дело № 2-4198/2017
изготовлено 20.12.2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 15 декабря 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Петухова Р.В.,
при секретаре Потаповой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения, прекращении права долевой собственности, признании права собственности, а также встречному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее ДАЗО мэрии г. Ярославля), Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее КУМИ мэрии г. Ярославля), Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля (далее ДОС мэрии г. Ярославля) обратились в суд с иском к ФИО1 в котором указали, что ФИО1 является собственном 25/172 долей в праве долевой собственности на квартиру <данные изъяты>, расположенную по адресу: гор. Ярославль, <данные изъяты> и 40/667 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Заключением городской межведомственной комиссии от 17.05.2011 года № 21 дом <данные изъяты>, расположенный по адресу: гор. Ярославль, <данные изъяты>, был признан аварийным и подлежащим реконструкции. 09.11.2011 года постановлением мэра г. Ярославля № 2978 принято решение «О расселении и реконструкции жилого дома». 13.12.2011 года собственником было получено требование о реконструкции указанного дома, однако ФИО1 отказалась принимать участие в реконструкции дома.
Истцы просят изъять у ФИО1 недвижимое имущество, расположенное по адресу: гор. Ярославль, ул. <данные изъяты> путем предоставления возмещения по цене 763 773 рублей, в том числе: 220 327 стоимость 12/172 долей в праве собственности на квартиру № 5, 537 746 рублей стоимость 40/667 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, размер убытков 5 700 рублей; прекратить право собственности ФИО1 на 25/172 долей в праве собственности на жилое помещение – квартиру <данные изъяты> и 40/667 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: гор. Ярославль, <данные изъяты>; признать право собственности города Ярославля на 25/172 долей в праве собственности на жилое помещение – квартиру <данные изъяты> и 40/667 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: гор. Ярославль, <данные изъяты>.
ФИО1 обратилась в суд со встречным исковым заявлением к ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии города Ярославля, Мэрии г. Ярославля в котором указала, что не согласна на получение возмещения за изымаемое недвижимое имущество, поскольку имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения взамен признанного аварийным, т.к. дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 году, утв. Постановлением правительства Ярославской области от 11.10.2017 года.
Указывает, что в спорном жилом помещении вместе с истцом зарегистрированы муж Ч.А.В. и сын М.А.А. 09.06.2017 года ФИО1 был получен проект соглашения об изъятии принадлежащего ей недвижимого имущества для муниципальных нужд, согласно которому размер возмещения за изымаемое имущество составляет по 763 773 рублей, однако от его подписания истец отказалась, поскольку размер возмещения является заниженным.
ФИО1 просит обязать Мэрию г. Ярославля предоставить ей на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы», утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 года № 432-п, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,8 кв.м. в пределах г. Ярославля, взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, на семью в составе трех человек; после предоставления в собственности указанного жилого помещения прекратить право собственности ФИО1 на 25/172 долей в праве собственности на жилое помещение – квартиру <данные изъяты> и 40/667 долей в праве собственности общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: гор. Ярославль, <данные изъяты>, с признанием права муниципальной собственности на данное жилое помещение и долю земельного участка.
В судебном заседании представитель мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии г. Ярославля по доверенностям ФИО2 первоначальные требования поддержал, в удовлетворении встречного иска просил отказать, представил письменный отзыв по делу, из которого следует, что Жилищное законодательство не содержит норм, позволяющих освобождать собственника аварийного жилого помещения от доплаты разницы в стоимости жилых помещений. Предоставление другого жилого помещения собственнику жилого помещения в доме, признанном аварийным, может быть предоставлено на основании ст. 32 ЖК РФ только по соглашению с органом местного самоуправления с зачетом его стоимости в выкупную цену. Отсутствие денежных средств у собственника, и как следствие, отказ от оплаты разницы в стоимости жилья свидетельствует о не достижении соглашения, требуемого ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. Бездействия по расселению дома со стороны органов местного самоуправления не допущено.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 требования по первоначальному иску не признала, встречные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные тексту встречного иска.
Остальные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДРС мэрии г. Ярославля удовлетворению не подлежат, встречные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 25/172 долей в праве собственности на квартиру <данные изъяты>, расположенную по адресу: гор. Ярославль, ул. <адрес>. Вместе с ФИО1 по указанному адресу зарегистрированы муж Ч.А.В. и сын М.А.А...
Заключением межведомственной комиссии от 17.05.2011 года № 21 многоквартирный дом <адрес> в г. Ярославле признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 09.11.2011 года № 2978 установлен срок для организации предъявления городской межведомственной комиссией требований к собственникам помещений о реконструкции многоквартирного дома.
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 05.04.2017 года № 470 принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка площадью 667 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, из земель населенных пунктов по адресу: гор. Ярославль, <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, являющийся аварийным и подлежащим реконструкции, у ФИО1 – 40/667 долей в праве собственности земельный участок, а также квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по адресу: гор. Ярославль, <адрес>, в размере 25/172 долей в праве собственности.
13.12.2011 года в адрес ФИО1 направлено требование <данные изъяты>, а также согласие на изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий реконструкции, и жилых помещений в таком доме.
