ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-419/2022 от 07.07.2022 Гайского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2 – 419/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 год город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,

при секретаре Романенко К.Д.,

с участием заместителя Гайского межрайонного прокурора Андреевой О.А.,

истцов ФИО1, ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО5, ФИО6 Екатерины Ивановны, ФИО7 Ольги Николаевны, Ф.М. к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гайского городского округа о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.

Требования мотивированы тем, что он с 15.02.2022 г. является собственником земельного участка, расположенного по с кадастровым

Ранее указанный земельный участок был выдан 16.07.2019 г. многодетной семье на основании Закона Оренбургской области №413/90-Y-ОЗ от 22.09.2011 г.

На земельном участке отсутствуют коммуникации, в связи с чем, просит суд возложить на администрацию Гайского городского округа обязанность обеспечить принадлежащий ему земельный участок водоснабжением и водоотведением.

С учетом уточнений, ФИО1 просил обязать администрацию Гайского городского округа обеспечить инфраструктурой все принадлежащие ему земельные участки, с кадастровыми

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО5, ее несовершеннолетних детей И.А. о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.

Требования мотивированы тем, что истцу на основании постановления администрации Гайского городского округа /пА от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером 56:39:0107010:391, площадью 630 кв.м., с местоположением: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На предоставленном истцам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельном участке отсутствуют сети водоотведения и водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также не обеспечены технической возможностью подключения к инженерным сетям. Кроме того, отсутствует транспортная инфраструктура.

Просит обязать администрацию Гайского городского округа , Отдел жилищно- коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа обеспечить необходимой инфраструктурой земельный участок с кадастровым номером 56:39:0107010:391, площадью 630 кв.м, местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий ФИО5, ФИО8, а именно сетями водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, обеспечить техническую возможность подключения земельного участка к указанным инженерным сетям, а также обеспечить подъезд к земельному участку транспортной инфраструктурой путем строительства автомобильных дорог, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, от границ автомобильных дорог общего пользования.

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО2, ее несовершеннолетних детей Х.Е., Х.В., Е.С. о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.

Требования мотивированы тем, что истцу на основании постановления администрации Гайского городского округа от 29.10.2021 года предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., с , категория земель: , разрешенное использование:

На предоставленном истцам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельном участке отсутствуют сети водоотведения и водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также не обеспечены технической возможностью подключения к инженерным сетям. Кроме того, отсутствует транспортная инфраструктура.

Просит обязать администрацию Гайского городского округа Оренбургской области, Отдел жилищно- коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области обеспечить необходимой инфраструктурой земельный участок с кадастровым , площадью кв.м, , категория земель: разрешенное использование: , принадлежащий Х.Е., ФИО9, ФИО10, а именно сетями водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, обеспечить техническую возможность подключения земельного участка к указанным инженерным сетям, а также обеспечить подъезд к земельному участку транспортной инфраструктурой путем строительства автомобильных дорог, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, от границ автомобильных дорог общего пользования.

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО11, ее несовершеннолетних детей М.И., Д.В., Р.К. о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.

Требования мотивированы тем, что истцу на основании постановления администрации Гайского городского округа -пА от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером 56:39:0107010:366, площадью 630 кв.м., с местоположением: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На предоставленном истцам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельном участке отсутствуют сети водоотведения и водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также не обеспечены технической возможностью подключения к инженерным сетям. Кроме того, отсутствует транспортная инфраструктура.

Просит обязать администрацию Гайского городского округа , Отдел жилищно- коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа обеспечить необходимой инфраструктурой земельный участок с кадастровым номером 56:39:0107010:366, площадью 630 кв.м, местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий Ф.О., М.И., Д.В., Р.К.., а именно сетями водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, обеспечить техническую возможность подключения земельного участка к указанным инженерным сетям, а также обеспечить подъезд к земельному участку транспортной инфраструктурой путем строительства автомобильных дорог, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, от границ автомобильных дорог общего пользования.

Названные гражданские дела объединены в одно производство.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ КУИ администрации Гайского городского округа Оренбургской области, ФИО17, ФИО12, ФИО13, МУП ЖКХ, МУП "Очистные сооружения", ГУП КЭС Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть", АО "ЭнергосбытТ Плюс", Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительство Оренбургской области.

В судебном заседании заместитель Гайского межрайонного прокурора Андреева О.А., заявленные требования поддержала в полном объеме. Отметила, что в соответствии с паспортом национального проекта «Жилье и городская среда» в его структуру входит федеральный проект – «Жилье». Отдельные мероприятия проекта реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства от 30.12.2017 №1710, в приложении к которой содержатся правила предоставления и распределения субсидий, требования к содержанию соглашений о предоставлении субсидий.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что статус земельного участка не изменился после его приобретения, следовательно, ответчик должен обеспечить земельные участки инфраструктурой.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования.

Представитель администрации Гайского городского округа ФИО3 в судебном заседании возражала против исковых требований, указав, что реализация прав собственников земельного участков на получение ресурсов осуществляется путем заключения с соответствующей организацией договоров на технологическое присоединение к сетям.

