Дело № 2-419 / 2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Овсянниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства Кировской области, администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и обязании компенсировать расходы на строительство жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительства Кировской области, администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и обязании компенсировать расходы на строительство жилого дома. В обоснование заявленных требований указал, что он со своей семьей в период с 1978 года по 1995 год жили в г.Братск Иркутской области в квартире, предоставленной по договору социального найма. При выезде за пределы г.Братска, занимаемое ими жилое помещение было возвращено наймодателю. Город <адрес>, согласно перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к району Крайнего Севера. Он с семьей проживали в районе Крайнего Севера в общей сложности 17 лет.
Жилья в собственности они не имели. Поэтому по приезду в <адрес> в 1995г. он с женой построил новый дом по адресу: <адрес>, общей площадью 167,1 кв.м. Дом построили на свои личные денежные средства, в общей сложности было потрачено 4397592 рубля.
Полагает, что имеет право на предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья, так как, выезжая из г<адрес> в 1995г. никакого жилья у него не было, общий период проживания в районах Крайнего Севера составил 17 лет, субсидию на получение жилья он не получал.
Просил суд признать за ним право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера; признать что он (истец) в период с апреля 1995г. по 30.10.2003г. построил жилой дом, общей площадью 167,1 кв.м. по адресу: <адрес> и обязать ответчиков компенсировать понесенные расходы на строительство дома в размере 4397590руб.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель – адвокат Габдулхаков Н.Т. заявленные требования поддержали. Суду пояснили, что ФИО1 с семье й прожили в г.Братск, местности приравненной к районам Крайнего Севера, 17лет. За период проживания на Крайнем Севере в г.Братске они не получали компенсацию на жилье и в очереди на получение субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не состояли. Не состояли и в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий. Проживая в г.Братск, ФИО1 на свои личные денежные средства приобрел 100 кубометров леса, который переработал на бруски и доски, также им были приобретены прокатные листы, блоки и иные строительные материалы, которые были отправлены на железнодорожном и автомобильном транспорте в <адрес>. В последствии из этих строительных материалов ФИО1 в 1995г. построил дом по адресу: <адрес>, общей площадью 167,1 кв.м. По указанному адресу до 1995г. стоял небольшой дом, принадлежащий родителям ФИО1, который в 1995г. был снесен и на его месте построен новый дом. Считают, что у ФИО1 право на предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья возникло в апреле 1995, то есть когда они уезжали из г.Братск в д<адрес> на постоянное место жительства. И в настоящее время это право не утрачено. По вопросу предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья ФИО1 обращался в администрацию МО - Среднешунское сельское поселение несколько раз, но получал отказ в связи с тем, что у него в собственности имеется дом. Просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства Кировской области в суд не явился, от министра строительства Кировской области ФИО2 в суд поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело по иску ФИО1 в отсутствии представителя министерства. (л.д.95). В отзыве на иск указал, что истец имеет в собственности жилой дом площадью 167,1 кв.м. по адресу: <адрес>. Таким образом, права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ФИО1 не имеет. (л.д.42-43).
Представитель ответчика – администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района в суд не явился. От главы администрации ФИО3 в суд поступил отзыв, где он указал, что 07.12.2017г. ФИО1 обратился в администрацию Среднешунского сельского поселения с заявлением о выплате субсидии за построенный дом и хозяйственные постройки, и компенсации расходов по переезду из Севера. Администрацией дан заявителю ответ 25.12.2017г. о том, что согласно подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» участниками программы могут быть граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера не ранее 01 января 1992 года, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. Истец нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, поскольку с соответствующим заявлением в администрацию поселения никогда не обращался. И в настоящее время истец нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, поскольку проживает в жилом помещении общей площадью 167,1 кв.м. В связи с чем, в иске просил отказать. (л.д. 38, 91)
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст.1).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Таким образом, по данному спору юридически значимым обстоятельством является дата обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера.
Граждане, у которых продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составляет не менее 10 лет, сохраняют право на получение жилищной субсидии в том случае, если они были поставлены на учет на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». (ч.1 ст.1)
Предоставление жилищных субсидий и по ранее действовавшему законодательству носило, и по действующему в настоящее время законодательству носит заявительных характер.
