ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-419/2021 от 07.06.2021 Торжокского городского суда (Тверская область)

копияДело № 2-419/2021РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 07 июня 2021 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием представителя истца – МУП города Торжка «Горэнерго» - ФИО1, ответчика ФИО2, ее представителя ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» (далее МУП города Торжка «Горэнерго») к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению (отоплению) и горячему водоснабжению,

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие города Торжка «Горэнерго» (далее МУП г.Торжка «Горэнерго») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению (отоплению) и горячему водоснабжению за период с 01.05.2016 по 31.03.2021 в размере 90010 рублей 82 копейки, а также возложении расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование иска указано следующее.

Постановлением Главы города Торжка от 30.04.2014 №160 Муниципальное унитарное предприятие города Торжка «Горэнерго» наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Торжок.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года №808) теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Потребитель тепловой энергии (далее – также потребитель) – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Коммунальная услуга теплоснабжения (в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.

Таким образом, МУП г.Торжка «Горэнерго» осуществляет поставку коммунальных ресурсов (горячей воды и тепловой энергии) потребителям города Торжка – физическим лицам по системе теплоснабжения объектов, подключенных к системе централизованного отопления от источников теплоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

Собственником квартиры <данные изъяты> является ФИО2

На вышеуказанного потребителя в абонентском отделе МУП г.Торжка «Горэнерго» заведен лицевой счет №<***>.

В соответствии со ст.ст.210 ГК РФ, 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания имущества и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная обязанность у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Ссылаясь на положения статей 153,154,155 ЖК РФ, истец указывает, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг должна быть возложена на собственника жилого помещения.

Из-за систематического неисполнения своей обязанности по внесению коммунальных платежей ответчик имеет перед истцом задолженность по оплате потребленных коммунальных услуг (горячей воды и тепловой энергии).

28 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка №57 Тверской области был вынесен судебный приказ по делу №2-2381/2020 о взыскании вышеуказанной задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению с ФИО2 в сумме 90572,14 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №57 Тверской области от 05 февраля 2021 года в связи с поступившими от должника возражениями данный судебный приказ отменен.

18 февраля 2021 года в рамках досудебного урегулирования спора ФИО2 направлено извещение о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению и предложение о реализации права на реструктуризацию долга, что оставлено без ответа.

На дату обращения в суд у ответчика перед истцом за период с 01.05.2016 по 31.03.2021 имеется задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в размере 90 010, 82 рублей.

Представитель истца – МУП г.Торжка «Горэнерго» - ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно указав, что расчет задолженности произведен в соответствии с Правилами №354, по вопросу оплаты коммунальных услуг ответчику направлялось письменное разъяснение с указанием формул.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что не согласна с расчетом истца, оплата коммунальной услуги по отоплению, по ее мнению, должна производиться по показаниям ИПУ, а не по нормативу, что она и делала (производила оплату по показаниям ИПУ), а также исправно передавала истцу показания прибора учета.

Представитель ответчика ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на исковые требования, представленные в адрес суда, указав, что период, а также размер задолженности возникли из-за неправильных расчетов со стороны истца, так как оплата начисляется не по показаниям приборов учета поставляемой энергии, а по нормативам, что противоречит определению Конституционного Суда. На обращения ответчика о перерасчете задолженности последний так и не был произведен. Ответчиком в целях надлежащего учета представляемой услуги по отоплению и расчета за фактически потребленную тепловую энергию установлен ИПУ, что соответствует требованиям Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ссылаясь на положения ст.157 ЖК РФ, ч.1 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывает, что действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы; начисление платы по нормативам, а не по показаниям приборов учета тепловой энергии приведет к необоснованному обогащению МУП г.Торжка «Горэнерго». Исходя из смысла ст.37 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что оплата потребителем производится только за оказанные услуги или выполненную работу. Полагают, что Правила №354 вступают в противоречие с вышеуказанным действующим законодательством, действия истца по произведенному расчету задолженности незаконны, ответчик ежемесячно передает истцу показания ИПУ, которые во внимание не принимаются и не учитываются. Просит о применении в соответствии со ст.196 ГПК РФ срока исковой давности, полагая, что срок исковой давности истцом пропущен.

Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (Далее Главное управление), привлеченное к участию в деле в порядке статьи 47 ГПК РФ для дачи заключения, при надлежащем извещении участия в судебном разбирательстве не приняло, просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие специалиста Главного управления.

В направленном суду письменном заключении по существу иска указало, что МУП города Торжка «Горэнерго» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> (далее МКД), в соответствии с положениями п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 354 (далее — Правила). Согласно подп. «г» п. 31, подп. «а» п. 32 Правил исполнитель обязан производить в установленном Правилами порядке расчет размера штаты за предоставленные коммунальные услуги и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней). Потребитель в соответствии с подп. «и» п. 34 Правил обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Порядок внесения и определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению установлен п. 42(l) Правил. МКД до 22.04.2020 года не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее — ОДПУ). С 27.09.2019 все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. При отсутствии ОДПУ в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отношению определяется в случае, если многоквартирный дом оборудован ОДНУ и все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии (в редакции Правил, действующей до 01.01. 2019). С 01.01.2019 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» порядок определения размера план за коммунальную услугу по отоплению изменен. В многоквартирном доме, который не оборудован ОДПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отношению. В многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам З и 3(4) приложения N2 2 к- Правилам на основании показаний ОДПУ. В многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N2 2 к Правилам на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии и показаний ОДПУ. Таким образом, по апрель 2020 года размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен был определен исходя из норматива потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета, с мая 2020 года — по показаниям ОДПУ с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Относительно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации абзацев третьего и четвертого пункта 42(l) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С,Н. Деминца», которым взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42(l) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, указывают, что Конституционным Судом Российской Федерации рассмотрен случай, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и индивидуальными приборами учета тепловой энергии при вводе дома в эксплуатацию или после капитального ремонта. Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению урегулирован п. 42 Правил. При отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется в соответствии с формулой 23 приложениям 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (в части компонента на холодную воду). Кроме того, согласно п. 40 Правил исполнитель начисляет плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Из лицевой карты потребителя следует, что плата за коммунальные услуги ответчиком вносилась нерегулярно и в неполном объеме, в связи с чем образовалась задолженность.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, ее представителя, исследовав материалы дела, ознакомившись с заключением ГЖИ Тверской области, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (выписка из ЕГРН <данные изъяты> от 30 ноября 2020 года), собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, является ФИО2.

Согласно положениям статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного имущества и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Требования истца (теплоснабжающей организации) о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности за поставленный коммунальный ресурс (тепло и горячую воду) обоснованы, в том числе, тем, что договор теплоснабжения заключен в форме договора присоединения (ст.428 ГК РФ).

Договор на отпуск тепловой энергии является публичным договором энергоснабжения и регулируется статьями 539-548 ГК РФ. Признание законодателем договора энергоснабжения публичным влечет применение к отношениям, связанным с заключением этого договора, правил заключения договоров в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ). Согласно ст. 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, исключается действие принципа свободы договора; она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающего из этого факта негативных последствий.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее (п.1 ст.539 ГК РФ).

В силу п.1 ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Если гражданин начал использовать тепловую энергию для бытового потребления, то с этого момента он вступает в договорные отношения с теплоснабжающей организацией.

Ответчиком ФИО2 не оспаривалось предоставление в отношении вышеуказанного жилого помещения МУП г.Торжка «Горэнерго» коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила №354), (абз. 2 п. 6, абз. 2 п. 30) также допускают заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, путем совершения потребителем конклюдентных действий, "путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг". Согласно Правилам N 354 договор о предоставлении коммунальных услуг считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. п. 14, 15, 16 и 17 данных Правил.

Постановлением главы города Торжка от 30.04.2014 №160 МУП города Торжка «Горэнерго» наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории мунипального образования город Торжок.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ, подпунктом «и» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п.1 ст.155 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственником жилого помещения (членами его семьи) не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В ходе судебного разбирательства истец МУП города Торжка «Горэнерго» представил суду доказательства, что ответчик не оплачивает коммунальные услуги по теплоснабжению по вышеуказанному адресу жилого помещения.