Представитель Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа Савинков М.Н., действующий по доверенности, поддержал позицию представителя администрации округа.

Третьи лица: представители МКУ КУИ администрации Гайского городского округа Оренбургской области, МУП ЖКХ, МУП "Очистные сооружения", ГУП КЭС Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть", АО "ЭнергосбытТ Плюс", Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, ФИО17, ФИО12, ФИО13, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих троих и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" установлено, что органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Оренбургской области создаются специальные фонды земельных участков, предназначенных для бесплатного представления в собственность граждан. В фонд включаются земельные участки по мере их формирования и постановки на государственный кадастровый учет органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в установленном законодательством порядке.

При этом, предоставление таких земельных участков без их включения в указанные фонды запрещается.

Информация о сформированных и включенных в фонд земельных участках подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте органов местного самоуправления.

Информация о земельных участках должна содержать, в том числе, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, т.е. земельные участки должны предоставляться многодетным семьям уже с техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а получение этих технических условий является обязанностью того органа местного самоуправления, который такой участок предоставил.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности, в том числе на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к вопросам местного значения городских округов с возложением на них соответствующих расходов. Указанные положения соотносятся с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 года N 491-пп утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. План предусматривает, в первую очередь, разработку планов обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, строительство объектов инженерной инфраструктуры муниципальной собственности, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Сроки исполнения запланированы на 2020-2024 годы.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 24).

Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

9 сентября 2013 года Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ N 372 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее Методические рекомендации).

В пункте 36 Методических рекомендаций указано, что в случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права, обязанность органов, уполномоченных на обеспечение многодетных семей такой мерой поддержки, как предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, включает в себя создание необходимой инфраструктуры, то есть поэтапное, в соответствии с законом ее возведение. При этом на момент предоставления (включения земельный участок в соответствующий Перечень) должна определяться существующая обеспеченность, выясняться потребность с определением сроков и размеров расходов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должны учитывать, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как следует из материалов дела, во исполнение Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90- V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей" несовершеннолетним истцам по настоящему делу и их родителям, как многодетным семьям, были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства:

ФИО5, и ее несовершеннолетним детям А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Гайского городского округа от 15 ноября 2021 года предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., с местоположением: категория земель:

ФИО2 и ее несовершеннолетним детям Х.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Х.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Администрации Гайского городского округа от 29 октября 2021 года предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым площадью кв.м., с местоположением: , категория земель:

ФИО11 и ее несовершеннолетним детям М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Администрации Гайского городского округа Оренбургской области от 15 октября 2021 года предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., с местоположением: , категория земель:

При этом в данных постановлениях указано, что отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа необходимо обеспечить вышеуказанные земельные участки возможностью подключения (технологического присоединения) объектов к сетям водоснабжения, водоотведения (п.2). Контроль за исполнением постановлений возложен на заместителя Главы администрации по финансовой политике и имуществу (п.4).

Гайской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки, установлено, что все указанные земельные участки необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой должным образом не обеспечены, в связи с чем, 12 августа 2021 года в адрес Главы Гайского городского округа было внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

Из ответа Главы Гайского городского округа от 22 сентября 2021 года следует, что в настоящее время земельных участков полностью обеспеченных инженерной инфраструктурой, в Гайском городском округе нет. При выдаче земельных участков, все семьи уведомлялись о том, что в случае согласия на получения земельных участков в 9-м микрорайоне строительство инфраструктуры займет несколько лет. Земельные участки для выдачи многодетным семьям сформированы и выдаются с 2019 года. За указанный период в 9 проложен газопровод. Построен водопровод, который в настоящее время передается из казны на баланс МУП ЖКХ. По водоотведению отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа подана заявка в Минстрой Оренбургской области на финансирование строительства канализации, стоимость которой составляет более 32 млн. рублей. Строительство запланировано на 2022 года.

Из ответа Отдела жилищно – коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа от 13 августа 2021 года следует, что сети водоснабжения по улицам проходят процедуру запланированной постановки на кадастровый учет, и будут переданы на баланс МУП ЖКХ. По вопросу получения технических условий на подключение к сетям водоснабжения жителям 9 мкр. необходимо обратиться в МУП ЖКХ после передачи на баланс.

По сведениям МУП «Очистные сооружения», у земельных участков с кадастровыми нет возможности технологического присоединения к сетям водоотведения, ввиду отсутствия в указанном районе сетей, обслуживаемых МУП «Очистные сооружения». Собственники земельных участков, с указанными выше кадастровыми номерами, с заявление на подключение к сетям водоотведения не обращались (т. 1 л.д. 225).

Из сообщения МУП ЖКХ следует, что у земельных участков с кадастровыми нет возможности технологического присоединения к сетям водоснабжения, виду отсутствия в указанном районе сетей водоснабжения. Собственники земельных участков, с указанными выше кадастровыми номерами, с заявление на подключение к сетям водоснабжения не обращались (т. 1 л.д. 238).

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, с учетом письменных отзывов по делу, судом установлено, что администрация Гайского городского округа должных мер для обеспечения предоставленных истцам земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой (газораспределительными и водопроводными сетями) не предприняла.

