ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/2018 от 26.04.2018 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2-/2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2018 года г. Славск

Славский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Радченко И.И.,

при секретаре Кротко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисовенко Юрия Васильевича к администрации МО «Славский городской округ», Правительству Калининградской области, Министерству экономического развития Российской Федерации, о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому

УСТАНОВИЛ:

Лисовенко Ю.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Славский городской округ», Правительству Калининградской области, Министерству экономического развития Российской Федерации, о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому указав, что он является пенсионером, с семьей, проживает по адресу: <адрес>. В указанном неблагоустроенном доме, довоенной постройки, с печным отоплением, проживают пять пенсионеров, <данные изъяты> и вдова участника Великой Отечественной Войны.

Из иска следует, что в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, по поручению Президента Российской Федерации от 5 октября 2013 г. N Пр-2372, Правительством Российской Федерации утверждена Федеральную целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (Постановление от 07.12.2001 N 866), в рамках которой выделены субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года (газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области). На основании указанного, газификация пос. Ржевское Славского городского округа осуществляется в рамках реализации объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа газоснабжения, относится к вопросам местного значения городского округа. Реализация указанной программы газификации пос. Ржевское осуществлялась администрацией МО «Славский городской округ» на основании возложенных на неё законом публичных полномочий. Указанная выше программа подразумевает газификацию всего поселка Ржевское, а не включение в неё объектов на усмотрение администрации МО «Славский городской округ».

Лисовенко Ю.В. указывает, что администрацией МО «Славский городской округ» в 2013 г. была разработана проектно-сметная документация по объекту газификации пос.Ржевское, в которую не был включен жилой дом <адрес>. Истец считает, что про дом, в котором он проживает просто забыли, что следует из ответа заместителя главы администрации от 09.06.2017 №2399. Лисовенко Ю.В. неоднократно обращался по данному вопросу к главам администрации МО «Славский муниципальный район» и МО «Славский городской округ» (28.12.2015г., 17.11.2016), к прокурору Славского района (21.03.2017), но результата никакого не получил. Главы администраций присылали формальные отписки, не содержащие никакого результата в решении поставленного вопроса, а прокурор пересылал его обращение в администрацию, уклоняясь как полагает истец, от принятия мер прокурорского реагирования по факту нарушения прав граждан.

В иске указано, что 16.12.2016г. заместитель главы администрации МО «Славский городской округ» дал Лисовенко Ю.В. ответ о том, что вопрос строительства газопровода-ввода в <адрес> - находится в стадии согласования с заказчиком- застройщиком ГКУ КО «РУЗКС», генеральным подрядчиком «ГазПроф» и проектной организацией». Однако, как следует из иска, указанный ответ, являлся очередной отпиской.

Лисовенко Ю.В. считает, что ответчик - администрация МО «Славский городской округ» безо всяких экономических или иных обоснований, немотивированно, игнорируя его интересы и гражданские права, превратно понимая смысл осуществления публичных полномочий власти местного самоуправления, не включила спорный дом в программу газификации поселка Ржевское. Такими дискриминирующими действиями, администрация МО «Славский городской округ» поставила истца и других жителей многоквартирного дома, в неравное положение с другими жителями поселка, которым обеспечила доступ к системе газоснабжения и возможности получения доступного теплоносителя, тогда как истец и другие жители дома, вынуждены по прежнему топить печи, закупать дорогостоящее топливо, заниматься его разгрузкой, что является, по мнению истца, издевательством по отношению к его возрасту и состоянию здоровья.

В письмах администрации МО «Славский городской округ» от 09.06.2017 №2399 и Правительства Калининградской области от 20.06.2017 №17-5818/9, на заявления Лисовенко Ю.В., говорится об удаленности дома от основной трассы газопровода ориентировочно на 1,5 км., но при этом не обосновывается по каким причинам другие жилые дома, ещё более удаленные от трассы газопровода, всё же были газифицированы.