Как усматривается из лицевого счета №<данные изъяты> на имя ФИО2 на квартиру №5 по адресу: <данные изъяты>, задолженность за коммунальные услуги по теплоснабжению за период с 01.05.2016 по 31.03.2021 составила 90010,82 рублей.

Начисление за потребленный коммунальный ресурс (отопление и горячую воду) в испрашиваемый период произведено истцом, как по индивидуальному прибору учета, так и по нормативу, а также с учетом поступившей оплаты и произведенной корректировки.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4, <данные изъяты>, пояснила суду, что расчет задолженности в отношении спорного жилого помещения произведен за период с 09.04.2015 по 01.01.2017 по фактическому потреблению (ИПУ), затем с 01.07.2017 до 22.04.2019 (в связи с изменением законодательства) – по нормативу по формуле 2 и 2(1) Правил №354 (в Правилах №354 не существовало формулы оплаты по ИПУ, если дом не оборудован ОПУ и не все квартиры оборудованы ИПУ). Нормативы и тарифы утверждены РЭК Тверской области, муниципальным органом. 22 апреля 2019 года дом оборудован ОПУ, но не все квартиры обрудованы ИПУ, поэтому при расчетах применялись формулы 3(1) и 3(4) приложения №2 Правил (на основании показаний индивидуального и коллективного приборов учета. В мае 2020 года была произведена корректировка, сделан перерасчет. С мая 2020 года расчет производится по формуле 3(3) приложения №2 Правил.

Начисление платы за тепловую энергию произведено истцом в соответствии с тарифами, установленными РЭК Тверской области, и нормативами потребления коммунальных услуг, установленными органами местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, доводы стороны ответчика ФИО2 о неправильном расчете коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению основаны на неправильном толковании норм материального права и не принимаются судом.

Ибо расчет платы за потребленный коммунальный ресурс по теплоснабжению в отношении спорного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО2, до 22.04.2019 осуществлялся в соответствии с абзацем четвертым п.42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. N2354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» согласно формуле 2, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также когда не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2 и 2(1) к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению:

где:

Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 ”06 утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме”, к количеству месяцев в календарном году;

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством.

На основании Решения Торжокской городской Думы был утверждён норматив потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда для населения от 25.11.2008 N178 в размере 0,0192 Гкал в месяц на 1 кв. метр общей площади жилых помещений исходя из расчета 12 месяцев и плата за отопление вносится равными долями в течение всего календарного года (в соответствии с решением Торжокской городской Думы от 03.05.2012 « О внесении изменений в решение Торжокской городской Думы от 25.11.2008 N178» данный норматив потребления тепловой энергии на отопление действует по настоящее время).

С 22 апреля 2019 года многоквартирный дом был оборудован общедомовым прибором учета отопления, соответственно, на основании Правил расчет коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, а именно: размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1):

, где:

Vi объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-M помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-M помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);

Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

- объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

S - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам З, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются один раз в год исполнителем по формуле

Рi = Pkpi – Рnpi, где:

Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам З, 3(l) и 3(3) Исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-M жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам З, 3(l) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

С 27 сентября 2019 года на основании п.42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, согласно пунктам 42(l) и 43 Правил определяется по формуле 3(3):

где:

объем (количество) потребленной за расчетный период в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-M жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-M жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год;

объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, который определяется по формуле:

где

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;

Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3), при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 3(4):

Рi = Pkpi – Рnpi, где:

Pkpi - размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-M жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Проверяя представленный истцом расчет, суд полагает, что он произведен верно, и принимается судом, исходя из изложенного выше.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика в отношении заявленных исковых требований заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, разрешая которое суд руководствуется следующим.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного кодекса, предусматривающей начало течения срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком по окончании срока исполнения.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума от 29 мая 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.

