <адрес> семья не проживает уже четыре года.
Выслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, обозрев материалы гражданского дела №, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом «ж»1 части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, каждым субъектом РФ самостоятельно определяется понятие многодетной семьи, порядок оказания и меры социальной поддержки, оказываемые многодетной семье в указанном субъекте РФ.
В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее - Закон МО №1/2006-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО №1/2006-ОЗ, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19, статьи 20.12.
В соответствии со статьей 2 Закона МО №1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Частью 4 статьи 21 Закона МО №1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании:
сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается Правительством Московской области, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи.
ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях.
Сведения о льготном статусе многодетной семьи, о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца) формируются в Единой автоматизированной информационной системе «Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области» или Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
В целях реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО №1/2006-ОЗ постановлением Правительства МО от 09.09.2021 №822/30 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно п.2 которого льготный статус присваивается многодетным семьям - лицам, состоящим в зарегистрированном браке, либо матерям (отцам), не состоящим в зарегистрированном браке, и их троим и более детям (родившимся и (или) усыновленным (удочеренным), пасынкам и падчерицам) в возрасте до 18 лет, а также достигшим совершеннолетия одному или нескольким детям при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет.
Пунктом 3 Порядка установлено, что льготный статус присваивается при наличии места жительства в Московской области у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у их не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет.
Подпунктом 3 пункта 37 Порядка предусматривается прекращение льготного статуса Действие льготного статуса прекращается в случае изменения родителем (усыновителем) (в случае, если родитель (усыновитель) является единственным) и (или) ребенком, с учетом которого семье присваивается льготный статус, места жительства в Московской области на место жительства в другом субъекте Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации;
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ФИО6 и Б. А.И. состоят в браке с <дата>. (л.д.18).
У истца имеются трое несовершеннолетних детей – ФИО1, <дата> г.р., ФИО2, ФИО3, <дата> г.р., <дата> г.р. (л.д.19-21).
Истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семье. Решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении услуги, в связи с несоответствием Б. А.И. категориям лиц, имеющих право на получение услуги. В обоснование указано, что льготный статус присваивается при наличии места жительства в <адрес> у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у них не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет (л.д.46-47).
Из письменных возражений ответчика следует, что истец получила отказ в предоставлении услуги в связи с отсутствием у всех членов семьи регистрации по месту жительства в <адрес>. Кроме того, семья получает меры социальной поддержки, предусмотренные <адрес> от <дата>№-ОЗ « О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» в виде ЕДВ 1000 руб., статус многодетной семьи присвоен до <дата>. В связи с указанным семья должна все меры социальной поддержки получать в управлении социальной населения <адрес>а <адрес>.
ФИО7 является воспитанницей дошкольного отделения МБОУ <адрес> «СОШ №» с <дата> (л.д.7).
ФИО1 обучается в МБОУ <адрес> «СОШ №» (л.д.8).
ФИО2, <дата>.р., состоит на учете на зачисление в образовательные учреждения городского округа Пушкинский от <дата> (л.д.9).
Дети прикреплены к детской поликлинике <адрес> (л.д.10,11). Б. А.И. с <дата> прикреплена к городской поликлиники <адрес> (л.д.30).
Все члены семьи имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес><дата> по <дата> (л.д.22-26).
ФИО6 работает в <адрес> с <дата> в <данные изъяты> (л.д.28). Истец работает с <дата> в ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> (л.д.37).
Согласно представленной справке, семья истца в составе: супруг ФИО6 и дети Б. В.П., ФИО1, Б. М.П. является многодетной семьей, получающей меры социально поддержки, предусмотренные <адрес> от <дата>№-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>». Срок действия справки до <дата> (л.д.27).
В силу ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 (ред. от 08.12.2020) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Таким образом, согласно ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст.3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 №619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что требования Б. А.И. не могут быть удовлетворены ввиду наличия регистрации в другом субъекте РФ. То обстоятельство, что в разных регионах и субъектах имеются различные меры социальной поддержки многодетной семьи, не свидетельствуют, что статус многодетной семьи необходимо подтверждать вновь при смене места жительства. Ссылка, что истец получает льготы по прежнему месту жительства, не может быть препятствием для предоставления мер социальной поддержки по новому месту жительства. Также в решении об отказе в присвоении статуса многодетной семьи не указано в качестве основания отказа наличие статуса многодетной семьи, присвоенного в другом субъекте РФ.
Оценив доказательства в совокупности, учитывая, что семье истца по месту регистрации в <адрес> статус многодетной семьи не присваивался, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания истца с супругом и несовершеннолетними детьми в <адрес>, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права на присвоение статуса многодетной семьи и выдачи истцу удостоверения многодетной семьи, в связи с чем требование истца подлежит удовлетворению. Изменение места жительства многодетной семьи на другой субъект РФ является основанием для прекращения мер социальной поддержки в прежнем субъекте РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на присвоение статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить.
Признать за ФИО5 право на присвоение статуса многодетной семьи в составе: ФИО5, ФИО6, несовершеннолетниеФИО1, ФИО3, ФИО2.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать ФИО5 удостоверение многодетной семьи.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме – 18.09.2023.
Судья: