Кировский районный суд г. Ярославля Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Ярославля — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 4198 /2011
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль
18 октября 2011 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Рычковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ОАО «РЖД» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД», указав в исковом заявлении, что работала на Северной железной дороге с ... года до ДД.ММ.ГГГГ. Все это время проживала по ФИО3. За время работы она неоднократно обращалась к руководству с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако на все ее заявления получила отказ.В ... году ФИО4 СЖД распределены квартиры в многоквартирном доме по ФИО5. Однако квартиру ей не предоставили. Считает отказ в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в предоставлении жилья незаконным. Дом, в котором она проживает, в ... году имел износ 40% и неудовлетворительное состояние, а в настоящее время дом совсем в плохом состоянии, неблагоустроенный. В соответствии с действующими в ...-х годах Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Вологодской области, ее должны были поставить на учет и предоставить жилое помещение. Истец просит обязать ОАО "РЖД" включить ее в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первого обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и предоставить ей благоустроенное жилое помещение.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" по доверенности ФИО6 исковые требования полностью не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Согласно отзыву ОАО "РЖД" не может согласиться с требованиями ФИО2. В исковом заявлении не конкретизировано, на каком праве ФИО2 просит предоставить ей жилое помещение. Документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, истцом не представлено. Доказательств того, что дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, также не имеется. Факт работы на предприятии не может явиться основанием для постановки на учет для улучшения жилищных условий. В соответствии со ст.ст.2,49 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В ОАО "Российские железные дороги" отсутствует жилищный фонд и список очередности на улучшение жилищных условий по социальному найму. По вопросам улучшения жилищных условий работников железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" руководствуется Концепцией жилищной политики ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением № 780 от 25.05.2005 г. В жилищную комиссию отделения дороги, а также региональную комиссию на Северной железной дороге документов на рассмотрение вопроса постановки на учет на корпоративную поддержку от ФИО2 не поступало. Кроме того, истцом нарушен 3-годичный срок исковой давности для обращения в суд для защиты нарушенного права. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Третьим лицом Администрацией Сокольского муниципального района Вологодской области представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с действующим законодательством право состоять на учете имеют граждане, признанные органами местного самоуправления малоимущими (ст.49 ЖК РФ) и условия проживания которых позволяют признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (ст. 51 ЖК РФ). Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Заявление о принятии на учет подается в орган местного самоуправления по месту жительства нуждающегося гражданина. Подача такого заявления не по месту жительства гражданина допускается в случаях, прямо предусмотренных ЖК РФ. Согласно ст.31 ЖК РСФСР, действовавшей в период трудовой деятельности истицы, заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны были подаваться в соответствующие органы по месту жительства или по месту их работы. В действующем на настоящий момент ЖК РФ не предусмотрено нормы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Таким образом, истица при наличии оснований могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту работы, следовательно, и при распределении квартир в многоквартирном доме СЖД могла бы получить квартиру. В соответствии с п.6 ст.14 Федерального закона от 6.20.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация жилищного строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к вопросам местного значения поселений. Следовательно, в настоящее время истец могла бы обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту своего жительства - в администрацию НАСЕЛЕННОГО ФИО7. В администрации Сокольского муниципального района отдел по учету, распределению и приватизации жилья отсутствует. На территории селького поселения, где проживает истица, постановлением главы НАСЕЛЕННОГО ФИО7 от 3.11.2006 №23 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 10,5 кв.м. общей площади на одного человека; учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в размере 9,5 кв.м. общей площади на одного человека. Истцу следует уточнить размер жилого помещения, которое она требует предоставить. Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО2 работала в организации ответчика в ФИО8 до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по п.1 ст.33 КЗоТ в связи с сокращением штата станции.
В период трудоустройства ФИО2 действовал ЖК РСФСР.
В соответствии со ст.ст.30, 31 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился либо по месту жительства либо по месту работы – на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежали рассмотрению в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении следовало дать письменный ответ.
Из представленных в дело материалов следует, что ФИО2 неоднократно обращалась с заявлениями о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей благоустроенного жилья в профсоюзный комитет, к работодателю. Заявления от ДД.ММ.ГГГГ в дело представлено не было, однако имеются заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Ее требования работодателем удовлетворены не были, как видно, из писем, ввиду отсутствия оснований для ее постановки на учет.
В подтверждение наличия таких оснований истцом представлена справка лица в ФИО9 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об обследовании жилого дома. Вместе с тем данная справка не отражает настоящего состояния жилого помещения, в котором проживает истец. Доказательств существования в период действия трудового договора обстоятельств, дающих в соответствии со ст.29 ЖК РСФСР право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом в дело представлено не было. Суд отмечает, что в соответствии с действующими в тот период времени нормами жилищного законодательства (ст.32 ЖК РСФСР) лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, при прекращении трудовых отношений сохраняли право состоять на учете лишь при увольнении в связи с выходом на пенсию. Истец же была уволена в связи с сокращением численности (штата) работников.
Однако заявленный истцом в настоящее время спор подлежит разрешению в силу положений ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» на основании норм Жилищного Кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.29 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.
Судом в порядке подготовки к рассмотрению спора предложено истцу уточнить свои исковые требования, указать, по какому основанию, по ее мнению, ее следует поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилым помещением какой площадью и на каком праве ее должен обеспечить ответчик.
Истец требования суда не выполнила. По смыслу ее искового заявления истец просит предоставить ей помещение на условиях найма. Согласно ЖК РФ найм жилого помещения может быть как коммерческим, так и социальным.
Правоотношения по найму жилого помещения регулируются главой 35 ГК РФ, возникают с момента заключения договора найма ЖК РФ. Правила заключения такого договора - общие, отражены в главах 27, 28 ГК РФ.
В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Законных оснований для понуждения ответчика к заключению договора коммерческого найма жилого помещения с ФИО2 не имеется.
Согласно ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ст.19 ЖК РФ государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ.
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Основания для признания лица нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма изложены в ст.51 ЖК РФ.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, требование о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье адресовано ненадлежащему ответчику.
Распоряжением от 25 мая 2005 года № 780р утверждена Концепция жилищной политики ОАО «РЖД». В рамках Концепции приняты "Правила предоставления и пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ОАО "РЖД" работниками основных профессий и должностей, обеспечивающими соответствующие производственно-технологические процессы, приглашенными, перемещенными руководителями и специалистами ОАО "РЖД", "Правила предоставления работникам ОАО "РЖД" корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) ими жилых помещений в собственность", "Положение о субсидировании работникам ОАО "РЖД" части затрат на уплату начисленных процентов по договорам ипотечного кредита", "Положение о купле-продаже работниками ОАО "РЖД" в кредит с рассрочкой платежа и залогом недвижимости (ипотекой) жилых помещений, приобретенных (построенных) ЗАО "Желдорипотека" и НО "Фонд "Жилсоципотека" на средства, полученные этими организациями от ОАО "РЖД", "Положение о предоставлении за счет средств ОАО "РЖД" безвозмездных субсидий отдельным категориям работников ОАО "РЖД", приобретающим (строящим) жилые помещения в собственность.
Указанные локальные нормативные акты не распространяют свое действие на правоотношения сторон, поскольку жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются лишь работникам ОАО «РЖД» и меры корпоративной поддержки при приобретении или строительстве жилых помещений также предоставляются работникам ОАО «РЖД» при условии, если эти работники состояли в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальному найму до 1 марта 2005 года, а если не состояли, то принятым на учет при условии, если имеются к тому основания и данное лицо продолжает работать в ОАО «РЖД».
Из данной Концепции также следует, что очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в организации ответчика существует, призвана упорядочить предоставление мер корпоративной поддержки работникам ОАО «РЖД», желающим приобрести в собственность жилое помещение за счет собственных средств.
Истец не является работником ОАО «РЖД», на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в период до ДД.ММ.ГГГГ не состояла, намерения приобрести жилье за счет собственных средств не имеет. Оснований для постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в организации ответчика в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья
И.Н.Бабикова