Дело № 2-419/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2013 года Заречный районный суд Свердловской области
в составе судьи Вахониной С.Н.
при секретаре Костиной Т.С., с участием помощника прокурора Нисковских Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта администрации ГО Заречный,
У С Т А Н О В И Л:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании положений постановления администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года за № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах» в части предоставления земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства исключительно на торгах.
Также прокурором оспаривается абзац 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства» на территории ГО Заречный», утвержденного Постановлением администрации ГО Заречный от 16 апреля 2013 года № 534-П в части, устанавливающей, что предоставление земельных участков в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории ГО Заречный осуществляется исключительно на торгах в соответствии с Постановлением администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах».
В судебном заседании ст.помощник прокурора Нисковских Е.Н. суду пояснила, что указанные выше положения муниципальных нормативных правовых актов о том, что земельные участки под индивидуальное жилищное строительство предоставляются гражданам исключительно на торгах не соответствуют ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, норма которой предусматривает возможность приобретения земельного участка под ИЖС не только на торгах (аукционе), но и через публикацию сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Норма ст.30.1 Земельного кодекса РФ предусматривает выбор того или иного варианта (через аукцион или через публикацию) предоставления земельного участка при поступлении заявления граждан о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, орган же местного самоуправления обжалуемыми нормативными правовыми актами лишил неопределенный круг лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельных участков под ИЖС, прав по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства через публикацию, тем самым лишив претендентов на земельные участки для ИЖС на предоставление им участков минуя процедуру аукциона.
Просят заявление удовлетворить, признать недействующим со дня принятия постановление администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года за № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах» в части предоставления земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства исключительно на торгах; и абзац 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства» на территории ГО Заречный», утвержденного Постановлением администрации ГО Заречный от 16 апреля 2013 года № 534-П в части, устанавливающей, что предоставление земельных участков в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории ГО Заречный осуществляется исключительно на торгах в соответствии с Постановлением администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах».
Представитель администрации ГО Заречный в настоящее судебное заседание не явился, уведомлен о рассмотрении дела судебной повесткой (л.д.17).
Ранее в судебном заседании представитель администрации ГО Заречный ФИО1 суду пояснила, что с заявлением прокурора не согласны, так как оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий администрации ГО Заречный и не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в частности нормам Земельного кодекса РФ.
В соответствии с абз2 ч.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в силу ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч.1.2 ст.30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Как определено в ч.2 ст.30 Земельного кодекса РФ Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 ст.30 ЗК РФ.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства (ч.11 ст.30 ЗК РФ). Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24 – в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования размещения объекта (ч.1 ст.30.1 ЗК РФ). Таким образом, законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков под жилищное строительство, в том числе гражданину для ИЖС, с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть путем выбора земельного участка в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ.
В абз.2 ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Таким образом, земельное законодательство наделило уполномоченный орган правом определять способ предоставления земельного участка под ИЖС из двух выше указанных (торги или публикация сообщения). Поэтому предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство путем публикации (без торгов) не является обязанностью органов местного самоуправления, а способ предоставления земельного участка под ИЖС определяется не заявителем, а уполномоченным органом.
Просят в удовлетворении заявления отказать (л.д.23-24 том 2).
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из указанной нормы следует, что предметом доказывания является факты не соответствия нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц.
Только при наличии двух условий (не соответствие законодательству и нарушение прав) нормативный правовой акт может быть по решению суда признан недействующим с определенного времени.
Прокурором оспаривается постановление администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года за № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах» в части предоставления земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства исключительно на торгах; и абзац 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства» на территории ГО Заречный», утвержденного Постановлением администрации ГО Заречный от 16 апреля 2013 года № 534-П в части, устанавливающей, что предоставление земельных участков в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории ГО Заречный осуществляется исключительно на торгах в соответствии с Постановлением администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах».
При этом, согласно заявления прокурора в суд, оспаривались указанные положения нормативных правовых актов по основаниям их не соответствия положениям, как нормы ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ (предусматривающей предоставление земельных участков под ИЖС на торгах и через публикацию сообщения, так и нормы ч.1 ст.30 Земельного кодекса РФ, предусматривающей предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (без торгов).
