ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-419/2022 от 26.05.2022 Ржевского городского суда (Тверская область)

УИД 69RS0008-01-2022-000194-83

Дело № 2-419/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года г. Ржев Тверская область

Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Садиковой А.М., с участием прокурора Лебедевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищённости и о понуждении совершить определённые действия,

у с т а н о в и л :

В Западнодвинский межрайонный суд Тверской области обратился прокурор Западнодвинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с иском к ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности обеспечить финансирование ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» по исполнению следующих мероприятий:

- оборудование здания слесарной мастерской ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенного по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- обеспечение охраны зданий и территорий ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенного по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязании ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» в течении 3 месяцев с даты поступления финансирования:

- оборудовать здание слесарной мастерской ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенного по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- заключить договор на охрану зданий и территорий ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенного по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, мотивировав требования следующим.

Прокуратурой Западнодвинского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) в ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Основным видом деятельности ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» является предоставление среднего профессионального образования. По результатам обследования, согласно акту обследования и категорирования ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» присвоена 3 категория, разработан план выполнения мероприятий антитеррористической защищенности, срок выполнения которых истек в декабре 2021 года, однако по состоянию на период проведения проверки разработанные на 2021 год перечни мероприятий по объекту в полном объеме не исполнены ввиду отсутствия финансирования. Проведенной в феврале 2022 проверкой установлены нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования: здание слесарной мастерской ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенное по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечена охрана зданий и территорий ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенных по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Таким образом ответчиками нарушаются требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), что создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, пребывающих в образовательных учреждениях. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» являются, в том числе, бюджетные ассигнования. Учредителем учреждения – Тверской областью формируются и утверждаются государственные задания для учреждения, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий из областного бюджета Тверской области. Для выполнения указанных мероприятий необходимо финансирование, которое для устранения указанных нарушений обязаны выделить, в том числе, собственники учреждения – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области. В качестве правового обоснования заявленных требований прокурор ссылается на положения Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Из заявления прокурора от 26.04.2022, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ, следует, что Постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В связи с внесенными изменениями уточнены критерии отнесения объектов (территорий) к соответствующей категории опасности. В частности, ранее относящиеся к 3 категории опасности образовательные учреждения Западнодвинского муниципального округа теперь отнесены к 4 категории.

Определением Тверского областного суда от 25.03.2022 гражданское дело передано для рассмотрения в Ржевский городской суд Тверской области.

Определениями Ржевского городского суда Тверской области от 28.04.2022 принят отказ прокурора Западнодвинского района Тверской области от иска к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области в части обеспечения охраны зданий и территорий ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенного по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также к ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» в части заключения договора на охрану зданий и территорий ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенного по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Тверской области.

В судебном заседании прокурор Лебедева Э.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания ответчики Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области, третье лицо Министерство образования Тверской области в судебное заседание своих представителей не направили.

От Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области поступили письменные возражения на иск, из которого следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу ввиду того, что ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью, на которое суд вправе возложить обязанности по устранению недостатков. Бремя содержания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в том числе, обеспечение охраны и оборудование системой оповещения зданий, несет ГБПОУ Западнодвинский колледж. Министерство образования Тверской области как главный распорядитель средств областного бюджета и их получатель в сфере образования Тверской области, как координатор деятельности ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» осуществляет финансовое обеспечение ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» за счет средств областного бюджет Тверской области в рамках законодательства.

От ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» также поступили письменные возражения на иск, в соответствии с которыми объект ответчика отвечает параметрам для отнесения его ко 2-ой категории опасности, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тысяч человек; объекты, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек. В настоящий момент ответчиком предпринимаются необходимые действия для изменения категории опасности объекта.

Заслушав объяснения прокурора, изучив позицию ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 2, 38 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Детство находится под защитой государства.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу п. 15 ч. 3, ст. 28 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; а также создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1 Требований). Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п. 2 Требований).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований).

Согласно требованиям п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования: а) объекты (территории) первой категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн. рублей; б) объекты (территории) второй категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн. рублей и не превышает 300 млн. рублей; в) объекты (территории) третьей категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей; г) объекты (территории) четвертой категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн. рублей.

В силу пп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке (дата присвоения ОГРН 05.11.2002), что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.

Согласно уставу ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» является государственным бюджетным учреждением (п. 1.4). Учредителем Учреждения является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство образования Тверской области (учредитель) (п. 1.5 устава).

