Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес>,
в составе председательствующего судьи Компанеец А.Г.
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
«28» сентября 2017 года
гражданское дело по иску ФИО1 к БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлению труда и социального развития по <адрес>, Министерству финансов РФ в лице федерального казначейства по <адрес> о возложении обязанности производить выплаты и начисления, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о возложении обязанности производить выплаты и начисления, взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указала, что является пенсионеркой, льготником категории реабилитированных лиц. Зарегистрирована по адресу <адрес>, с 1997 <адрес> проживающих в частном доме- 4 человека, льготников- 3 человека (она и двое ее детей), на которых распространяются меры социальной поддержки. В дом подведены коммуникации: холодная вода и канализация, электричество, природный газ. Установлены приборы учёта объёма потребления воды, электроэнергии, природного газа. Заключен договор газоснабжения с «Омской региональной компанией по реализации газа» (ГСО) 21 ноября 2006 года. Согласно договору (п.п.4.4) оплата газа с учетом льгот и субсидий осуществляется с момента предоставления в ГСО соответствующих документов на право Абонента пользования льготами и субсидиями. При наличии прибора учета газа помесячный расчет льгот производится по фактически переданным показаниям. В соответствии с п.п. 5.13 Абонент имеет право в любое время проверить состояние взаиморасчетов с ГСО за потребляемый газ, а также порядок расчетов и начисления льгот. Дана характеристика объекта газоснабжения. Виды газопотребления: пищеприготовление - плита 4-х конфорочная; подогрев воды - водогрейка; отопление — котел газовый. При одновременном использовании газа по нескольким направлениям установлен один прибор учёта. <адрес> —144 кв. метра. Пользователи газа 4 человека, льготники — 3 человека. Показания прибора учета объема потребленного газа передаются в МФЦ Абонентским отделом ГСО КАО <адрес> по договоренности между организациями. МФЦ начисляет денежный эквивалент скидки по оплате газоснабжения с нарушением установленного законодательства и норм. Денежный эквивалент скидки (ДЭС) она получает по оплате водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, который доставляется на дом организацией почтовой связи. На основании изложенного, просит взыскать с МФЦ КАО <адрес> недоплату ДЭС коммунальной услуги по газопотреблению за период с марта месяца 2016 г. по апрель месяц 2017 года включительно в размере 7110,77 рублей. Обязать МФЦ производить выплаты ДЭС ежемесячно с выдачей квитанций социальных выплат на руки с указанием суммы льготных выплат и периода начислений по каждой коммунальной услуге отдельными строками: по газоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и водоотведению. Обязать МФЦ производить начисление льготных выплат по коммунальным услугам в соответствии с установленными нормативами РЭК и закону <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что является пенсионеркой, относится к категории реабилитированных лиц. При наличии прибора учета газа помесячный расчет льгот производится по фактически переданным показаниям. Согласно условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ, отапливаемая площадь- 144 кв. м, пользователей 4 человека, льготами пользуются трое. Денежный эквивалент скидки она получает по оплате коммунальных услуг, который доставляется ей на дом совместно с пенсией. Однако, при получении пенсии она не может определить, каким образом производился расчет денежного эквивалента скидки. Полагает, что данный расчет произведен ответчиком неверно, нарушает её права, поскольку скидка, которая в результате расчета ей выплачивается, значительно ниже положенной ей по закону.
Представитель ответчика БУ «МФЦ» - ФИО10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что представленный расчет истца не может служить основанием для принятия его за основу, поскольку произведен неверно. В расчете, представленном истцом, учитывается только жилая площадь дома, составляющая 144 кв.м., тогда как при расчете следует учитывать общую площадь дома, которая составляет 222,4 кв.м. Кроме этого, истец уже обращалась в МФЦ за перерасчетом размера МСП за период с марта 2016 года по апрель 2017 года в связи с несогласием с размером выплат. Перерасчет за указанный период был произведен и установлено, что имеется незначительная переплата.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице федерального казначейства по <адрес> и Управление труда и социального развития по <адрес>; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований привлечено ЗАО «Омская региональная компания по реализации газа».
