ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/19 от 30.01.2019 Советского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-41/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2019 года пгт. Советский

Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Ксендз И.С.,

при секретаре Гринкевич А.А.,

с участием:

представителя истца – главного специалиста Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» ФИО1, действующей на основании доверенности от 12.12.2018г.,

третьего лица - ФИО2,

ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым», третьи лица: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», ФИО2, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района Республики Крым, к ФИО3, о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, третьи лица: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», ФИО2, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района Республики Крым о взыскании излишне выплаченной ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях в сумме 60182 руб. 25 коп. путем перечисления по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Республике Крым (ГКУ РК «Центр социальных выплат», л/с , ИНН получателя , КПП получателя , банк получателя – отделение Республики Крым г.Симферополь, БИК , счет , КБК , ОКТМО .

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик являлся получателем ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях на ребенка ФИО2 (добрачная фамилия ФИО4). В своем заявлении о предоставлении указанной помощи от 27.01.2015г. ответчик обязался своевременно сообщать о наступлении обязательств, влекущих изменение размера назначения или прекращения выплаты. На основании постановления Администрации Советского района Республики Крым от 31.10.2018г. ответчик был освобожден от выполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО2 (добрачная фамилия ФИО4) в связи с вступлением несовершеннолетней в брак 04 августа 2018г. С 05 августа 2018 г. ФИО3 прекращена выплата ежемесячной помощи. Таким образом, ответчику за период с 05 августа 2018г. по 31 октября 2018 года были излишне выплачены денежные средства в сумме 60182 руб. 25 коп. В адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления о сумме излишне выплаченных денежных средств, однако до настоящего времени возмещение излишне выплаченных сумм не произведено, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с указанным иском.

Определением Советского районного суда от 16 января 2019г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО5.

Определением Советского районного суда от 16 января 2019г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района Республики Крым.

Протокольным определением Советского районного суда от 30 января 2019г. фамилия третьего лица «ФИО4» уточнена в связи с ее изменением после вступления в брак на «Гуеву».

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в иске. Пояснил, что в результате недобросовестных действий ответчика, которые выразились в несообщении истцу сведений о вступлении в брак его подопечной ФИО6, ответчику были излишне выплачены денежные средства. О вступлении брак ФИО6 истцу стало известно при назначении ей выплат в связи с рождением ребенка, в октябре 2018 года. В связи открытием специального счета для возврата социальных выплат уточнила номер счета, на который необходимо перечислять излишне выплаченные суммы, указав его как лицевой счет <***>.

Представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежаще, направил в суд ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие. В письменных пояснениях на иск от 25 декабря 2018г. указал, что предметом деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» является предоставление гражданам услуг в части перечисления социальных выплат с 01.04.2018г. ФИО3 являлся получателем ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, с августа по октябрь ему было выплачено в общей сумме 60182 руб. 25 коп., данная сумма подлежит возврату в бюджет Республики Крым в полном объеме, поскольку выплата помощи прекращена в связи со снятием опеки.

Третье лицо – ФИО2 (добрачная фамилия ФИО4) в судебном заседании считала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что о вступлении в брак сообщала в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района, куда предоставила свидетельство о заключении брака, там же ей были даны пояснения что выплата пособия ее опекуну будет осуществляется до ее совершеннолетия, в связи с чем ни она, ни ее опекун не сообщили истцу о вступлении в брак.

Представитель отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежаще. Посредством телефонограммы заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании 16 января 2019 года пояснила, что на основании постановления Администрации Советского района Республики Крым от 23 июля 2018г. ФИО6 было разрешено заключить брак с ФИО10, в этом же постановлении имеется пункт, в котором ФИО6 было разъяснено о необходимости предоставления копии свидетельства о браке в отдел, однако, заключив брак, ФИО6 копию свидетельства о браке в опеку не предоставила. О заключении ФИО6 брака опеке стало известно лишь после сообщения Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым в октябре 2018г. Нарушений прав ФИО2 (добрачная фамилия ФИО4) в связи с удовлетворением иска не усматривает.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что не знал о том, что истцу надо было сообщать о вступлении в брак его подопечной. Ему известно, что ФИО2 была в органах опеки, получала разрешение на брак, поэтому он посчитал, что истцу известно о вступлении в брак его подопечной. ФИО2 не достигла совершеннолетия, в связи с чем считал, что выплата помощи является законной. Полученные денежные средства он тратил на обеспечение ФИО2 необходимым питанием, одеждой, покупал ей мобильный телефон. Пояснил, что в настоящее время ФИО2 продолжает проживать с ним, у нее родился ребенок, что увеличило материальные затраты, семья находится в тяжелом материальном положении. Просил в удовлетворении иска отказать.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при указанной явке.

Заслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 12 Закона Республики Крым от 01.09.2014 N 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым" определено, что помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), выплачивается ежемесячно за счет средств бюджета Республики Крым. Помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), назначается лицам, определенным в установленном законом порядке опекунами или попечителями детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав или по иным причинам остались без попечения родителей. Размер ежемесячной помощи на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), составляет два прожиточных минимума на ребенка в Республике Крым. Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и принятым в приемную семью, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, определяется нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с п.2.3 Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 683 ежемесячная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые находятся под опекой, попечительством, назначается до совершеннолетия ребенка или до момента возникновения обстоятельств, служащих основанием для прекращения выплаты ежемесячной помощи.

