ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/2016 от 15.03.2016 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2-41/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего федерального судьи Косматенко О.А.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

с участием истца - помощника прокурора Анадырского района Калиниченко К.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента социальной политики Чукотского автономного округа по доверенности № 01-22/0012 от 11 января 2016 года ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городском поселении Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 15 марта 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Анадырского района в интересах Номенкау ФИО14 к Администрации Анадырского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Анадырского района Чукотского автономного округа обратился в Анадырский районный суд с иском в интересах ФИО4 к Администрации Анадырского муниципального района с требованиями, указанными во вводной части.

Свои требования обосновал тем, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать ФИО4 – ФИО5 на основании решения Анадырского городского суда от 16.04.2010г. была лишена в отношении него родительских прав. Отца у ФИО4 нет, в свидетельстве о рождении он записан со слов матери. Приказом Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 включён в утверждённый список лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в 2015 году. Однако до настоящего времени жилое помещение ФИО4 не предоставлено.

Просит обязать администрацию Анадырского муниципального района предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.

Определением судебного заседания от 02 марта 2016 года по ходатайству представителя ответчика к участию в деле был привлечён в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.

Соистец ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чём истец - помощник прокурора Анадырского района подтвердил в ходе судебного разбирательства.

Ответчик Администрации Анадырского муниципального района в судебное заседание также не явилась о дате месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о чём в деле имеется уведомление о вручении, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, а также отзыв на исковое заявление и пояснения по существу иска, из которых следует, что в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 22 октября 2009 года № 126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неограниченный срок.

Управление социальной политики Администрации Анадырского муниципального района в соответствии с распоряжением Администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-ра определено уполномоченным органом на осуществление деятельности по реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в Анадырском муниципальном районе.

ФИО4 действительно состоял в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2015 году, сформированным Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа. До настоящего момента жилое помещение ФИО4 не предоставлено. Основная сложность в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот состоит в том, что на рынке жилья отсутствуют свободные жилые помещения для приобретения их в собственность Анадырским районом с последующим переводом в специализированное жильё и передачу по договору найма специализированного жилья детям-сиротам. Жилое помещение ФИО4 должно было быть предоставлено в селе Анадырского района. Однако в данном населенном пункте не удалось приобрести жилое помещение в соответствии с нормами, установленными Правительством Чукотского АО, в связи с чем, ФИО4 написал заявление в июле 2015 года на предоставление ему жилого помещения в . После этого Департаментом были внесены изменения в список, которые доведены до сведения Администрации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона, органы местного самоуправления муниципальных образований при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями получают финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых из окружного бюджета.

В списке на обеспечение жилыми помещениями в 2015 году состояло 15 детей-сирот, а средств на исполнение вышеуказанных переданных государственных полномочий Анадырским районом в бюджете Чукотского автономного округа было предусмотрено лишь в размере рублей. Администрацией района были приняты все меры по обеспечению детей сирот жилыми помещениями, проведено 9 аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые признаны не состоявшимися и 7 запросов предложений. Законом Чукотского автономного округа от 15 октября 2015 г. № 95-03 «О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа «Об окружном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» были внесены изменения в отношении суммы субвенции до рублей. После дополнения средств были проведены еще 2 аукциона.

В законе Чукотского автономного округа об окружном бюджете такой показатель, как количество детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём в обозначенном финансовом году, отсутствует.

Департамент социальной политики Чукотского автономного округа направляет в органы местного самоуправления муниципальных районов выписки из списка в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем муниципальном районе или городском округе, после чего Администрация начинает располагать информацией, какое количество квартир и в каких населённых пунктах, необходимо приобрести в данном финансовом году, при этом в течение года количество нуждающихся детей-сирот может меняться.