Такая ситуация указывает на явное нарушение прав истца, носящее дискриминационный характер в сравнении с иными жителям поселка и обусловленное безответственным отношением должностных лиц органа местного самоуправления к исполнению своих обязанностей к простым гражданам, что позволило попросту забыть включить спорный жилой дом в программу газификации.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 07.12.2001 N866, Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительству Калининградской области на договорной основе передана часть своих функций по организации управления реализации Программы развития Калининградской области на период до 2020 год, финансированию мероприятий данной Программы в пределах средств федерального бюджета, выделенных на ее реализацию, заключению контрактов на выполнение подрядных работ.

Истец указывает, что на его обращение Правительство Калининградской области, в письме от 20.06.2017 №17-5818/9, оправдывая отсутствие собственного контроля за реализацией Программы газификации и безответственное отношение к её реализации на уровне Славского городского округа, предложила поднять вопрос о газификации дома не ранее 2020 года. Строительство газопровода в пос. Ржевское осуществлялось с привлечением средств федерального и областного бюджетов. Согласно полученной от ответчиков информации, строительство объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области завершено. Между тем, Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года находится в стадии реализации. Правительством Российской Федерации в п. 3 постановлено - Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию Программы развития Калининградской области на период до 2020 года. Также, установлено, что финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.

Лисовенко Ю.В. считает, что поскольку его незаконно лишили права участия в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, он вынужден обратиться за судебной защитой своих нарушенных прав, и просит суд признать его право, как жителя дома <адрес>, Славского городского округа Калининградской области на участие в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 866; и обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение к жилому дому <адрес> газопровода в срок до 31.12.2018 года, а Правительство Калининградской области и Министерство экономического развития РФ профинансировать данные работы.

Истец Лисовенко Ю.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал. Его представитель Понимаш А.В., чьи полномочия подтверждены доверенностью от 04 сентября 2017 года, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, уточнил требования в части срока исполнения заявленных истцом требований, а именно, просит суд обязать ответчиков обязать исполнить заявленные Лисовенко Ю.В. требования в течение одного года, с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – администрации МО «Славский городской округ» по доверенности Чепчурова Е.В. суду пояснила, что первоначально, в 2008 году план газификации Славского городского округа не составлялся. Жилой дом <адрес> в план не включался. Вместе с тем, в настоящее время между администрацией МО «Славский городской округ» и ООО «Калининградтеплогазпроект» заключен договор на корректировку ранее изготовленной схемы газоснабжения поселка Ржевское, куда, в том числе, будет включен дом по <адрес>. Впоследствии, после корректировки схемы газоснабжения, она будет направлена для согласования в ОАО «Калининградгазификация. После согласования представленной схемы, администрация МО «Славский городской округ» повторно обратится в ОАО «Калининградгазификация» о выдаче технических условий на проектировку газопровода к данному жилому дому. То есть, после получения технических условий и при условии выделения финансирования, администрация готова приступить к проектированию газопровода к жилому дому Лисовенко Ю.В. и выполнению строительно-монтажных работ.