В настоящем судебном заседании участвующий в деле ст.помощник Белоярского межрайонного прокурора, указала, что оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления противоречат только норме ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, поскольку не предусматривают возможности предоставления земельного участка гражданам под ИЖС через публикацию сообщения (без проведения процедуры торгов).
По мнению суда доводы прокурора заслуживают внимания по следующим основаниям.
В соответствии с нормой п.1.2 ст.30 ЗК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
А в соответствии с п.2 ст.30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участок для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст.38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст.2.1 настоящей статьи.
Представитель заинтересованного лица в обоснование своих возражений ссылается именно на указанные выше нормы.
Между тем, данная норма права введена Федеральным законом № 365-ФЗ от 27 декабря 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», и дополнила норму ст.30 Земельного кодекса РФ, предусматривающий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно части 1, которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Нормы права, содержащиеся в ст.30 Земельного кодекса РФ являются общими нормами, предусматривающими порядок предоставления земельных участков для строительства, а также и право органа местного самоуправления на установление перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, то есть в отношении предоставления земельных участков не только под индивидуальное жилищное строительство, но и в других случаях с другим разрешенным использованием.
Вместе с этим, как усматривается из оспариваемых прокурором положений нормативных правовых актов органа местного самоуправления, касаются они предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, то есть устанавливают порядок предоставления земельных участков только с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство.
Порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство регламентирован нормой статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, которая является специальной по отношению к норме ст.30 Земельного кодекса РФ.
В частности, пунктом 3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно муниципального образования в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, законодателем на федеральном уровне закреплено, что имущественное право на заключение договора аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство может быть приобретено гражданином, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС не только на торгах, но и путем публикации сообщения о поступлении такого заявления, то есть через публикацию сообщения, которая, как усматривается из выше названной нормы позволяет заключить договор аренды по истечении месяца без проведения торгов.
Действительно норма п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предусматривает право органа местного самоуправления предоставлять земельный участок через торги или путем публикации сообщения о поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка в аренду под ИЖС, но не является его обязанностью.
Вместе с этим, п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предоставляет возможность гражданину получить земельный участок для ИЖС в аренду не только на торгах, но и иным путем, без проведения торгов.
А оспариваемые прокурором правовые акты администрации ГО Заречный предусматривают возможность предоставления земельных участков под ИЖС в аренду только на торгах.
Таким образом, оспариваемое положение постановления администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года за № 1895-П и абзаца 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства» на территории ГО Заречный», утвержденного Постановлением администрации ГО Заречный от 16 апреля 2013 года № 534-П в части, устанавливающей, что предоставление земельных участков в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории ГО Заречный осуществляется исключительно на торгах в соответствии с Постановлением администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах», исключили уже изначально всякую возможность для граждан заключить договор аренды земельного участка под ИЖС путем публикации сообщения, что является несоответствием нормативного правого акта органа местного самоуправления в указанной части норме п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу.
Безусловно, суд согласен с доводами представителя администрации ГО Заречный о том, что это является правом органа местного самоуправления, как предоставлять земельный участок в аренду под ИЖС – на торгах или путем публикации сообщения (без проведения торгов), однако, федеральное законодательство предусмотрело такую возможность для граждан при заключении договора аренды земельного участка для ИЖС (заключать договор аренды через публикацию сообщения (без торгов)), следовательно решаться вопрос о порядке предоставления земельного участка под ИЖС (через торги или через публикацию сообщения) должен органом местного самоуправления в каждом конкретном случае, по каждому заявлению индивидуально в соответствии с указанными нормами (ст.30.1 Земельного кодекса РФ).
А администрация ГО Заречный оспариваемыми нормативными актами фактически предрешила порядок предоставления земельного участка в аренду под ИЖС исключительно на торгах, чем лишила граждан возможности заключать договоры аренды земельных участков под ИЖС через публикацию сообщения, то есть без проведения процедуры торгов.
Поэтому суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года за № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах» в части предоставления земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства исключительно на торгах.
Признать недействующим со дня принятия абзац 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства» на территории ГО Заречный», утвержденного Постановлением администрации ГО Заречный от 16 апреля 2013 года № 534-П в части, устанавливающей, что предоставление земельных участков в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории ГО Заречный осуществляется исключительно на торгах в соответствии с Постановлением администрации ГО Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П «Об утверждении перечня случае предоставления земельных участков исключительно на торгах».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 3 декабря 2013 года.