Как следует из материалов дела, заявление МУП г.Торжка «Горэнерго» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению с ФИО2 поступило мировому судье судебного участка №57 Тверской области 23 декабря 2020 года, 28 декабря 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 испрашиваемой задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению. 05 февраля 2021 года мировым судьей в связи с поступившими возражениями должника вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа (гражданское дело №2-2381/2020).

Таким образом, принимая во внимание, что истец обратился в суд с настоящим иском 31 марта 2021 года, в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (05 февраля 2021 г.), с учетом приведенных разъяснений, срок исковой давности необходимо исчислять с декабря 2017 года, учитывая, что первоначальное обращение истца в суд с заявлением о выдаче судебного приказа имело место в декабре 2020 года.

Учитывая вышеизложенное и применяя общий трехлетний срок исковой давности, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию задолженность за период с 01 декабря 2017 года по 31 марта 2021 года в размере 61936,15 рублей (111925,98 рублей (начислено) – 23948,72 рублей (перерасчет) – 26041,11 рублей (оплата)), так как в указанный период ответчик как собственник помещения свои обязанности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению исполнял не в полном объеме.

На основании ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход городского округа город Торжок Тверской области надлежит взыскать государственную пошлину в сумме исходя из размера удовлетворенных судом требований, ибо определением Торжокского межрайонного суда Тверской области от 05 апреля 2021 года удовлетворено ходатайство истца – МУП город Торжка «Горэнерго» - о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, МУП города Торжка «Горэнего» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения данного гражданского дела по существу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования МУП города Торжка «Горэнерго» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в пользу Муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению (отоплению и горячему водоснабжению) за период с 01 декабря 2017 года по 31 марта 2021 года в размере 61936 (шестьдесят одна тысяча девятьсот тридцать шесть) рублей 15 копеек.

Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в доход муниципального образования город Торжок Тверской области государственную пошлину в размере 2058 (две тысячи пятьдесят восемь) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований МУП города Торжка «Горэнерго» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю. Арсеньева

Решение в окончательной форме принято 15 июня 2021 года.

Копия верна.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-419/2021 (УИД 69RS0032-01-2021-001105-39) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.

Судья Е.Ю. Арсеньева

копияДело № 2-419/2021РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 07 июня 2021 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием представителя истца – МУП города Торжка «Горэнерго» - ФИО1, ответчика ФИО2, ее представителя ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» (далее МУП города Торжка «Горэнерго») к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению (отоплению) и горячему водоснабжению,

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие города Торжка «Горэнерго» (далее МУП г.Торжка «Горэнерго») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению (отоплению) и горячему водоснабжению за период с 01.05.2016 по 31.03.2021 в размере 90010 рублей 82 копейки, а также возложении расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование иска указано следующее.

Постановлением Главы города Торжка от 30.04.2014 №160 Муниципальное унитарное предприятие города Торжка «Горэнерго» наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Торжок.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года №808) теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Потребитель тепловой энергии (далее – также потребитель) – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Коммунальная услуга теплоснабжения (в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.

Таким образом, МУП г.Торжка «Горэнерго» осуществляет поставку коммунальных ресурсов (горячей воды и тепловой энергии) потребителям города Торжка – физическим лицам по системе теплоснабжения объектов, подключенных к системе централизованного отопления от источников теплоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

Собственником квартиры <данные изъяты> является ФИО2

На вышеуказанного потребителя в абонентском отделе МУП г.Торжка «Горэнерго» заведен лицевой счет №<***>.

В соответствии со ст.ст.210 ГК РФ, 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания имущества и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная обязанность у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Ссылаясь на положения статей 153,154,155 ЖК РФ, истец указывает, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг должна быть возложена на собственника жилого помещения.

Из-за систематического неисполнения своей обязанности по внесению коммунальных платежей ответчик имеет перед истцом задолженность по оплате потребленных коммунальных услуг (горячей воды и тепловой энергии).

28 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка №57 Тверской области был вынесен судебный приказ по делу №2-2381/2020 о взыскании вышеуказанной задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению с ФИО2 в сумме 90572,14 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №57 Тверской области от 05 февраля 2021 года в связи с поступившими от должника возражениями данный судебный приказ отменен.