Представитель Правительства Калининградской области, по доверенности Котельников К.А. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал. Ранее в судебном заседании с требованиями истца к Правительству Калининградской области не согласился. Пояснил, что администрация МО «Славский городской округ» уполномочена на организацию газоснабжения в поселке Ржевское. Объект - газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области включен в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 27.01.2015 года № 21. Объект строительства сопровождается Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 года №866. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Калининградской области от 27.01.2015 № 20 «Об утверждении правил формирования и реализации адресного инвестиционного перечня объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области», по вопросам формирования проекта адресного инвестиционного перечня заказчик (получатель бюджетных инвестиций либо межбюджетных трансфертов) в срок до 15 августа текущего года представляет в адрес исполнительных органов власти Калининградской области (субъектов бюджетного планирования) по каждому вновь включаемому объекту полный пакет документов (включая заявку на формирование адресного инвестиционного перечня, согласованную в установленном порядке с Министерством строительства Калининградской области и Конкурсным агентством Калининградской области в части соответствия заявки форме, утвержденной Конкурсным агентством Калининградской области) на включение в проект перечня объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности на очередной финансовый год и плановый период. Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе является заказчиком по выполнению работ по строительству объекта - газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области. Следовательно, для включения объекта в адресный инвестиционный перечень Администрация являясь заказчиком работ, готовила заявку с полным пакетом документов; (включая разработку рабочей документации, проектно-сметной документацией, государственной экспертизы проектно-сметной документации и тп.). В соответствии с пунктом 9 данного постановления субъекты органы исполнительной власти Калининградской области, в целях реализации полномочий которых осуществляются капитальные вложения и (или) иные расходы, связанные с капитальными вложениями, осуществляющие функции в пределах своей компетенции, - до 1 сентября текущего года представляют в адрес Министерства экономики Калининградской области по каждому объекту заявки на включение в проект перечня на очередной финансовый год и плановый период с приложением соответствующих документов (включая положительное решение бюджетной комиссии при Правительстве Калининградской области, копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, копии положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и тп.). В свою очередь постановлением Правительства Калининградской области от 09.03.2007 года № 114 «О бюджетной комиссии при Правительстве Калининградской области» образована бюджетная комиссия при Правительстве Калининградский области. Решение о предоставлении средств областного бюджета на реализацию строительства газопровода может быть как положительным так и отрицательным. Согласно п. 13, 14 Постановления № 20, на основании представленных документов и заявок Министерство Экономики Калининградской области принимает решение о включении или о не включении объекта в адресный инвестиционный перечень. Таким образом, газификация спорного объекта в рамках реализации Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2020 года, может реализоваться только при наличии волеизъявлении Администрации, как уполномоченного органа на организацию газоснабжения на территории МО «Славский городской округ». При наличии такого, волеизъявления вместе с представленной на рассмотрение заявкой о включении объекта строительства со всеми необходимыми документами, органы исполнительной власти Правительства Калининградской области принимают соответствующее решение. В связи с изложенным, требования истца в части возложения обязанности на Правительство Калининградской области профинансировать строительство газопровода к дому, являются необоснованными, поскольку организация строительства и его финансирование происходит в ином порядке, изложенном выше. Кроме этого, Котельников К.А. пояснил, что в муниципальных образованиях Калининградской области должны быть разработаны и приняты муниципальные программы газификации соответствующих муниципальных образований на определенный период, в соответствии с которыми Администрации соответствующих муниципальных образований реализуют политику газоснабжения на территории соответствующих муниципальных образований. Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе является заказчиком по выполнению работ по строительству объекта - газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области. 21.09.2015 года Администрация заключила муниципальный контракт №994/2015 на выполнение работ по строительству вышеуказанного объекта, финансирование работ осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов, в пределах субсидий, предоставленных из Федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года. На финансирование объекта строительства с Министерством экономического развития РФ были заключены соглашения о предоставлении в 2015 и 2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий Программы. Во исполнение требований Программы между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области и Администрацией МО «Славский городской округ» были заключены соглашения по софинансированию расходных обязательств Администрации на строительство объекта. Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе является заказчиком по выполнению работ по строительству вышеуказанного объекта, следовательно, для включения объекта в адресный инвестиционный перечень Администрация являлась заказчиком работ, подготовила заявку с полным пакетом документов. При наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации Министерство экономического развития Российской Федерации, после проверки соответствия перечню и законодательству предоставленных от Калининградской области и муниципального образования документов, выделяет средства федерального бюджета в форме субсидий на строительство указанного в перечне объекта. Министерство жилищно-коммунального хозяйства в свою очередь доводит предусмотренное финансирование из федерального бюджета до Администрации. Таким образом, Правительство Калининградской области в рамках заключенных соглашений свои обязательства выполнило. Вопрос включения или не включения конкретного дома в программу газификации муниципального образования является исключительными полномочиями Администрации. С учетом того, что в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года финансирование мероприятий по газификации п. Ржевское окончено в связи с исполнением, представитель ответчика полагает, что требования истца в части признания его права, как жителя дома <адрес> не подлежит удовлетворению. Кроме того, физическое лицо не может быть признано участником Программы, поскольку реализация программы осуществляется за счет государственных контрактов, участниками Программы являются, соответственно, муниципальные образования, а не физические лица. Вопрос предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области в рамках реализации Программы, в последующем доведения бюджетных средств до Администрации являются вопросом межбюджетных отношений. То есть, у истца отсутствует право требовать от участников межбюджетных отношений профинансировать работы по строительству газопровода к его дому. С учетом полномочий, возложенных на Администрацию МО «Славский городской округ» Федеральным законом № 131-ФЗ, организация газоснабжения в поселке Ржевское в первую очередь осуществляется за счет собственных средств.

