Гражданское дело №2-41/2020
УИД 49RS0006-01-2020-000086-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сусуман 10 июня 2020 года
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего – судьи Тигор Н.А.,
при помощнике судьи – Нецветаевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сусумане Магаданской области в помещении Сусуманского районного суда Магаданской области ул.Набережная д.3 гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Магаданскому областному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Сусуманский социальный центр» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Магаданскому областному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Сусуманский социальный центр» (далее – ГКУ «Сусуманский социальный центр», Ответчик) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
В обоснование иска указано, что 17 января 2020 года истец обратилась в ГКУ «Сусуманский социальный центр» с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением 18 июля 2019 года первого ребенка - ФИО3, представив заявление и необходимый пакет документов.
Уведомлением от 03 февраля 2020 года ей отказано в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. В качестве основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты указано превышение среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Магаданской области на второй квартал 2019 года, предшествовавший году обращения (41 648 рублей). Среднедушевой доход членов семьи ФИО1 исчислен органом социальной защиты населения на дату подачи заявления в размере 48 259 рублей 98 копеек.
Полагая неверными произведенные ГКУ «Сусуманский социальный центр» расчеты среднедушевого дохода ее семьи, просит признать незаконным отказ Ответчика в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, обязать оформить выплату со дня рождения ребенка.
Истец ФИО1, представитель ответчика ГКУ «Сусуманский социальный центр» надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах своей неявки в суд не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Истец ФИО1 в исковом заявлении, а также посредством телефонограммы просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с удаленностью проживания и занятостью. На предъявленных исковых требованиях настояла.
Представитель ответчика – директор ГКУ «Сусуманский социальный центр» ФИО2 10 июня 2020 года заявила ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменные пояснения по существу заявленных требований, в которых выразила согласие с требованиями ФИО1 о наличии оснований для назначения и ежемесячных выплатах последней пособия в связи с рождением первого ребенка за весь период, начиная с момента рождения ребенка. Указала о направлении истцу 01 июня 2020 года соответствующего письма с предложением повторно предоставить ранее поданное ею 17 января 2020 года заявление с приложенными к нему документами, возвращенными без реализации. Наличие у ФИО1 права на получение ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка мотивировала внесенными изменениями в ряд законов и нормативных правовых актов РФ, в связи с которыми у истца после возвращения ей документов возникло данное право.
Руководствуясь частью 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и представителя ответчика.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка в том числе семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»), в редакции Федерального закона от 02 августа 2019 года №305-ФЗ, закреплено право граждан в порядке и по основаниям, определенным данным Законом, на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Согласно статьям 1, 2 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка с 1 января 2020 года возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (пункт 10 статьи 4 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
В силу положений статьи 2 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка перечисляется на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав в отношении такого ребенка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в редакции, действующей на момент подачи ФИО1 заявления о назначении и выплате пособия (17 января 2020 года), среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Двукратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения согласно Указа губернатора Магаданской области от 24 июля 2019 года №157-у «О величине прожиточного минимума по Магаданской области за 2 квартал 2019 года» составляет 41 648 рублей.
Таким образом, законодатель установил порядок и сроки обращения граждан за назначением и выплатой ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка, основания для отказа в его назначении, а также требования к содержанию заявления и прилагаемых к нему документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела 17 января 2020 года ФИО1 непосредственно обратилась в ГКУ «Сусуманский социальный центр», то есть в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, расположенный по месту ее проживания, с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ первого ребенка – ФИО3, одновременно с которым предоставила паспорт на свое имя, свидетельство о рождении ребенка, копию свидетельства о расторжении и заключении брака, справки с места работы, подтверждающие доход каждого члена семьи, заявление о согласии на обработку персональных данных, документ, подтверждающий реквизиты банковского счета. Заявление подано Истцом в адрес Ответчика, принято последним и зарегистрировано за №30 17 января 2020 года, то есть до истечения шести месяцев со дня рождения ребенка.
Кроме того, сторонами не оспаривается и следует из представленного Истцом заявления, возвращенного в ее адрес без реализации Ответчиком, что родительских прав от отношении своего ребенка (ФИО3) она не лишалась, ребенок на полном государственном обеспечении не находится. Документов, опровергающих данные сведения, представленные материалы не содержат, и в качестве оснований для отказа ФИО1 в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Ответчиком не указывались и не учитывались.