18 февраля 2021 года в рамках досудебного урегулирования спора ФИО2 направлено извещение о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению и предложение о реализации права на реструктуризацию долга, что оставлено без ответа.

На дату обращения в суд у ответчика перед истцом за период с 01.05.2016 по 31.03.2021 имеется задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в размере 90 010, 82 рублей.

Представитель истца – МУП г.Торжка «Горэнерго» - ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно указав, что расчет задолженности произведен в соответствии с Правилами №354, по вопросу оплаты коммунальных услуг ответчику направлялось письменное разъяснение с указанием формул.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что не согласна с расчетом истца, оплата коммунальной услуги по отоплению, по ее мнению, должна производиться по показаниям ИПУ, а не по нормативу, что она и делала (производила оплату по показаниям ИПУ), а также исправно передавала истцу показания прибора учета.

Представитель ответчика ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на исковые требования, представленные в адрес суда, указав, что период, а также размер задолженности возникли из-за неправильных расчетов со стороны истца, так как оплата начисляется не по показаниям приборов учета поставляемой энергии, а по нормативам, что противоречит определению Конституционного Суда. На обращения ответчика о перерасчете задолженности последний так и не был произведен. Ответчиком в целях надлежащего учета представляемой услуги по отоплению и расчета за фактически потребленную тепловую энергию установлен ИПУ, что соответствует требованиям Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ссылаясь на положения ст.157 ЖК РФ, ч.1 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывает, что действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы; начисление платы по нормативам, а не по показаниям приборов учета тепловой энергии приведет к необоснованному обогащению МУП г.Торжка «Горэнерго». Исходя из смысла ст.37 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что оплата потребителем производится только за оказанные услуги или выполненную работу. Полагают, что Правила №354 вступают в противоречие с вышеуказанным действующим законодательством, действия истца по произведенному расчету задолженности незаконны, ответчик ежемесячно передает истцу показания ИПУ, которые во внимание не принимаются и не учитываются. Просит о применении в соответствии со ст.196 ГПК РФ срока исковой давности, полагая, что срок исковой давности истцом пропущен.

Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (Далее Главное управление), привлеченное к участию в деле в порядке статьи 47 ГПК РФ для дачи заключения, при надлежащем извещении участия в судебном разбирательстве не приняло, просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие специалиста Главного управления.

В направленном суду письменном заключении по существу иска указало, что МУП города Торжка «Горэнерго» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> (далее МКД), в соответствии с положениями п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 354 (далее — Правила). Согласно подп. «г» п. 31, подп. «а» п. 32 Правил исполнитель обязан производить в установленном Правилами порядке расчет размера штаты за предоставленные коммунальные услуги и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней). Потребитель в соответствии с подп. «и» п. 34 Правил обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Порядок внесения и определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению установлен п. 42(l) Правил. МКД до 22.04.2020 года не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее — ОДПУ). С 27.09.2019 все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. При отсутствии ОДПУ в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отношению определяется в случае, если многоквартирный дом оборудован ОДНУ и все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии (в редакции Правил, действующей до 01.01. 2019). С 01.01.2019 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» порядок определения размера план за коммунальную услугу по отоплению изменен. В многоквартирном доме, который не оборудован ОДПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отношению. В многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам З и 3(4) приложения N2 2 к- Правилам на основании показаний ОДПУ. В многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N2 2 к Правилам на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии и показаний ОДПУ. Таким образом, по апрель 2020 года размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен был определен исходя из норматива потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета, с мая 2020 года — по показаниям ОДПУ с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Относительно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации абзацев третьего и четвертого пункта 42(l) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С,Н. Деминца», которым взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42(l) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, указывают, что Конституционным Судом Российской Федерации рассмотрен случай, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и индивидуальными приборами учета тепловой энергии при вводе дома в эксплуатацию или после капитального ремонта. Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению урегулирован п. 42 Правил. При отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется в соответствии с формулой 23 приложениям 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (в части компонента на холодную воду). Кроме того, согласно п. 40 Правил исполнитель начисляет плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Из лицевой карты потребителя следует, что плата за коммунальные услуги ответчиком вносилась нерегулярно и в неполном объеме, в связи с чем образовалась задолженность.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, ее представителя, исследовав материалы дела, ознакомившись с заключением ГЖИ Тверской области, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (выписка из ЕГРН <данные изъяты> от 30 ноября 2020 года), собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, является ФИО2.