Представитель ответчика, Министерства экономического развития Российской Федерации, по доверенности Лемешко А.О. в судебное заседание не явился, уведомлен, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, представил суду письменные объяснения, где пояснив, что Истец указывает, что при реализации Программы, предусматривающей в том числе строительство газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области, при реализации газификации пос. Ржевское Администрацией МО «Славский городской округ» в разработанную в 2013 проектно-сметную документацию по объекту газификации пос.Ржевское не был включен жилой дом <адрес>. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 866 Министерству экономического развития Российской Федерации - государственному заказчику - координатору Программы разрешено передавать Правительству Калининградской области на договорной основе часть своих функций по организации управления реализацией Программы, финансированию мероприятий Программы в пределах средств федерального бюджета, выделенных на ее реализацию, заключению контрактов на выполнение подрядных работ. Пунктом 3 Постановления № 866 Правительством Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации установлена обязанность предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию Программы. Вместе с тем, Истец не представил доказательств того, что не включение жилого лома <адрес> в разработанную в 2013 проектно-сметную документацию по объекту газификации пос. Ржевское, какие либо иные действия (бездействие) Минэкономразвития России, явились следствием не выделения средств на реализацию Программы. Кроме того, в рамках заключенных соглашений о предоставлении в 2015 и 2016 субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года от 30 июля 2015 г. № С-222- АЦ/Д14и (дополнительное соглашение от 6 октября 2015 г. № С-506-АЦ/Д14и) и от 30 марта 2016 г. № С-108-АЦ/Д14и было предусмотрено финансирование объекта капитального строительства «Газопроводы низкого давления и газопроводы - вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области» со сроком ввода объекта в эксплуатацию - 28.12.2016. Доказательств того, что действия (бездействие) Минэкономразвития России нарушили права, свободы или законные интересы Истца Лисовенко Ю.В. не представлено. При этом, Минэкономразвития России определено Истцом как Соответчик по делу. Кроме того, Постановление № 866 предполагает финансирование мероприятий по строительству газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области и носит безличностный характер.

Третье лицо, Министерство финансов Калининградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен, об отложении не ходатайствовал.

Третьи лица: Лисовенко Д.Ю., Лисовенко Л.А., Лисовенко Е.В., Нургатина А.Д., Барынина Н.А., Емашева О.Е., в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали, о причинах неявки суд не известили.

Заслушав мнение сторон, изучив представленные документы и материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьёй 2 Конституции РФ провозглашено - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Статьей 7 Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-. и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определения от 10 апреля 2002 года N 92-0, от 6 марта 2008 года N 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.

Закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, Конституция Российской Федерации одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1), а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (статья 15, часть 2). Из этих положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 71, 72 (часть 1) и 76 (части 1 и 2) следует, в частности, что самостоятельность местного самоуправления определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции Российской Федерации в законе и включает в себя предметные сферы деятельности местного самоуправления и полномочия по решению вопросов местного значения. Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в ряде его Постановлений, в том числе от 16 октября 1997 года N 14-П и от 30 ноября 2000 года № 15-П.

К числу вопросов местного значения городского округа названный Федеральный закон относит организацию в границах городского округа газоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 16).

Газоснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере газоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Соответственно, такое правовое регулирование отвечает самой природе и конституционному назначению местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и как таковое не может рассматриваться как нарушающее конституционные права местного самоуправления.

Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере газоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 года № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по строительству газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области.

В разделе 5 Программы предусмотрен механизм реализации Программы, в соответствии с которым, реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы.

Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом предложений всех заинтересованных организаций (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы, реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.

В свою очередь в муниципальных образованиях Калининградской области должны быть разработаны и приняты муниципальные программы газификации соответствующих муниципальных образований на определенный период, в соответствии с которыми Администрации соответствующих муниципальных образований реализуют политику газоснабжения на территории соответствующих муниципальных образований.

Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе является заказчиком по выполнению работ по строительству объекта - газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области.