Согласно ст.3 ФЗ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Согласно трудовой книжки ФИО1 с 12.09.1978г. по 02.04.1988г. он работал в Плехановской лесоперевалочной базе филиала Производственного объединения «Братский промышленный комплекс», местность приравненная к районам Крайнего Севера (далее МПКС), с 12.04.1988г. по 19.07.1988г. – в *** г.Братск Иркутской области (МПКС), с 20.07.1988г. по 20.12.1990г. – в комбинате производственных предприятий АООТ «***» г.Братск Иркутской области (МПКС),, с 21.12.1990г. по 30.10.1991г. в Совместном предприятии «***» (МПКС), с 31.10.1991г. по 25.05.1995г. – в АООТ «***» г.Братск Иркутской области (МПКС), с 07.12.1996г. по 12.04.1999г. в АООТ «*** треста Когалымнефтедорстройремонт г.Когалым. (МПКС). (л.д.24-25)
Таким образом, судом установлено, что трудовой стаж ФИО1 по состоянию на 25.05.1995г., когда как указал заявитель он с семьей уехал из г.Братска в д.Средние Шуни Вятскополянского района, составлял более 15 лет.
Однако, доказательств того, что ФИО1 нуждался на момент выезда из местности приравненной к районам Крайнего Севера в улучшении жилищных условий, истцом представлено не было.
Как следует из ордера на жилое помещение ФИО1 с семьей жили и были зарегистрированы в муниципальной квартире по адресу: г<адрес> с 15.01.1980г. по 27.06.1995г. Из пояснений ФИО1, свидетелей ФИО4, ФИО5 следует, что летом 1995г. семья ФИО1 переехали жить в Кировскую область, и стали жить в доме по адресу: <адрес> общей площадью 167,1 кв.м. Согласно домовой книги выше указанного дома, ФИО4 зарегистрирована в доме с 05.07.1995г. (л.д.78-79 оборот).
Согласно выписке из ЕГРН от 05.04.2018г., технического паспорта ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 167,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Год постройки дома 1987г., право собственности возникло 30.10.2003г. (л.д. 8-12, 29).
Согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию от 23.09.2003г. наследником имущества, принадлежащего ФИО4, умершего 29.12.1999г., является ФИО1. Наследственное имущество состоит из жилого дома с надворными постройками, находящегося по адресу: <адрес>л.д.6).
В судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 подтвердили, что в 90-х годах ФИО1, работающий в то время в г.Братск, привез в <адрес> лес, строительный материал, из которых построил жилой дом по адресу: <адрес> и сразу вселился в него со своей семье. В этом доме они продолжают жить до настоящего времени.
Право на получение субсидии носит заявительный характер. Заявление подается в орган местного самоуправления по месту жительства. Право на получение жилищной субсидии оценивается органом местного самоуправления на момент обращения гражданина с соответствующим заявлением о постановке на очередь на получение субсидии.
Впервые ФИО1 обратился с письменным заявлением в администрацию Среднешунского сельского поселения о выплате субсидии за построенный дом и компенсации расходов по переезду из Крайнего Севера 07.12.2017г. (л.д.39), в чем ему было отказано сообщением от 25.12.2017г., поскольку он не состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.15).
Поскольку, с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ФИО1 ни в г.Братск, ни в администрацию Среднешунского сельского поселения не обращался, что подтвердил ФИО1 в судебном заседании, на учете на получение жилищной субсидии ни он, ни члены его семьи не состояли, государственного жилищного сертификата на получение указанной субсидии не имели, на учете на улучшение жилищных условий не состояли и не состоят до настоящего времени, следовательно, право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона № 125-ФЗ, они не приобрели.
В настоящее время ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 167,1кв.м., что также не дает ему право на получение жилищной субсидии согласно Федерального закона № 125-ФЗ.
Поскольку требования ФИО1 о признании факта строительства жилого дома по адресу: <адрес> в период с 1995г. по 2003г. носят производный характер от основного требования – обязать ответчиков компенсировать расходы на строительство жилого дома, в удовлетворении основных требований истца отказано, то оснований для удовлетворения производного требования также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Министерству строительства Кировской области, администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и обязании компенсировать расходы на строительство жилого дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья- Л.И.Колесникова.
СПРАВКА:
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2018 года.
Судья- Л.И.Колесникова.