ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/2012 от 05.05.2012 Кесовогорского районного суда (Тверская область)

     дело №2-41\2012г.

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 05 мая 2012 года         пгт. Кесова Гора

 Кесовогорский районный суд Тверской области в составе

 председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной

 при секретаре Н.Г. Сосниной

 с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, представителя администрации Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области ФИО3, предоставившая доверенность от 04 мая 2012 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области, УФМС ТП в Кесовогорском районе о признании незаконными действия администрации Никольского сельского поселения Кесовогорского района по снятию и постановке на регистрационный учёт, обязании восстановить в похозяйственной книге ликвидированное хозяйство и поставить на регистрационный учёт в хозяйство,

 установил:

      ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконными действия администрации Никольского сельского поселения Кесовогорского района по снятию его с регистрационного учёта в 2003 году из дома 9А в д. Васьково Кесовогорского района Тверской области, постановке его на регистрационный учёт в дом 5 д. Васьково к ФИО4, обязании администрации Никольского сельского поселения восстановить в похозяйственной книге ликвидированное в 2009 году хозяйство в д.9А д. Васьково и поставить его на регистрационный учёт с 2003 года в указанное хозяйство. Заявленные требования мотивировал тем, что с 1983 года он проживает в <...> Кесовогорского района Тверской области со своими родителями ФИО5(умерла 25.06.2008г.) и ФИО6 (умер 17.02.2009г.) По данному адресу он получал паспорт, уходил и вернулся из армии, женился, менял паспорт и продолжает проживать в настоящее время. В марте 2012 года он случайно узнал, что снят с регистрационного учёта из д.9А и зарегистрирован без его согласия и согласия сожительницы к ней в дом в <...>. Они обратились за разъяснениями в администрацию Никольского сельского поселения, где выяснено, что он снят с регистрации в 2003 году, причину снятия его с учёта пояснить не смогли. На основании выданной администрацией справки №187 от 06.04.2012г. следует, что в 2009 году хозяйство ликвидировано в связи со смертью последнего его члена, то есть его, ФИО1, отца ФИО6 Ликвидировав хозяйство в 2009 году, никто не поинтересовался живёт ли кто в доме или нет. В 2011 году он обменивал паспорт по достижению 45-летнего возраста и в паспорте стоит прописка в д.9А. Он никогда не писал заявлений о снятии с регистрационного учёта из д.9А в д. Васьково или постановке на учёт в д.5, расположенный также в д. Васьково к ФИО4

      В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 уточнили исковые требования в части признания незаконными действия администрации Матвеевского сельского округа Кесовогорского района по снятию его с регистрационного учёта в 2003 году из дома 9А в д. Васьково Кесовогорского района Тверской области, постановке его на регистрационный учёт в дом 5 д. Васьково к ФИО4, оставшиеся требования оставили без изменений, поддержали уточнённые требования по указанным в иске основаниям и пояснили, что о нарушении прав ФИО7 по незаконному снятию с регистрационного учёта по месту жительства и постановке на учёт в другое жилое помещение узнали случайно в марте 2012 года. Узнав о нарушении его прав, сразу обратились в суд. ФИО7 до настоящего времени проживает в д.9А д. Васьково, каких-либо заявлений о снятии с регистрационного учёта из данного дома не писал и с этим вопросом в администрацию поселения не обращался, не обращался он и с другими вопросами по снятию или постановке на регистрационный учёт. В связи с данными обстоятельствами незаконно ликвидировано хозяйство и в похозяйственной книге в д.9А д. Васьково.

