Дело №2-41/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 05 марта 2020 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,
при секретаре Вердян Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделу социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании незаконным решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» и признании за молодой семьей права на включение в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к отделу социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании незаконными решения от 16.07.2019 г. об отказе в признании его семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» и признании за его молодой семьей права на включение в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей указанной ведомственной целевой программы.
В обоснование исковых требований истец ФИО1 указал, что 16.07.2019 г. ответчиком было принято оспариваемое решение, со ссылкой на то обстоятельство, что ранее им (ФИО1) было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». Истец ФИО1 считает данное решение незаконным, поскольку несмотря на то обстоятельство, что за счет предоставленной его матери социальной выплаты в размере 1750000 рублей в общую долевую собственность, в том числе и его, было приобретено жилое помещение, его семья, состоящая из двух человек (он и его супруга) соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к молодой семье, которая вправе быть участницей указанного мероприятия, так как возраст каждого из супругов не превышает 35 лет и его семья признана нуждающейся в жилом помещении. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» ФИО2 исковые требования не признала, сославшись на соответствие оспариваемого решения требованиям законодательства, поскольку ФИО1 ранее улучшил жилищные условия за счет социальной выплаты, предоставленной его матери как участнице Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», при этом представитель ответчика не оспаривала того обстоятельства, что в составе указанной социальной выплаты средства федерального бюджета отсутствовали.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица ФИО3 с исковыми требованиями согласилась и дала объяснения, аналогичные объяснениям истца.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица администрации МО «Багратионовский городской округ» ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, сославшись на доводы, аналогичные доводам, приведенным представителем ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен брак (л.д.<данные изъяты>).
На основании постановления администрации МО «Багратионовский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи из 2 человек (он и его супруга ФИО3) в целях участия в Федеральных целевых и государственных программах Российской Федерации (л.д.<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в отдел социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» с заявлением о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (л.д.<данные изъяты>).
Решением отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления ФИО1 было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что ранее ФИО1 было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д.<данные изъяты>).
Истец ФИО1 считает данное решение не соответствующим требованиям законодательства, лишающим его права быть обеспеченным жилым помещением посредством участия его семьи в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Оценивая законность и обоснованность оспариваемого решения и доводы, приведенные истцом ФИО1 в обоснование исковых требований, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с Особенностями реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 к настоящим особенностям.
Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила), являющимся приложением № 1 к указанным особенностям, настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 9 Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
В соответствии с пунктом 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Оспариваемое решение отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» принято на основании подпункта «г» пункта 22 Правил, со ссылкой на то обстоятельство, что ранее ФИО1 было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
При этом в обоснование принятия данного решения ответчик сослался на сведения, содержащиеся в полученной им справке Управления развития сельского хозяйства администрации МО «Багратионовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ранее ФИО1 было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858, финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Предоставление средств федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предусмотренными приложением № 17.
Соотношение объемов софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по обеспечению полного и своевременного софинансирования мероприятий Программы, в том числе за счет внебюджетных источников.
Свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданным ДД.ММ.ГГГГ Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, было удостоверено участие П.Л.А. в мероприятии по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с составом семьи, включая и ее сына ФИО1 (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с условиями данной программы П.Л.А. была предоставлена социальная выплата в размере 1750000 рублей, в том числе 1625000 рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и 125000 рублей за счет средств местного бюджета, рассчитанном на состав ее семьи, включая и ее сына ФИО1
Данная социальная выплата была направлена на приобретение жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность членов семьи П.Л.А., включая и ее сына ФИО1 (л.д.<данные изъяты>).
Судом проверялись доводы ответчика о предоставлении указанной социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Данные доводы судом отвергаются как опровергнутые совокупностью исследованных судом доказательств.
Министром сельского хозяйства Калининградской области были подтверждены сведения, содержащиеся в вышеуказанном свидетельстве, выданном П.Л.А., и разъяснено, что поскольку субсидия из федерального бюджета бюджету Калининградской области на реализацию в 2012 году мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» была освоена Министерством по состоянию на 15.12.2012 г. в полном объеме, социальная выплата в размере 1750000 рублей была предоставлена П.Л.А.ДД.ММ.ГГГГ только за счет средств областного (1625000 рублей) и местного бюджетов (125000 рублей) (л.д.<данные изъяты>)
Таким образом, в составе вышеуказанной социальной выплаты, предоставленной П.Л.А., средств федерального бюджета не имелось.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что ранее ФИО1 не было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика было принято при отсутствии правового основания, предусмотренного подпунктом «г» пункта 22 Правил.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрены, в частности признание права и восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания решения отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» недействительным.
В целях восстановления права, нарушенного указанным решением ответчика, истцом ФИО1 заявлено требование о признании за его молодой семьей права на включение в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Оценивая обоснованность данного требования и его соразмерность как способа восстановления нарушенного права, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
В соответствии с пунктом 21 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных гражданами для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
В муниципальном образовании «Багратионовский городской округ» органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию проверки документов и принятие решений, предусмотренных пунктом 21 Правил, является отдел социальной защиты населения администрации данного муниципального образования, согласно Положению об отделе социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ», утвержденному решением Совета депутатов МО «Багратионовский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д<данные изъяты>).
Принимая во внимание, что организация работы по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных гражданами для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты, и принятие решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий указанной выше ведомственной целевой программы, отнесены к компетенции органа местного самоуправления, а также учитывая, что пункт 22 Правил содержит и иные основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы, относительно наличия или отсутствия которых выводов ответчика в представленных документах не содержится, суд приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных оспариваемым решением ответчика прав истца ФИО1 может быть обеспечено возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения отделом социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» обязанности повторно рассмотреть указанное заявление ФИО1
При этом пунктом 21 Правил также установлен 10-дневный срок со дня представления требуемых документов для принятия органом местного самоуправления решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на отдел социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» обязанности в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Таким образомызложенное, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к отделу социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании незаконным решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» и признании за молодой семьей права на включение в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» удовлетворить частично.
Признать решение отдела социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» недействительным.
Возложить на отдел социальной защиты населения администрации МО «Багратионовский городской округ» (238420, <...>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 27.03.2000 г.; ИНН <***>; ОГРН <***>) обязанность в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о включении его семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 06.03.2020 г.
Судья подпись ЖОГЛО С.В.
Копия верна: Судья Багратионовского
районного суда ______________ ЖОГЛО С.В.