Согласно положениям статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного имущества и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Требования истца (теплоснабжающей организации) о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности за поставленный коммунальный ресурс (тепло и горячую воду) обоснованы, в том числе, тем, что договор теплоснабжения заключен в форме договора присоединения (ст.428 ГК РФ).

Договор на отпуск тепловой энергии является публичным договором энергоснабжения и регулируется статьями 539-548 ГК РФ. Признание законодателем договора энергоснабжения публичным влечет применение к отношениям, связанным с заключением этого договора, правил заключения договоров в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ). Согласно ст. 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, исключается действие принципа свободы договора; она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающего из этого факта негативных последствий.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее (п.1 ст.539 ГК РФ).

В силу п.1 ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Если гражданин начал использовать тепловую энергию для бытового потребления, то с этого момента он вступает в договорные отношения с теплоснабжающей организацией.

Ответчиком ФИО2 не оспаривалось предоставление в отношении вышеуказанного жилого помещения МУП г.Торжка «Горэнерго» коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила №354), (абз. 2 п. 6, абз. 2 п. 30) также допускают заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, путем совершения потребителем конклюдентных действий, "путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг". Согласно Правилам N 354 договор о предоставлении коммунальных услуг считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. п. 14, 15, 16 и 17 данных Правил.

Постановлением главы города Торжка от 30.04.2014 №160 МУП города Торжка «Горэнерго» наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории мунипального образования город Торжок.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ, подпунктом «и» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п.1 ст.155 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственником жилого помещения (членами его семьи) не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В ходе судебного разбирательства истец МУП города Торжка «Горэнерго» представил суду доказательства, что ответчик не оплачивает коммунальные услуги по теплоснабжению по вышеуказанному адресу жилого помещения.

Как усматривается из лицевого счета №<данные изъяты> на имя ФИО2 на квартиру №5 по адресу: <данные изъяты>, задолженность за коммунальные услуги по теплоснабжению за период с 01.05.2016 по 31.03.2021 составила 90010,82 рублей.

Начисление за потребленный коммунальный ресурс (отопление и горячую воду) в испрашиваемый период произведено истцом, как по индивидуальному прибору учета, так и по нормативу, а также с учетом поступившей оплаты и произведенной корректировки.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4, <данные изъяты>, пояснила суду, что расчет задолженности в отношении спорного жилого помещения произведен за период с 09.04.2015 по 01.01.2017 по фактическому потреблению (ИПУ), затем с 01.07.2017 до 22.04.2019 (в связи с изменением законодательства) – по нормативу по формуле 2 и 2(1) Правил №354 (в Правилах №354 не существовало формулы оплаты по ИПУ, если дом не оборудован ОПУ и не все квартиры оборудованы ИПУ). Нормативы и тарифы утверждены РЭК Тверской области, муниципальным органом. 22 апреля 2019 года дом оборудован ОПУ, но не все квартиры обрудованы ИПУ, поэтому при расчетах применялись формулы 3(1) и 3(4) приложения №2 Правил (на основании показаний индивидуального и коллективного приборов учета. В мае 2020 года была произведена корректировка, сделан перерасчет. С мая 2020 года расчет производится по формуле 3(3) приложения №2 Правил.

Начисление платы за тепловую энергию произведено истцом в соответствии с тарифами, установленными РЭК Тверской области, и нормативами потребления коммунальных услуг, установленными органами местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, доводы стороны ответчика ФИО2 о неправильном расчете коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению основаны на неправильном толковании норм материального права и не принимаются судом.

Ибо расчет платы за потребленный коммунальный ресурс по теплоснабжению в отношении спорного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО2, до 22.04.2019 осуществлялся в соответствии с абзацем четвертым п.42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. N2354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» согласно формуле 2, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также когда не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2 и 2(1) к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению:

где:

Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 ”06 утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме”, к количеству месяцев в календарном году;

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством.