Представитель ответчика Управление труда и социального развития по <адрес>ФИО11, действующий на основании доверенности, разрешение указанного спора оставил на усмотрение суда, указав, что Управление труда и социального развития по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
Другие участники процесса о дате слушания дела уведомлены, своих представителей в суд не направили, отзывы не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 N "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1061-ОЗ "<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" реабилитированным лицам предоставляется денежные эквиваленты скидок по оплате в размере 50 процентов общей площади жилых помещений, приходящейся на реабилитированное лицо, коммунальных услуг, услуг по вывозу бытовых и других отходов, с установленными данным Законом ограничениями.
Из материалов дела следует, что согласно справке, выданной ГУВД по <адрес>№(з) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Молотовской (Пермской) области, находилась в местах поселения вместе с отцом. Репрессия применена к отцу. Отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в трудовой армии и на учете спецпоселения как лицо немецкой национальности в <адрес> с 1941 года по ДД.ММ.ГГГГ. Реабилитирован на основании применения репрессии по политическим мотивам в административном порядке Указ ПВС ССР от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч.1 ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реабилитации жертв политических репрессий, реабилитирована и истец- ФИО1.
Согласно домовой книге, в <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> имеет общую площадь 222,4 кв.м. из которых 134,1 кв.м. - подсобная, 88,3кв.м. – жилая.
Как следует из искового заявления, истец не согласна, с предоставляемыми МФЦ расчетами денежного эквивалента скидки за поставляемый газ (отопление жилых помещений, газоснабжение природным газом (пищеприготовление и подогрев воды)), и представила свой расчет, согласно которому денежный эквивалент скидки по оплате газопотребления за период с марта 2016 года по апрель 2017 года включительно составляет 13 307,38 рублей.
Полагает, что Многофункциональный центр допускает неточности в расчете подлежащего выплате ей денежного эквивалента скидки (ДЭС), вследствие чего задолженность за указанный период по ДЭС составляет 7 110,77 рублей.
Суд не может согласиться с данным расчетом в силу следующего.
Пунктом 7 стати 6 Закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в статью 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" внесены следующие изменения: «Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации".
Механизм предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан претерпел существенные изменения. Часть льгот, ранее предоставлявшаяся в натуральном виде, была "монетизирована" и заменена ежемесячной денежной выплатой.
Законодательным собранием <адрес> в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории <адрес>, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты населения принят <адрес> "<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Кодекс).
В соответствии со статьей 23 Кодекса, реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки а именно по оплате жилищно-коммунальных услуг:
4) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
5) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в <адрес>, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
5.1) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
5.2) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
6) денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов;
2. При совместном проживании реабилитированного лица с иными гражданами предоставление мер социальной поддержки, установленных подпунктами 4-6 пункта 1 настоящей статьи, производится исходя из его доли расходов в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, проживающих в жилом помещении, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
2.1. Меры социальной поддержки, установленные подпунктами 4-5.2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на реабилитированное лицо, рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв. м общей площади жилого помещения на реабилитированное лицо, проживающее в семье из трех и более человек, 21 кв. м общей площади жилого помещения на реабилитированное лицо, проживающее в семье из двух человек, 33 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающее реабилитированное лицо.
2.2. Меры социальной поддержки, установленные подпунктами 4-6 пункта 1 настоящей статьи, распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицом членов его семьи.
В соответствии с постановлением <адрес> от 2
декабря 2009 года №-п "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>" (далее - Порядок), с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются всем категориям льготников, путем перечисления ДЭС по оплате жилого помещения и коммунальных услуг каждому льготнику через кредитные учреждения или организации почтовой связи.
Настоящий порядок устанавливает процедуру предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.
Меры социальной поддержки гражданам из числа категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 28 приложения к настоящему Порядку, предоставляются в денежной форме, в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина по месту его жительства или пребывания.
В соответствии с разделом 2 вышеозначенного Порядка размер мер социальной поддержки определяется по каждому гражданину в соответствии с законодательством.
Ежемесячный расчет размера мер социальной поддержки (за исключением мер социальной поддержки по приобретению твердого топлива и бытового газа в баллонах) осуществляется на основании последних сведений, поступивших в учреждение от гражданина или организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, о начисленном гражданину размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также услуги по вывозу жидких бытовых отходов в соответствующем месяце.
Как следует из показаний ответной стороны, согласующихся с нормами действующего законодательства, ДЭС назначается индивидуально на каждого человека с учетом категории, к которой относится гражданин, количества членов семьи, проживающих с ним совместно, жилищных условий. Формирование производится исходя из сведений от организаций, оказывающих соответствующие услуги, об объеме предоставленных услуг. При назначении ДЭС учитываются и наличие у граждан индивидуальных счетчиков потребления воды, газа и др.