      Представитель администрации Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области ФИО3 в судебном заседании и представленном письменном отзыве пояснила, что регистрационный учёт граждан, электронная база по прописке ведётся в администрации в соответствии с записями в похозяйственных книгах. Записи, касающиеся ФИО1, производились с 1983 года администрацией Матвеевского сельского округа Кесовогорского района Тверской области, на территории которого расположена д. Васьково и который на основании постановления Главы Кесовогорского района №204 от 24.10.2005 года «О ликвидации территориальных подразделений (администраций сельских округов и п. Кесова Гора) администрации Кесовогорского района» с 01.01.2006 года ликвидирован. Ликвидирован был и Никольский сельский округ, образовано одно поселение, включая эти два округа, ныне Никольское сельское поселение. С 01.01.2006 года в соответствии с постановлением Главы администрации Никольского сельского поселения №20 от 29.12.2005 года «О присвоении почтового номера строениям, находящимся в населённых пунктах Никольского сельского округа» присвоены почтовые номера жилым строениям, дому ФИО7 присвоен номер 9А. На территории бывшего Матвеевского округа осталось представительство, в котором по июль 2010 года продолжала работать бывший глава Матвеевского сельского округа, вопросы регистрационного учёта на территории бывшего округа продолжала вести она. В настоящее время в связи с сокращением должности в представительстве на территории бывшего Матвеевского сельского округа документация передана в администрацию Никольского сельского поселения. В имеющихся документах, а именно похозяйственных книгах д. Васьково за 1983-2011 годы, домовых книгах, дело с заявлениями о регистрации по месту жительства граждан за 1997-2005 годы имеются сведения о том, что ФИО7 был до 2003 года зарегистрирован в д.9А д. Васьково в хозяйстве ФИО6,1941г.р. (указан как глава семьи), записан в списке членов хозяйства (указан как сын) вместе с ФИО5, 1935г.р.(указана как жена). 16.10.2003 года выбыл в хозяйство ФИО4 в <...>, где и зарегистрирован. Хозяйство в д.9А д. Васьково ликвидировано в похозяйственной книге в связи со смертью 17.02.2009 года ФИО6, последнего его члена, так как ФИО5 умерла 25.06.2008 года. Почему ФИО1 в 2003 году был снят с регистрационного учёта из д.9А и поставлен на учёт в д.5 д. Васьково пояснить затруднительно, так как какие-либо заявления и сведения по данному вопросу в учётах отсутствуют. В 2011 году ФИО1 обменивал по достижению 45-летнего возраста паспорт и специалист администрации Никольского поселения поставила ему в новый паспорт штамп о регистрации в д.9А д. Васьково, не удостоверившись и не проверив имеющиеся учёты, с его (ФИО7) слов. Однако в адресном листке прибытия, который заполнялся и представлен ею в ТП УФМС в Кесовогорском районе 06.09.2011 года указано место регистрации ФИО1 - д.5 д. Васьково, то есть на основании похозяйственных книг и учётов бывшего Матвеевского сельского округа. Возражений в удовлетворении требований ФИО1 не имеют.

      Представитель территориального пункта УФМС России по Тверской области в п. Кесова Гора отделения в Кашинском районе в зал судебного заседания не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая на то, что до настоящего времени в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, приказа ФМС №208 от 20.09.2007 года функции по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, на территории поселений которых отсутствуют органы внутренних дел, выполняют органы местного самоуправления. Материалы по регистрации граждан РФ, домовые книги хранятся в администрациях сельских поселений, ответственность за законность осуществления регистрационного учёта несут сотрудники администраций, уполномоченные осуществлять регистрацию граждан РФ. Начальник территориального пункта УФМС периодически осуществляет контроль за своевременным внесением изменений в адресные учёты. В 2010 году осуществлялась сверка сведений, находящихся в адресной картотеке с домовыми книгами сельских поселений (похозяйственные книги в компетенцию ФМС не входят, так как в них отражается информация о гражданах, совместно проживающих и ведущих единое хозяйство, сведения о регистрации в них не содержатся). Периодически запрашиваются домовые книги для проведения проверки, выявленные недостатки устраняются путём направления отсутствующих адресных листков, либо замена листков с устаревшими данными. В адресно-справочной картотеке находится адресный листок прибытия ФИО1, согласно которому он зарегистрирован по месту жительства с 28.11.1983 года в д.5 д. Васьково Кесовогорского района Тверской области. Листок выставлен администрацией Никольского сельского поселения при проставлении штампа о регистрации ФИО1 при обмене им паспорта по достижении 45 лет. Считает, что при введении нумерации домов в 2006 году и при передаче полномочий и документации из Матвеевского сельского округа в Никольское сельское поселение могла произойти ошибка в написании точного адреса.

      Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

      В соответствии с правилами ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

      В силу ст.1 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), далее - Закон о свободе передвижения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

       В соответствии со ст.3 Закона о свободе передвижения в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

      Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

      Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

      Из ст.4 Закона о свободе передвижения следует, что в городах, посёлках, сельских населённых пунктах, закрытых военных городках, а также в населённых пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населённых пунктах - местная администрация.

      Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства производится органом регистрационного учёта в следующих случаях: изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства; призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата; осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда; признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда; изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абз.4 ч.2 ст.6.1 настоящего Закона; прекращение гражданином, указанным в ст.6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме (ст.7 Закона о свободе передвижения).

      Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчинённости орган, вышестоящему в порядке подчинённости должностному лицу либо непосредственно в суд (ст.9 Закона о свободе передвижения).

      Согласно ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), далее - Закон, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

      В силу ст.20 Закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

      Как установлено в зале суда и никем не оспаривается, ФИО1, будучи несовершеннолетним, был вселён в жилое помещение в д.9А д. Васьково Кесовогорского района Тверской области в 1983 году вместе с матерью ФИО8 как член семьи ФИО9 и там же зарегистрирован. Номер жилого дома администрацией Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области присвоен в соответствии с распоряжением №20 от 29 декабря 2005 года. С 1984 по 1986 год ФИО1 проходил военную службу в вооружённых силах Российской Армии, выезжал с места жительства. В 1989 году он женился, стал проживать с женой и дочерью в другом доме д. Васьково. В конце 2000 года он вновь возвратился и стал проживать по прежнему месту жительства в д.9А д. Васьково. Проживает по указанному адресу до настоящего времени. С регистрационного учёта по месту жительства из д.9А д. Васьково он не снимался, заявлений по этому поводу не подавал, на регистрационный учёт в другое жилое помещение не вставал, заявлений по данному поводу он также не писал.

      В соответствии с п.31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года №713 (с последующими изменениями) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее - постановление) снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учёта по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, орган регистрационного учёта в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учёта по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учёта.

      Органы регистрационного учёта на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учёта по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учёта по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учёта документов (п.33 постановления).

      Согласно приказу ФМС РФ от 20.09.2007 года №208 (с изменениями, далее -Регламент) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», (п.1) устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, а также порядок взаимодействия ФМС России и её территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учёт осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений (п.4 Регламента).

      В органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учёт, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.

      В силу ст. 13 Регламента снятие с регистрационного учёта без непосредственного участия гражданина производится в случае: призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата; осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда; признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

     На основании п.п.56-57, 59 Регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по ф.9, поквартирную карточку по ф.10 или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по ф.11, адресные листки прибытия по ф.2, листок статистического учёта прибытия по ф.12П и листок статистического учета выбытия по ф.12В к ним - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению. Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по ф.6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учёта. При регистрации граждан в жилые помещения частного жилищного фонда, принадлежащие физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, допускается оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по ф.11. Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.

      В соответствии с п.93 Регламента при поступлении из органов местного самоуправления поселений адресных листков убытия по ф.7 и листков статистического учета выбытия по ф.12В в течение 3-х дней со дня получения указанных документов сотрудники соответствующих органов регистрационного учёта направляют их в подразделения адресно-справочной работы территориальных органов, а листки статистического учёта выбытия в установленный срок в территориальные органы Росстата. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, направленных на выявление и устранение причин и условий, вследствие которых были нарушены права и свободы граждан, а также рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов и их структурных подразделений (п.112 Регламента). В случае выявления нарушений прав граждан по результатам проведённых проверок в отношении виновных должностных лиц органов регистрационного учёта принимаются меры дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется Главе администрации для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, прокурору (п.113 Регламента).

      Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании нормы анализируемых Законов в части соблюдения процедуры и оформления регистрации по месту жительства, снятия с регистрационного учёта и постановки на регистрационный учёт, их основания и порядок проведения без личного участия гражданина не соблюдён. ФИО1 с регистрационного учёта после возвращения из рядов РА в 1986 году не снимался, заявления его об этом отсутствуют. Законные основания для снятия с регистрационного учёта ФИО1 и постановка его на регистрационный учёт по другому адресу (в другом жилом помещении) без личного присутствия заявителя отсутствовали, не установлены они и в судебном заседании.

