Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
Председательствующего судьи: Баранова С.В.,
При секретаре: Бутовой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце Липецкой области гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к крестьянскому фермерскому хозяйству «ФИО1» о возложении обязанности подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и составлению соответствующих паспортов,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к крестьянскому фермерскому хозяйству «ФИО1» о возложении обязанности подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и составлению соответствующих паспортов. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что ответчик по настоящему делу осуществляет хозяйственную деятельность в <адрес>. В результате указанной деятельности образуются отходы: люминесцентные ртутьсодержащие лампы (код отхода - 3533010013011); аккумуляторы отработанные свинцовые со слитым электролитом (код отхода - 9211010213012); отработанное дизельное масло (код отхода - 5410020302033); шины пневматические отработанные (код отхода - 5750020013004), смет с территории (код отхода - 9120040001004).
Однако паспорта, подтверждающие класс опасности отхода на указанные виды отходов, ответчик не имеет.
В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасностив порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Нормативно-правовыми актами утверждены: форма паспорта отхода и инструкций по ее заполнению; критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды; порядок организации работы по паспортизации опасных отходов.
Таким образом, ответчик обязан подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, а также, в случае подтверждения отнесения их именно к отходам 1-4 класса опасности, составить на них паспорта.
Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, так как целью ФЗ «Об отходах производства потребления» является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В связи с изложенным просит обязать ответчика подтвердить отнесение отходов (люминесцентные ртутьсодержащие лампы; аккумуляторы отработанные свинцовые со слитым электролитом; отработанное дизельное масло; шины пневматические отработанные, смет с территории) к конкретному классу опасности и составить паспорта, подтверждающие класс опасности на указанный вид отходов.
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, а также указано, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - глава КФХ «ФИО1» ФИО3 ФИО2. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что сразу же после проведения проверки ответчиком по делу были заключены и оплачены соответствующие договора на составление проектов нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Таким образом, ответчик сразу же принял меры к соблюдению экологического законодательства. У ответчика отсутствуют документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности и отсутствуют паспорта, потому что на их изготовление требуется определенное время. Она не оспаривает того обстоятельства, что ответчик должен произвести действия, о которых просит истец, но для этого нужно время.
Представитель 3-го лица - Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области так же не явился в судебное заседание, так же представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
То обстоятельство, что в результате хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы - люминесцентные ртутьсодержащие лампы; аккумуляторы отработанные свинцовые со слитым электролитом; отработанное дизельное масло; шины пневматические отработанные, смет с территории, а также то обстоятельство, что указанные отходы не отнесены к конкретному классу опасности и не составлены соответствующие паспорта, подтверждаются объяснениями представителя ответчика, актом проверки юридического лица №-А от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным, суд находит установленными указанные обстоятельства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ст. 14 указанного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно Федеральному классификатору каталогов, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 года отходы различаются по коду вида отхода. Тринадцатая цифра в коде используется для кодирования класса опасности для окружающей среды (0 - класс опасности не установлен; 1 - первый класс опасности; 2- второй класс опасности и т.д.). Согласно указанному классификатору люминесцентные ртутьсодержащие лампы имеют код отхода - 3533010013011, аккумуляторы отработанные свинцовые со слитым электролитом имеют код отхода - 9211010213012, отработанное дизельное масло имеет код отхода - 5410020302033, шины пневматические отработанные имеют код отхода - 5750020013004, смет с территории имеет код отхода - 9120040001004.
Коль скоро, в результате хозяйственной деятельности ответчика образуются вышеуказанные отходы, то в силу прямого указания закона юридическое лицо обязано подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, а также, в случае подтверждения отнесения их именно к отходам 1-4 класса опасности, составить на них паспорта.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов определен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Данный приказ определяет, что территориальный орган Ростехнадзора рассматривает документы и материалы, представляемые заявителем, в том числе и разработанные паспорта и в 30-дневный срок с момента регистрации материалов обеспечивает рассмотрение представленных материалов и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов, либо отказывает в выдаче с указанием причин.
Из изложенного следует, что окончание работ по паспортизации наступает с момента выдачи свидетельств о классе опасности отходов, а в случае подтверждения отнесения их именно к отходам 1-4 класса опасности, составлением паспортов и их согласованием с территориальным органом Ростехнадзора.
Учитывая то обстоятельство, что у ответчика отсутствуют свидетельства о классе опасности вышеуказанных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, то исковые требования в части возложения на ответчика обязанности подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности подлежат бесспорному удовлетворению.
Между тем, суд находит исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по составлению паспортов опасных отходов не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
У ответчика возникает обязанность по составлению указанных паспортов только в том случае, если отходы отнесены к 1-4 классу опасности.
Действующее законодательство устанавливает, что отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляет специализированный орган не зависимо от того, что существует вышеуказанный классификатор. Таким образом, схожие по названию отходы могут быть отнесены к разным классам опасности в зависимости от состава отхода.
Коль скоро отходы не отнесены к конкретному классу опасности и не имеется соответствующих свидетельств, то выводы о необходимости составления паспортов основаны на предположениях. Между тем, решение суда не может быть основано на предположениях. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования о составлении паспортов заявлены преждевременно и, соответственно, не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представитель ответчика не представил доказательств, которые могли послужить основанием для отказа в иске в части возложения обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, то государственную пошлину в размере 200 рублей следует взыскать с ответчика в бюджет Елецкого муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать крестьянское фермерское хозяйство «ФИО1» подтвердить отнесение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности (люминесцентные ртутьсодержащие лампы; аккумуляторы отработанные свинцовые со слитым электролитом; отработанное дизельное масло; шины пневматические отработанные, смет с территории), к конкретному классу опасности.
В удовлетворении исковых требований Липецкому межрайонному природоохранному прокурору о возложении обязанности по составлению паспортов отходов отказать.
Взыскать с крестьянского фермерского хозяйства «ФИО1» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет Елецкого муниципального района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Елецкий районный суд.
Председательствующий С.В.Баранов
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года.