Согласно отчету № 131 от 17.05.2017 года, рыночная стоимость размера возмещения за право собственности на долю в праве собственности жилого помещения и земельного участка ФИО1 составляет 763 773 рублей.
Признанный аварийным жилой дом <данные изъяты> по <адрес> в г. Ярославля включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 г.. № 432-п, принятую во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с разделом V Программы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 г. № 432-п, выполнение мероприятий Региональной адресной программы осуществляется путем приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах; строительства многоквартирных домов органами местного самоуправления; выплаты размера возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Объем финансирования Программы определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой.
Объем дополнительного финансирования приобретения жилых помещений, связанный с предоставлением жилого помещения, площадь которого больше площади ранее занимаемого помещения рассчитывается органами местного самоуправления - участниками Программы как стоимость разницы между занимаемой площадью и минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» с соблюдением требований ст. 89 ЖК РФ.
В случае приобретения муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
В случае приобретения муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, меньшей, чем цена приобретения жилых помещений, рассчитанная с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей плошали жилых помещений, средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов в сумме, составляющей разность между указанными ценами, могут расходоваться на оплату стоимости превышения общей площади жилого помещения, в случае предоставления гражданину помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, но не более нормы предоставления жилого помещения на одного человека.
Разделом 3 Программы предусмотрено, что субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, за счет средств, поступивших из Фонда, предоставляются на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. При этом, остаток неизрасходованных средств может быть использован путем направления средств на финансирование переселения граждан из иных жилых помещений многоквартирных домов.
Из анализа вышеприведенных положений следует, выполнение мероприятий Программы осуществляется за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», средств областного бюджета, местных бюджетов, а также дополнительных источников финансирования; объем финансирования Программы определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой; предоставление Фондом целевых средств осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселением граждан из аварийного жилищного фонда является принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным, обеспечиваются в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, который предусматривает как заключение соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и заключение соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная правовая позиция указана в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 года, а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года.
Принимая во внимание обстоятельства дела, что многоквартирный жилой дом, в котором находится жилое помещение ФИО1, признан аварийным и подлежащим реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого.
При этом закон, в том числе ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, не содержит требований о необходимости оплаты собственником аварийного жилья стоимости предоставляемого взамен жилого помещения, указывая лишь на зачет стоимости предоставляемого жилого помещения при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Учитывая волеизъявление ФИО1 на предоставление ей другого жилого помещения на праве собственности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных встречных исковых требований.
Предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с изъятием принадлежащего им жилого помещения в силу положений ч. 1 ст. 7, ст. 89 ЖК РФ носит компенсационный характер, следовательно, предоставляемое жилое помещение ФИО1 должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, общая площадь должна составлять не менее 27,8 кв. метров.
Возражения Мэрии г. Ярославля об отсутствии длительного бездействия администрации муниципального образования, выражающегося в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, необходимости наличия в качестве обязательного условия для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, о предоставлении собственнику другого жилого помещения взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену судом отклоняются, поскольку включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иных жилых помещений собственникам при переселении из аварийного жилищного фонда.
Объем финансирования региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы согласно Постановлению Правительства Ярославской области № 432-П определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в силу положения п.4 ст.2 Федерального закона № 185-ФЗ предполагает предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетом на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Учитывая изложенное, доводы ДАЗО мэрии г. Ярославля, Мэрии г. Ярославля о необходимости доплаты собственником аварийного жилого помещения разницы рыночной стоимости между предоставляемым и аварийным жилым помещением суд признает необоснованными.
Встречные исковые требования ФИО1 о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, по сути, предполагают передачу прав на принадлежащее ей жилое помещение в муниципальную собственность после предоставления другого помещения.
Таким образом, после предоставления ФИО1 в собственность другого благоустроенного жилого помещения право собственности ответчика на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ярославль, <адрес> в размере 25/172 доли, земельный участок в размере 40/667 долей в праве общей долевой собственности, подлежит прекращению с признанием права муниципальной собственности на соответствующие доли указанного недвижимого имущества.
Поскольку удовлетворение требований ФИО1 исключает удовлетворение требований ДАЗО мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, ДОС мэрии гор. Ярославля, суд отказывает истцам по первоначальному иску в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля К.М.Л.. относительно стоимости объекта недвижимого имущества, суд во внимание не принимает, т.к. они, с учетом заявленных исковых требований ФИО1, правового значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Обязать Мэрию г. Ярославля предоставить ФИО1 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ярославль, <адрес>, в собственность другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным, строительным эпидемиологическим и иным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, расположенное в границах городского округа город Ярославль, общей площадью не менее 27,8 кв. метров.
После предоставления ФИО1 жилого помещения прекратить право собственности ФИО1 в размере 25/172 доли на квартиру <данные изъяты>, расположенную по адресу: гор. Ярославль, <адрес> и в размере 40/667 доли в праве собственности на земельный участок площадью 667 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, по адресу: г. Ярославль, <адрес> с признанием права муниципальной собственности города Ярославля на указанные доли в праве собственности на жилое помещение и земельный участок.
Исковые требования Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья Р.В.Петухов