      Эти обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля ФИО10 о том, что с 1987 по 2006 год она являлась Главой администрации Матвеевского сельского округа Кесовогорского района Тверской области, до 2010 года продолжала работать в представительстве бывшего Матвеевского округа. В 2004 году ФИО11 сельский округ, в состав которого входила д. Васьково, ликвидирован и образовано Никольское сельское поселение, в состав которого вошёл и ФИО11 округ. Вопросами регистрации граждан по месту жительства и пребывания занималась её заместитель ФИО12. Никаких заявлений от ФИО7 о снятии его с регистрационного учёта из д.9А д. Васьково и постановке на регистрационный учёт в д.5 д. Васьково не поступало. От ФИО4, являющейся собственником и главой хозяйства в д.5 д. Васьково, также заявлений и согласий о регистрации ФИО7 в её доме и хозяйстве не было. Ей известно, что ФИО7 проживал в д.9А д. Васьково с родителями, затем он ушёл служить в Армию, вернулся, женился, стал проживать отдельной семьёй, но жизнь семейная не сложилась и он вновь вернулся к родителям. Почему ФИО12 без законных оснований в 2003 году сняла с регистрационного учёта ФИО7 из одного дома и зарегистрировала по другому адресу у ФИО4, она пояснить не может.

      В судебном заседании свидетель ФИО4 показала, что в марте 2012 года она узнала, что ФИО1, являющийся её сожителем, зарегистрирован с 2003 года в её доме 5 в д. Васьково. Однако она согласие на регистрацию в её доме ни письменно, ни устно ФИО7 не давала. С заявлением о регистрации в её доме ФИО7 в администрацию поселения она не обращалась, в похозяйственную книгу вписывать ФИО7 она также не просила и о нём ничего не говорила. Например, в настоящее время они проживают с ФИО7 в его доме 9А д. Васьково, проживали они некоторое время и у неё в доме, но проживали и отдельно друг от друга. Она не желает, чтобы ФИО7 был зарегистрирован в её доме.

      Свидетель ФИО13 в зале суда пояснила, что является соседкой ФИО7. Он с 1983 года с матерью проживал и проживает в настоящее время в зелёном доме. Как стало известно этот дом имеет №9А в д. Васьково, ФИО7 имеет там регистрацию. Год назад он менял паспорт, в котором также указана регистрация в этом доме.

      Свидетель ФИО14 пояснил, что ФИО7 раньше проживал в <...>, в д. Васьково он проживает с 80-х годов. О том, что ФИО7 прописан у ФИО4, ему ничего неизвестно. ФИО7 прописан в доме, где проживает с момента переезда в д. Васьково, как стало известно, этот дом имеет №9А.

      В зале суда свидетель ФИО15 показал, что знает семью ФИО7 с 1969 года. Раньше они проживали в <...>. ФИО7 зарегистрирован и проживает в д.9А д. Васьково примерно 30 лет. В прошлом году ФИО7 менял паспорт, его прописали в этом же доме, в паспорте указана регистрация в этом доме. О том, что ФИО7 зарегистрирован у ФИО4, в другом доме, ему ничего неизвестно.      

      В силу ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подобном хозяйстве» (с изменениями и дополнениями), далее Закон №112, личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства.

      На основании ст.5 Закона №112 вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

      Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций (ст.7 Закона №112).

      В соответствии со ст.8 Закона №112 учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведётся личное подсобное хозяйство (ст.10 Закона №112).