За основу взят авансовый способ назначения ДЭС, при котором расчет производится согласно данным о прогнозируемых начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полученным от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (далее - организации), за предшествующий период.
Таким образом, обоснованы доводы стороны ответчика, что при наличии приборов учета в жилом помещении сумма, которая вносится за коммунальные услуги, меняется из месяца в месяц, соответственно, отличаются и перечисляемые размеры ДЭС. Окончательный расчет ДЭС проводится по факту оплаты, то есть после получения сведений от организаций, оказывающих коммунальные услуги. Авансовые начисления ДЭС производятся до 26 числа каждого месяца, это ориентировочная сумма, основанная на данных коммунальных платежей за предыдущие месяцы, которой граждане могут воспользоваться для оплаты текущего месяца.
П.п. 9, 10 Порядка предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с назначением ДЭС, производится перерасчет ДЭС на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, перерасчет размера ДЭС производится не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления гражданина и документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В связи с этим возможно несовпадение размера ДЭС, выплаченного в определенном месяце, с назначенным на этот же месяц размером ДЭС по результатам перерасчета. По этой же причине сумма назначенного гражданину ДЭС может неоднократно меняться (рассчитанная по первоначальным данным организаций, по уточненным данным организаций, на основании заявления гражданина по представленным квитанциям).
В представленном расчете сторона истца указывает общую площадь отапливаемого помещения, исходя из договора газоснабжения, заключенного ФИО3 с ЗАО «Омская региональная компания по реализации газа» ДД.ММ.ГГГГ, в приложении к которому содержится указание на отапливаемую площадь помещения- 144 кв. м.
Однако понятие общей площади жилого помещения и отапливаемой общей площади жилого помещения не являются аналогичными.
Таким образом, представленный стороной ответчика расчет исходя из общей площади жилого помещения, значащейся в технической документации домовладения- 222,40 кв.м, является объективным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Приведенный ответчиком в обоснование законности начисления денежного эквивалента скидки расчет (л.д.28) произведен с учетом норматива, приходящегося на реабилитированное лицо, проживающее в семье из трех и более человек, тарифа в размере 4,66 рублей за кубометр газа, норматива приготовления пищи и подогрева воды (32,52), количества лиц, зарегистрированных в доме (4 человека). Таким образом, денежный эквивалент скидки стоимости газа, необходимого на подогрев воды и приготовление пищи составляет для истца 607,29 рублей. Расчет денежного эквивалента скидки на отопление производится, исходя из общей суммы, начисленной к оплате за текущий месяц.
Сумма денежного эквивалента скидки, а также размер удержаний и доплат рассчитывается без разбивки по коммунальным услугам, с учетом общего размера назначенного ДЭС.
Суд принимает доводы ответной стороны, что в расчетах, представленных в исковом заявлении, указан период, это означает, что истец требует двойную выплату за фактически за один и тот же период, поскольку ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращалась с заявлением в филиал бюджетного учреждения Кировского административного округа <адрес> о перерасчете размера МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов, предусмотренных федеральным и областным законодательством за период с марта 2016 года по апрель 2017 года в связи с несогласием выплат.
За производством перерасчета с июля 2016 г. по апрель 2017 г. ФИО1 обращалась к ответчику, что следует из содержащегося в личном деле реабилитированного лица ФИО1 заявления, а также представленного ответной стороной распоряжения о перерасчете меры социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ № Z№.
Таким образом, порядок расчета денежного эквивалента скидки на основании заявления истца подвергался проверке и перерасчету.
В связи с чем суд находит требования исковой стороны в данной части не подлежащими удовлетворению.
Требования исковой стороны о понуждении ответчика к производству выплаты денежного эквивалента скидки ежемесячно с выдачей квитанции социальных выплат на руки с указанием суммы льготных выплат и периода начислений по каждой коммунальной услуге отдельными строками по газоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и водоотведению также не подлежат удовлетворению, поскольку вышеприведенными нормами действующего законодательства указанный вид услуг не предусмотрен.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к БУ «Многофункциональный центр», Управлению труда и социального развития по <адрес>, Министерству финансов РФ в лице федерального казначейства по <адрес> о возложении обязанности производить выплаты и начисления, взыскании денежных средств, отказать в полном объеме за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Председательствующий: А.<адрес>
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.