Приобретение жилья для лиц данной категории осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

До принятия закона Чукотского автономного округа от 22 декабря 2015 г. № 144-03 «О внесении изменения в статью 2 Закона Чукотского автономного округа «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Чукотском автономном округе», трудности создавало и ограничение норм площади, приобретаемого жилья не менее 33 кв. м, и не более 48 кв. м. Вышеназванный закон расширил возможности до нормы жилой площади, предоставляемой по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Чукотского автономного округа, на территории которого расположен населенный пункт, в пределах утвержденного законом об окружном бюджете на соответствующий финансовый год объема субвенции на эти цели бюджету муниципального образования Чукотского автономного округа. Указывают, что имеется ряд сложностей связанных с процедурой приобретения жилья для указанной категории граждан, тем не менее, лица, из детей-сирот, оставшиеся не обеспеченными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения будут обеспечиваться ими по мере возможности в 2016 году, в соответствии со списком и в пределах объема субвенции на соответствующий финансовый год (л.д. № 35-38, 151-155).

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившегося соистца ФИО4 и ответчика Администрации Анадырского муниципального района.

В судебном заседании истец помощник прокурора Анадырского района Калиниченко К.С. исковые требования уточнил и просил суд обязать Администрацию Анадырского муниципального района предоставить ФИО4, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на состав семьи один человек, в , Анадырского района, Чукотского автономного округа, установив ответчику срок для исполнения решения суда до 31 августа 2016 года. В остальном заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента социальной политики Чукотского автономного округа ФИО3 в судебном заседании пояснила, что Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа перед ФИО4 выполнены все обязательства. В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 27.12.2012 года № 119-ОЗ, Департамент социальной политики Чукотского автономного округа формирует списки указанной категории граждан нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, и затем их регулярно корректирует.

ФИО4 приказом Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от 11.12.2013 года № 1411 был включён в раздел 1 указанного списка, в связи с обращением 14.10.2013 года его законного представителя и наличием для этого основания, так как он является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, его мать была лишена родительских прав, сведения об отце ребёнка внесены в актовую запись о рождении со слов матери. В ранее занимаемом ФИО4 жилом помещении расположенном в , проживает мать, лишённая родительских прав. А в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание в ранее занимаемом жилом помещении на законных основаниях лиц, лишённых родительских прав в отношении этого ребёнка, является основанием для включения в указанный Список. Изначально ФИО4 просил предоставить ему жильё в Анадырского района, впоследствии попросил предоставить ему жилое помещение в п Анадырского района, о чём приказом Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа № 2358 от 16.11.2015 были внесены изменения в список.

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 22 октября 2009 года № 126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, они вправе получать для этого финансовое обеспечение за счёт субвенций, предоставляемых из окружного бюджета. Органы государственной власти Чукотского автономного округа при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, устанавливают законом об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объём субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, и их распределение.

Финансирование расходов, связанных с приобретением и оформлением жилых помещений для детей-сирот, осуществляется Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа на основании заявок органов местного самоуправления. Администрация Анадырского муниципального района письмом от 23.07.2015г. ходатайствовала об увеличении размера финансовых средств, выделенных бюджету Анадырского муниципального района в 2015 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам. В связи с этим объем субвенций на приобретение жилых помещений Анадырскому муниципальному району был увеличен до . руб. При этом с 1 января по 23 июля 2015 года заявок им на финансирование от Администрации Анадырского муниципального района не поступало. Информация об обеспечении ФИО4 жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда Администрацией Анадырского муниципального района не предоставлялась. Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа обязательства по вопросу обеспечения ФИО4 жилым помещением выполнены в полном объеме в пределах компетенции. Против удовлетворения исковых требований прокурора Анадырского района Департамент социальной политики Чукотского автономного округа не возражает, поскольку они законны и обоснованны.

Суд, выслушав истца помощника прокурора Анадырского района Калиниченко К.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента социальной политики Чукотского автономного округа ФИО3, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частью 3 статьёй 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в связи с обращением гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Заявление ФИО4 в материалах дела подтверждает факт его обращения к прокурору Анадырского района с просьбой о защите его интересов в связи с не предоставлением ему Администрацией Анадырского муниципального района жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. № 27).

Таким образом, исходя из изложенного, прокурор имел право обращения в суд с данным иском в интересах ФИО4

Согласно статье 1 Закона Чукотского автономного округа от 22.10.2009г. № 126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неограниченный срок.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 2 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями получают финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых из окружного бюджета.

Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно частей 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьёй 27 Конвенции о правах ребёнка закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.