В пункте 2.7. указанного порядка указаны основания для прекращения выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым в том числе является освобождение лица от обязанностей опекуна, попечителя, приемного родителя. В случае возникновения обстоятельств, вследствие которых может быть прекращена выплата указанной помощи, ее получатели обязаны в пятидневный срок сообщить об этом в орган труда и социальной защиты населения.

Выплата ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прекращается по решению органа труда и социальной защиты населения со дня, следующего за тем, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Обязательства по возврату средств, полученных гражданами в случае переплаты, возлагаются на получателя ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Средства в течение 20 календарных дней с даты получения информации о переплате должны быть возвращены опекуном, попечителем, приемным родителем. Датой отсчета срока является дата почтового уведомления о получении почтового отправления (письма), содержащего информацию о переплате. (пункт 2.8 Порядка).

Органы труда и социальной защиты населения вправе обратиться в судебные органы при неисполнении или отказе в исполнении гражданами положений, указанных в пунктах 2.8 и 3.4 настоящего Порядка. (п.6.3 Порядка)

Судом установлено, что на основании распоряжения Советской районной администрации от 14.01.2011г. над малолетней ФИО6 установлена опека, ее опекуном назначен ФИО3

27 января 2015 г. ФИО3 обратился в Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению «ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях», где указал, что обязуется своевременно (не позднее чем в месячный срок) сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера назначения или прекращения выплаты. (л.д.6)

В соответствии с протоколом Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» было принято решение о назначении указанной ежемесячной помощи ФИО3 как опекуну (попечителю) ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.5)

На основании Постановления Администрации Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО6 было дано разрешение заключить брак с ФИО10, в пункте 2 этого постановления на ФИО6 была возложена обязанность после заключения брака предоставить копию свидетельства о браке в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района Республики Крым.

ФИО2 (добрачная фамилия ФИО4) в судебном заседании подтвердила те обстоятельства, что копию данного постановления она получила.

В соответствии с копией записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО6 и ФИО10 заключили брак ДД.ММ.ГГГГг., после регистрации брака ФИО6 изменила фамилию на «Гурова».

В соответствии с постановления Администрации Советского района от 31.10.2018г. ФИО7 был освобожден от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО2 (ФИО4) на основании поданного им 12 октября 2018г. заявления. На Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» возложена обязанность прекращения выплат ответчику на содержание ФИО8 с 05 августа 2018г. (л.д.7)

Из протокола Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» от 01 ноября 2018г. следует, что с ответчику прекращена выплата указанной помощи с 05 августа 2018г. (л.д.8)

В соответствии с информацией Государственноого казенноого учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» ФИО3 было выплачено в августе 2018г. – 19762 руб. 00 коп, в сентябре 2018 г. – 21994 руб. 19 коп., в октябре 2018г. – 20976 руб.00 коп. (л.д.13)

Из информации Федерального Государственного унитарного предприятия «Крым Почта» от 19.12.2018г. следует, что выплаты в указанной сумме ФИО3 были получены.

Информация о переплате была направлена в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением (л.д.14-15), получена им 27.11.2018г., о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении, однако до настоящего времени не выплачена.

Доводы ФИО2 о том, что она предоставляла в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района Республики Крым копию свидетельства о браке сразу после заключения брака суд не принимает во внимание, поскольку они не подтверждаются доказательствами, кроме того существенное значение для разрешения спора имеют значение, те обстоятельства, что обязанность сообщить истцу об основаниях для прекращения выплаты была возложена на ответчика ФИО3

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Гражданского кодекса Российской Федерации попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судебным разбирательством установлено, что ответчику было известно о вступлении ФИО6 в брак с ФИО10, вместе с тем, не смотря на предупреждения со стороны истца, ответчик не сообщал истцу о вступила в брак его подопечной и о наличии основания для прекращения выплат ежемесячной помощи, что свидетельствует о его недобросовестности.

В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, для взыскания излишне выплаченной ответчику суммы пенсии необходимо установление его недобросовестности, злоупотребления им правом, что было установлено в процессе судебного разбирательства.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчик, являющийся получателем ежемесячной помощи на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в период с 05 августа 2018г. по 31 октября 2018г. неосновательно получал указанные выплаты, что привело к неосновательному обогащению в результате незаконного получения денежных средств в размере 60182 руб. 25 коп., в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Относительно требований о перечисления данной суммы после ее взыскания с ответчика на расчетный счет Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» суд отмечает следующее.

Статьей 12 Закона Республики Крым от 01.09.2014 N 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым" определено, что помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), выплачивается ежемесячно за счет средств бюджета Республики Крым.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 07.02.2017 N 96-р "О некоторых вопросах деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" предусматривает, что предметом деятельности ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым являются обеспечение экономного и эффективного расходования средств учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что взыскание излишне выплаченных денежных средств должно быть осуществлено в пользу бюджета Республики Крым путем перечисления их на счет ГКУ РК «Центр социальных выплат».

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Мотивированный текст решения изготовлен 01.02.2019г.

Руководствуясь статьями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым», третьи лица: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», ФИО2, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района Республики Крым, к ФИО3, о взыскании излишне выплаченных денежных средств – удовлетворить.

Взыскать с ФИО3, в пользу бюджета Республики Крым излишне выплаченную ежемесячную помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях в сумме 60182 (шестьдесят тысяч сто восемьдесят два рубля) 25 копеек путем перечисления по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Республике Крым (ГКУ РК «Центр социальных выплат», л/с , ИНН получателя , КПП получателя , банк получателя – отделение Республики Крым г.Симферополь, БИК , счет , КБК , ОКТМО .

Взыскать с ФИО3, в пользу государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Советский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.

Судья И.С. Ксендз