Обязанность обеспечения предоставляемых земельных участков сетями инженерно-технического обеспечения установлена статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83. Следовательно, администрация Гайского городского округа была обязана в соответствии с действующим законодательством еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.

В результате ненадлежащего выполнения ответчиком своих полномочий, предоставленные многодетным семьям земельные участки в отсутствие сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и транспортной инфраструктуры не могут быть использованы по их целевому назначению.

Бездействием ответчика нарушаются права и охраняемые законом интересы многодетных семей, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, а также права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

Доводы третьего лица о наличии технической возможности подключения к сетям газораспределения объектов капитального строительства, не свидетельствуют о выполнении органом местного самоуправления установленной законом обязанности, поскольку для подключения указанных объектов с кадастровыми к сетям необходимо предусмотреть строительство распределительного газопровода протяженностью около 1 200 метров и пункта редуцирования газа.

В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.

В связи с чем, суд считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация Гайского городского округа, поскольку Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа является отраслевым органом администрации Гайского городского округа, которому делегированы некоторые полномочия органа местного самоуправления, и контроль за их исполнением лежит на администрации Гайского городского округа (п. 1.1, п. 6.1. Положения об Отделе ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, (л.д. 69).

Поскольку администрация муниципального образования должна контролировать исполнение своими структурными подразделениями возложенных на них функций, сам по себе факт возложения администрацией Гайского городского округа на Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа обязанности по организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожной деятельности не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией города Гайского городского округа, возложенной на нее законом обязанности.

Как следует из предмета иска, прокурор просит обязать ответчика обеспечить необходимой инфраструктурой земельные участки истцов.

Вместе с тем, положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Соответственно, избрание способов организации водоснабжения, водоотведения, газораспределительной системы и транспортной инфраструктуры является прерогативой органа местного самоуправления и не допускает судебного вмешательства в данную деятельность.

Кроме того, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить земельные участки истцов системой электроснабжения.

Как следует из ответа техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов, расположенных на земельных участках с кадастровым , расположенных по к сетям электроснабжения, числящимся на балансе ГУП «ОКЭС», имеется. Собственники вышеперечисленных земельных участков с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в адрес сетевой организации ГУП «ОКЭС», не обращались.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, действующего в интересах ФИО16, ФИО14, ФИО15, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

При решении вопроса о сроке исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд учитывает, что мероприятия, организации и проведения которых требует прокурор, требуют значительных временных и финансовых затрат. Кроме того, судом учитывается, что после получения необходимого финансирования, проведение работ возможно только в теплое время года, в связи с чем считает целесообразным установить срок для устранения нарушений – в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.

Разрешая требования ФИО1, суд исходит из следующего.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункт 4).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником указанного выше земельных участков с кадастровыми номерами

Данные земельные участки ранее были предоставлены администрацией Гайского городского округа в собственность безвозмездно, как лицам, имеющим трех и более детей, на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ: на основании постановления от 16.07.2019 г. земельный участок с кадастровым предоставлен Т.В. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен С.Ю. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен О.А. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен Р.Ф. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен Г.А. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен Б.Е..; на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен Л.А. на основании постановления ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен Я.Н. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен Ш.Н..; на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен М.А. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым предоставлен П.А..

Сторонами не оспаривается, что данный земельные участки на момент их предоставления в собственность многодетным семьям не имели необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

ФИО1 на момент приобретения земельных участков по возмездным сделкам было известно о том, что у земельных участков отсутствует необходимая инженерная и транспортная инфраструктура, однако не смотря на это он приобрел участки.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Учитывая изложенное, а также то, что право ФИО1 на обеспечение земельных участков для индивидуального жилищного строительства необходимой инфраструктурой не производно от права многодетных семей на обеспечение земельными участками с необходимой инфраструктурой, при отсутствии доказательств наличия незаконного бездействия со стороны ответчика при разрешении в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий вопросов местного значения по строительству необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры в отношении земельных участков истца, которое может состоять в причинно-следственной связи с отсутствием требуемой истцом к строительству инфраструктуры, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований ФИО1 в части возложения на администрацию Гайского городского округа обязанности в районе расположения земельных участков истца ФИО1 с кадастровыми организовать устройство инфраструктуры водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также устройство автомобильной дороги местного значения, с установлением срока исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО5, А.А., И.А., С.А., К.А., ФИО2, Х.Е., Х.В., Е.С., ФИО11, М.И., Д.В., Р.К. к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой – удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию Гайского городского округа Оренбургской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу благоустроить: земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., с местоположением ; земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., с местоположением , земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., с местоположением ; объектами инженерной инфраструктуры (системами водоснабжения и водоотведения, газораспределительной системой) обеспечивающими для собственников указанных земельных участков возможность технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения, а также обеспечить подъездным путем (дорогой).

В удовлетворении остальной части заявленных требований Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить предоставленные земельные участки инженерной инфраструктурой, требований к Отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа - отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Судья Е.В. Шошолина

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года.

Судья Е.В. Шошолина