Собственником имущества Учреждения является Тверская область. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Тверской области осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в рамках представленных полномочий (п. 1.6).

Основной целью деятельности учреждения является подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (п. 2.6).

В соответствии с разделом 8 Устава, имущество учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления собственником имущества учреждения.

За ответчиком ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» на праве оперативного управления закреплено следующее имущество: учебный корпус, назначение нежилое, площадь 4109,5 кв. м, количество этажей 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: Тверская область, Западнодвинский район, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 69-69-08/011/2006-168.

Проведенной прокуратурой Западнодвинского района проверкой установлены нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», имеющего на момент проверки третью категорию опасности: здание слесарной мастерской не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; территория и здания образовательного учреждения на обеспечены охраной сотрудниками частных охранных предприятий, подразделениями войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

По результатам проверки в адрес ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» 01.10.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.

Как следует из сообщения ответчика ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» от 121.11.2021, здание слесарной мастерской оборудовано автоматической системой экстренного оповещения, при нажатии на кнопку сигнал поступает на динамик, который оповещает об опасности, чтобы все покинули помещение. Колледжем в адрес Министерства сельского хозяйства Тверской области направлено письмо о выделении денежных средств в 2021 году на обеспечение образовательного учреждения охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями войск национальной гвардии РФ, однако денежные средства не выделены.

27.01.2022 ответчик ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» в ответ на требование о предоставление информации и документации сообщил, что задание слесарной мастерской не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, поскольку Министерством сельского хозяйства Тверской области в 2021 году денежные средства на данные мероприятия не выделялись. Руководством колледжа рассматриваются возможности изыскания средств на приобретение необходимого оборудования. В настоящий момент оповещение мастера производственного обучения, ответственного за эвакуацию обучающихся и иных лиц, находящихся в слесарной мастерской, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций передается по средствам мобильной связи с мастером производственного обучения, номер телефона находится у дежурного по зданию учебного корпуса.

Актом проверки от 16.02.2022 установлено, что срок исполнения мероприятий истек в декабре 2021, вместе с тем, нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования не устранены ввиду отсутствия финансовых средств.

Таким образом, суд находит установленным факт нарушения Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской, что создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних прибывающих в образовательных учреждениях.

В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» в сети Интернет, количество обучающихся на 01.09.2021 составляет 517 человек.

В связи с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2022 года № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» с учетом количества обучающихся на 01.09.2021 года – 517 человек, в соответствии с п. 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, относится в настоящее время к четвертой категории опасности объектов (территорий).

Судом установлено, что ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Сведений об исполнении мероприятий, указанных в представлении прокурора, в установленный срок суду не представлено.

Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, не установлено.

Не может быть принято во внимание судом отсутствие финансовых средств, поскольку обязанность по выполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования указанных расходов. Действующее законодательство не ставит выполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Довод ответчика ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» о том, что ответчиком предпринимаются необходимые действия для изменения категории опасности объектов не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку доказательств, подтверждающих изменение категории опасности спорного объекта на момент рассмотрения дела суду не представлено. Доказательств, подтверждающих отнесение объекта ко второй категории опасности, о которых утверждает ответчик, в нарушение ст. 56 ГПК РФ также не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», поскольку нарушение действующих норм по антитеррористической защищенности приводит к не обеспечению безопасных условий обучающихся, чем ставится под угрозу безопасность жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, других посетителей, круг которых невозможно определить.

В соответствии с ч. 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (ч. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

Из искового заявления не следует, что требование прокурора основано на деликтных обязательствах ответчиков. Имущество закреплено за ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» на праве оперативного управления, при котором Учреждение обязано осуществлять текущий и капитальный ремонт такого имущества, нести бремя его содержания.

В связи с чем законных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области не имеется.

Вместе с тем, предложенный прокурором срок для исполнения решения суд не находит достаточным и разумным и считает необходимым установить срок для устранения нарушений в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче искового заявления прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в силу п. п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах с ответчика ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определенном в соответствии с абз.2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Западнодвинского района Тверской области удовлетворить.

Обязать ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» в течении 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать здание слесарной мастерской ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», расположенное по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области - отказать.

Взыскать с ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» в доход бюджета Муниципального образования «Город Ржева Тверской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е. В. Андреева

Мотивированное решение составлено 27 мая 2022 года

УИД 69RS0008-01-2022-000194-83

Дело № 2-419/2022