Согласно части 1 статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанной категории по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункта 9 статьи 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Чукотского автономного округа от 10.11.2014 № 105-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Чукотском автономном округе» лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 27.12.2012 № 119-ОЗ «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со статьёй 1 Закона Чукотского автономного округа от 27.12.2012 № 119-ОЗ «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, на который возложены полномочия по опеке и попечительству.

Согласно пункта 1 статьи 2 Закона Чукотского автономного округа от 27.12.2012 № 119-ОЗ «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе» заявление о включении в Список также могут представить в территориальный орган уполномоченного органа по месту их жительства дети-сироты и дети, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Судом установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать ФИО4 – ФИО15 на основании решения Анадырского городского суда от 16.04.2010 лишена родительских прав. Согласно справке Отдела ЗАГС ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце ФИО6 – ФИО16 внесены в акт записи о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. ).

Приказом -д от ДД.ММ.ГГГГ Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чукотский окружной детский дом» на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ отдела социальной поддержки населения в ФИО4 был зачислен в группу временного пребывания ГОУ «Чукотский окружной детский дом» с 27 октября 2009 года (л.д. ).

Согласно справке Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский северо-западный техникум » ФИО4 являлся учащимся учреждения (ребёнок из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), срок окончания им обучения 25.06.2015 г. (л.д. № 131).

Распоряжением уполномоченного Главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поставлен на учёт вне очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. ).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по и Чукотскому АО в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах ФИО4 на объекты недвижимого имущества (л.д. ).

ФИО4 30.12.2014 обратился с заявлением в Департамент социальной политики Чукотского автономного округа о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Чукотском автономном округе на 2015 год в связи с продолжением обучения в ГАПОУ Чукотского АО «Чукотский северо-западный техникум » (л.д. ).

Приказом Департамента социальной политики Чукотского автономного округа № 120 от 24.02.2015 «О внесении изменения в приказ Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от 01.04.2013г. № 379» подтверждается включение ФИО4 в список «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья и достигших возраста 14 лет» (л.д. № 100-109).

Приказом Департамента социальной политики Чукотского автономного округа № 1708 от 27.08.2015 «О внесении изменения в приказ Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от 01.04.2013г. № 379» ФИО4 включён А.Е. в утвержденный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья в 2015 году, с предоставлением ему жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда – (л.д. № 110-118).

Учитывая, что ФИО4 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не предоставлено, суд полагает, что имеет место нарушение его права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое является гарантией государства.

Указание ответчика Администрации Анадырского муниципального района, на то, что процедура покупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является очень продолжительной и имеется ряд сложностей, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку тот факт, что на органы местного самоуправления возлагается функция обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже подразумевает принятие всех возможных мер по обеспечению их жильем, в том числе выход с инициативой об изменении закона субъекта в части устранения пробелов, не позволяющих сократить этот срок.

Таким образом, суд считает необходимым исковые требования прокурора Анадырского района удовлетворить и обязать Администрацию Анадырского муниципального района предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на состав семьи один человек, в Анадырского района Чукотского автономного округа.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит суд установить ответчику Администрации Анадырского муниципального района срок для исполнения решения суда до 31 августа 2016 года, считая его достаточным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента социальной политики Чукотского автономного округа ФИО3 против предоставления ответчику заявленного срока для исполнения решения суда возражений не имеет, также полагая его достаточным, в связи с чем, суд считает его соразмерным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости установлении в решении суда срока для его исполнения ответчиком – до 31 августа 2016 года.

Рассматривая вопрос о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 88 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Как следует из п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец прокурор Анадырского района Чукотского автономного округа от уплаты государственной пошлины при подаче указанного иска в суд, освобождён.

Также и Администрация Анадырского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины, поскольку является органом местного самоуправления, в связи с чем, она взысканию с ответчика в бюджет Анадырского муниципального района не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Анадырского района в интересах Номенкау ФИО17 к Администрации Анадырского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек – удовлетворить в полном объёме.

Обязать Администрацию Анадырского муниципального района предоставить Номенкау ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек, в городском поселении Анадырского района Чукотского автономного округа в срок до 31 августа 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы, представления через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А. Косматенко

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2016 года.