      В силу Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11 октября 2010 года №345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» ведение похозяйственных (далее - книги) в целях учёта личных подсобных хозяйств (далее - хозяйств) осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления), на территории которых имеются хозяйства. Руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность. При закладке книг необходимо обеспечивать конфиденциальность информации, предоставляемой гражданами, ведущими хозяйство (далее - члены хозяйств), и содержащейся в книгах, их сохранность и защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ведение книг осуществляется на бумажных носителях и (или) в электронном виде. При ведении книг с применением программных средств и электронных носителей информации все вносимые изменения должны регистрироваться, а информация заверяться электронными цифровыми подписями членов хозяйств и должностных лиц, указанных в п.2 настоящего Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля. Любые исправления и зачёркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления. Содержание сведений в книге может быть уточнено по состоянию на другие даты по инициативе членов хозяйств, в том числе при очередном обращении члена хозяйства за выпиской из похозяйственной книги. Лицевой счёт хозяйства (запись по каждому хозяйству) в книге открывают во время ее закладки. Номер лицевого счёта представляет собой порядковый номер записи хозяйства при проведении должностными лицами сплошного обхода. В книгу записываются все хозяйства, находящиеся на территории органов местного самоуправления, в том числе те, где отсутствуют жилые строения (ветхие, сгоревшие, обвалившиеся и т.д.), но ведётся хозяйство, а также отдельные жилые дома (хутора, лесные сторожки, железнодорожные станции, разъезды, будки и т.п.) и дома в мелких населённых пунктах. В этих случаях орган местного самоуправления делает запись о состоянии объекта и отсутствии в нём граждан, которые могли бы представить сведения о хозяйстве). Члены хозяйства самостоятельно определяют, кого из них записать первым. В случае сомнений рекомендуется первым записывать члена хозяйства, на которого оформлен земельный участок или жилой дом. Записанного первым определяют как главу хозяйства. В соответствующих строках указывают фамилию, имя и отчество этого члена хозяйства, а также его паспортные данные. В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства в верхней части лицевого счёта вписывается фамилия, имя и отчество нового главы хозяйства, его паспортные данные. Фамилия, имя, отчество и паспортные данные прежнего главы хозяйства зачёркиваются. Члены хозяйства, совместно проживающие с главой хозяйства и (или) совместно осуществляющие с ним ведение хозяйства, записываются со слов главы хозяйства или взрослого члена хозяйства. При этом записываются как присутствующие, так и временно отсутствующие члены хозяйства. Выбывающие члены хозяйства исключаются (вычёркиваются) из книги с указанием даты и причин выбытия. Если члены хозяйства переезжают с места нахождения хозяйства (в том числе в случаях переезда в том же населённом пункте) и прекращают ведение хозяйства, то лицевой счёт хозяйства закрывают путём отметки в верхней части листа. Граждане, приобретшие хозяйство, открывают новый лицевой счёт в этой же книге. Номера закрытых лицевых счетов другим хозяйствам не присваивают. Лицевой счёт каждого хозяйства после его заполнения должен быть подписан как в период закладки книг, так и в периоды уточнения записей в ранее заложенных книгах, главой хозяйства, или, в случае его отсутствия, взрослым членом семьи, а также должностным лицом, указанным в п.2 настоящего Порядка.

      Исходя из анализа приведённых норм видно, что похозяйственные книги не предназначены для регистрации в них граждан по месту жительства и месту пребывания, а служат совершенно иным целям - учёту личных подсобных хозяйств граждан. Таким образом, регистрационный учёт граждан РФ по месту жительства и месту пребывания на территории Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области (в том числе бывшего Матвеевского сельского округа) вёлся и ведётся в нарушении действующих норм Закона.

      Кроме этого, как установлено в судебном заседании и видно из исследованных в судебном заседании материалов дела, действия администрации поселения по ликвидации в похозяйственных книгах хозяйства в д.9А д. Васьково также являются незаконными, так как правовые основания для этого, изложенные в анализируемых выше Законе №112 и Приказе Минсельхоза РФ, отсутствуют. ФИО1 с такими заявлениями в администрацию поселения не обращался, сплошной обход д. Васьково должностными лицами администрации не проводился, его подпись в похозяйственных книгах отсутствует.      

      С учётом обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд считает, что действия администрации Матвеевского сельского округа Кесовогорского района Тверской области по снятию с регистрационного учёта из д.9А д. Васьково и постановке на регистрационный учёт в д.5 д. Васьково к ФИО4, ликвидации хозяйства по д.9А д. Васьково в похозяйственных книгах являются незаконными, а права ФИО1 нарушенными и подлежащими восстановлению администрацией Никольского сельского поселения, в связи с чем требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

      Руководствуясь ст.ст.194-199, 255 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

      Признать незаконными действия администрации Матвеевского сельского округа Кесовогорского района Тверской области по снятию с регистрационного учёта в 2003 году ФИО1 из дома 9А в д. Васьково Кесовогорского района Тверской области и постановке его на регистрационный учёт в дом 5 д. Васьково Кесовогорского района Тверской области.

      Обязать администрацию Никольского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области восстановить в похозяйственной книге ликвидированное хозяйство по адресу: <...> и поставить на регистрационный учёт ФИО1 с 2003 года в дом 9А д. Васьково Кесовогорского района Тверской области.     

      Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий       О.Ю. Тутукина

 Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2012 года