На основании Решения Торжокской городской Думы был утверждён норматив потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда для населения от 25.11.2008 N178 в размере 0,0192 Гкал в месяц на 1 кв. метр общей площади жилых помещений исходя из расчета 12 месяцев и плата за отопление вносится равными долями в течение всего календарного года (в соответствии с решением Торжокской городской Думы от 03.05.2012 « О внесении изменений в решение Торжокской городской Думы от 25.11.2008 N178» данный норматив потребления тепловой энергии на отопление действует по настоящее время).

С 22 апреля 2019 года многоквартирный дом был оборудован общедомовым прибором учета отопления, соответственно, на основании Правил расчет коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, а именно: размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1):

, где:

Vi объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-M помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-M помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);

Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

- объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

S - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам З, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются один раз в год исполнителем по формуле

Рi = Pkpi – Рnpi, где:

Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам З, 3(l) и 3(3) Исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-M жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам З, 3(l) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

С 27 сентября 2019 года на основании п.42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, согласно пунктам 42(l) и 43 Правил определяется по формуле 3(3):

где:

объем (количество) потребленной за расчетный период в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-M жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-M жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год;

объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, который определяется по формуле:

где

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;

Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3), при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 3(4):

Рi = Pkpi – Рnpi, где:

Pkpi - размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в i-M жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-M жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Проверяя представленный истцом расчет, суд полагает, что он произведен верно, и принимается судом, исходя из изложенного выше.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика в отношении заявленных исковых требований заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, разрешая которое суд руководствуется следующим.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного кодекса, предусматривающей начало течения срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком по окончании срока исполнения.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума от 29 мая 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.

Как следует из материалов дела, заявление МУП г.Торжка «Горэнерго» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению с ФИО2 поступило мировому судье судебного участка №57 Тверской области 23 декабря 2020 года, 28 декабря 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 испрашиваемой задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению. 05 февраля 2021 года мировым судьей в связи с поступившими возражениями должника вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа (гражданское дело №2-2381/2020).

Таким образом, принимая во внимание, что истец обратился в суд с настоящим иском 31 марта 2021 года, в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (05 февраля 2021 г.), с учетом приведенных разъяснений, срок исковой давности необходимо исчислять с декабря 2017 года, учитывая, что первоначальное обращение истца в суд с заявлением о выдаче судебного приказа имело место в декабре 2020 года.

Учитывая вышеизложенное и применяя общий трехлетний срок исковой давности, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию задолженность за период с 01 декабря 2017 года по 31 марта 2021 года в размере 61936,15 рублей (111925,98 рублей (начислено) – 23948,72 рублей (перерасчет) – 26041,11 рублей (оплата)), так как в указанный период ответчик как собственник помещения свои обязанности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению исполнял не в полном объеме.

На основании ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход городского округа город Торжок Тверской области надлежит взыскать государственную пошлину в сумме исходя из размера удовлетворенных судом требований, ибо определением Торжокского межрайонного суда Тверской области от 05 апреля 2021 года удовлетворено ходатайство истца – МУП город Торжка «Горэнерго» - о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, МУП города Торжка «Горэнего» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения данного гражданского дела по существу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования МУП города Торжка «Горэнерго» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в пользу Муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению (отоплению и горячему водоснабжению) за период с 01 декабря 2017 года по 31 марта 2021 года в размере 61936 (шестьдесят одна тысяча девятьсот тридцать шесть) рублей 15 копеек.

Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в доход муниципального образования город Торжок Тверской области государственную пошлину в размере 2058 (две тысячи пятьдесят восемь) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований МУП города Торжка «Горэнерго» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю. Арсеньева

Решение в окончательной форме принято 15 июня 2021 года.

Копия верна.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-419/2021 (УИД 69RS0032-01-2021-001105-39) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.

Судья Е.Ю. Арсеньева

1версия для печатиДело № 2-419/2021 ~ М-336/2021 (Решения)