Согласно свидетельству о рождении ребенка серии I-ФК №, выданного 27 сентября 2019 года Бюро ЗАГС Мяунджинского территориального сектора администрации Сусуманского городского округа на имя ФИО3, последняя является гражданином Российской Федерации, родилась в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Родителями ребенка являются: мать – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и отец – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, в состав семьи Истца, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи обоснованно включены ФИО1 - родитель ребенка, в связи с рождением которого у нее возникло право на получение ежемесячной выплаты, ее супруг (ФИО11 и несовершеннолетняя дочь – ФИО3
03 февраля 2020 года ГКУ «Сусуманский социальный центр» по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 17 января 2020 года и представленных ею документов пришел к выводу об отсутствии у нее права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Свое решение мотивировал размером среднедушевого дохода семьи ФИО1 (48 259 рублей 98 копеек), превышающим на 6 611 рублей 98 копеек 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествовавший году обращения за назначением указанной выплаты (41 648 рублей). В подтверждение принятого решения ГКУ «Сусуманский социальный центр» на основании письменного заявления ФИО1 12 марта 2020 года представил в ее адрес копии сведений о доходах членов семьи последней и произведенные на их основе расчеты.
Как следует из представленных Ответчиком в адрес Истца документов в общий суммарный доход членов семьи Истца за 2019 год при расчете среднедушевого дохода ГКУ «Сусуманский социальный центр» включил:
- выплаченное ФИО5 вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в ФГКУ 2 отряд ФПС по Магаданской области в суммарном размере 595 689 рублей 77 копеек,
- выплаченное ФИО5 пособие по временной нетрудоспособности в размере 1 891 рубля 34 копеек,
- выплаченное ФИО1 вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в ПАО «Магаданэнерго» филиал «Аркагалинская ГРЭС» в общей сумме 234 342 рубля 86 копеек,
- выплаченное ФИО1 пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет работающим женщинам в общей сумме 255 рублей,
- выплаченное ФИО1 пособие по беременности родам работающим матерям в общей сумме 252 851 рубль 20 копеек,
- выплаченное ФИО1 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в общей сумме 65 075 рублей 79 копеек,
- выплаченное ФИО1 единовременное пособие при рождении ребенка в размере 29 715 рублей 54 копеек,
- выплаченное ФИО1 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере 1 114 рублей 33 копеек,
- выплаченные ФИО1 единовременные выплаты семьям при рождении первого ребенка и доплата к ним в общей сумме 41 774 рубля.
Таким образом, сумма доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (с января по декабрь 2019 года включительно), предшествовавших месяцу подачи ФИО1 заявления о выплате ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка (январь 2020 года) составила 1 222 709 рублей 83 копейки.
Перечень включенных Ответчиком в доход членов семьи Шубной О.А. выплат и их размер сторонами не оспаривается, подтвержден представленными документами и сомнений у суда не вызывает, поскольку соответствует положениям части 1 статьи 4 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в соответствии с которыми при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются в том числе полученные в денежной форме вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
Проверяя доводы Истца о неверном расчете ГКУ «Сусуманский социальный центр» размера среднедушевого дохода членов ее семьи за 2019 год, явившимся основанием для отказа в назначении ежемесячных выплат, судом установлено, что произведенный Ответчиком расчет среднедушевого дохода членов семьи ФИО1 не соответствует требованиям пункта 8 статьи 4 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Так, при производстве данного расчета, Ответчиком суммарный доход ФИО5 необоснованно разделен на 11 месяцев, вместо 12 месяцев; выплаченные ФИО1 единовременные выплаты семьям при рождении первого ребенка и доплата к ним в общей сумме 41 774 рубля ошибочно учтены как получаемые ею ежемесячно (не разделены на 12 месяцев).
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» фактический среднедушевой доход членов семьи Истца составляет 33 964 рубля 16 копеек (1 222 709,83 : 12 : 3), что на 7 683 рубля 84 копейки ниже 2-кратного величины суммы прожиточного минимума на территории Магаданской области, установленной на 2 квартал 2019 года для трудоспособного населения (41 648 рублей).
С учетом изложенного, ввиду отсутствия оснований для отказа ФИО1 в назначении и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ первого ребенка – ФИО3 со дня ее рождения, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Представленные ФИО1 17 января 2020 года в ГКУ «Сусуманский социальный центр» заявление и приложенные к нему документы являются надлежащим образом оформленными и полными, позволяющими Ответчику в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», действующими на момент обращения Истца, назначить и ежемесячно производить ей выплаты в связи с рождением первого ребенка в установленном законом размере. При этом суд отмечает, что вопреки приведенным представителем Ответчика доводам, право на получение ежемесячных выплат у ФИО1 имелось на момент ее первичного обращения (17 января 2020 года) и его возникновение не связано с внесенными в последующем в законы и иные нормативные правовые акты изменениями.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 к Магаданскому областному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Сусуманский социальный центр» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Магаданского областного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Сусуманский социальный центр» в назначении ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ года первого ребенка – ФИО3.
Возложить на Магаданское областное казенное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения «Сусуманский социальный центр» обязанность в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» оформить ФИО1 и произвести ежемесячные выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ первого ребенка – ФИО3 со дня рождения ребенка на срок до достижения ребенком возраста одного года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Днём изготовления мотивированного решения установить 15 июня 2020 года
Председательствующий Н.А. Тигор