Как следует из доводов иска, пояснений представителя истца, и подтверждается материалами дела, истец Лисовенко Ю.В., неоднократно, с 2015 года, обращался в администрацию МО «Славский городской округ», Правительство Калининградской области, прокуратуру Славского района, по вопросу газификации жилого дома, в котором он проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Администрация МО «Славский городской округ» 16.12.2016 года, на письмо истца сообщила, что строительство газопроводов-вводов в п. Ржевское к дому истца, находится на согласовании с заказчиком застройщиком, генеральным подрядчиком и проектной организацией./л.д.11/ В письме, датированном 09.06.2017 года на имя Лисовенко Ю.В., Администрация указала, что газификация дома Лисовенко в рамках проекта невозможна, так как дом расположен на значительном удалении от основной трассы газопровода. Для газификации необходимо провести ряд мероприятий. Предложения по газификации направлены на согласование в Правительство Калининградской области./л.д.69-70/ Аналогичное письмо 20.07.2017 года было направлено администрацией и в адрес прокурора Славского района./л.д.-71-72/

Письмом от 20.06.2017 года Правительство Калининградской области сообщило истцу, что подведение газопровода к его дому не включено в проект, денежные средства проектно-сметной документацией не предусмотрены, строительство объекта завершено./л.д.9/

Судом установлено, что 21.09.2015 года Администрация МО «Славский муниципальный район» заключила муниципальный контракт №994/2015 на выполнение работ по строительству объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области», согласно которому финансирование работ осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, в пределах субсидий, предоставленных из Федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года. /л.д.230-245/Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности Калининградской области или муниципальной собственности, осуществляется в форме субсидии Министерства экономического развития Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных Программой, при условии включения объектов в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградский области, реализуемый за счет средств бюджета Калининградской области, а также при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. Адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области разрабатывается Правительством Калининградской области (Раздел 5 Программы).

На финансирование объекта строительства «газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области» с Министерством экономического развития Российской Федерации были заключены соглашения о предоставлении в 2015 и 2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий Программы - № С-222-АЦ/Д14 от 30.07.2015 года и дополнительное соглашение № С-506-АЦ\Д14 от 06.10.2015 года, № С108-АЦ/Д14 от 30.03.2016 года. /л.д.92-195/

Во исполнение требований Программы между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области и Администрацией МО «Славский городской округ» были заключены соглашения № 66 от 18.11.2015 года и № 11 от 15.04.2016 года по софинансированию расходных обязательств Администрации на выполнение работ по объемам, включенным в установленном порядке в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области, т.е. на строительство объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п.Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение».

Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе является заказчиком по выполнению работ по строительству объекта-газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области. Следовательно, для включения объекта в адресный инвестиционный перечень Администрация, являясь заказчиком работ, подготовила заявку с полным пакетом документов (включая разработку рабочей документации, проектно-сметной документации, государственной экспертизы проектно-сметной документации и тп.).

С учетом утвержденной, в установленном порядке проектной документации, Министерство экономического развития Российской Федерации, после проверки соответствия перечню и законодательству предоставленных от Калининградской области и муниципального образования документов, выделило средства федерального бюджета в форме субсидий на строительство указанного в перечне объекта.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в свою очередь, довело предусмотренное финансирование из федерального бюджета до Администрации.

Из указанного выше следует, что вопрос включения или не включения спорного жилого дома, в котором проживает и зарегистрирован истец Лисовенко Ю.В., в программу газификации муниципального образования является исключительными полномочиями Администрации. То есть, субсидия из федерального бюджета предоставлялась по информации и комплекта документов, полученных от администрации, т.е. по результатам разработанной Администрацией проектной документации. Как указано выше, и не оспаривается сторонами, спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в программу газификации муниципального образования, Администрацией не был включен.

25 августа 2017 года заместителем главы администрации МО «Славский городской округ» был подписан Акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) № 278-12 «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области. Таким образом, обязательства по заключенному муниципальному контракту исполнены, и каких либо претензий заказчиком не предъявлено. Как указано выше, данный контракт не предусматривал работы по газификации жилого дома, в котором проживает истец, как конечного потребителя.

С учетом того, что в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года финансирование мероприятий по газификации п. Ржевское окончено в связи с исполнением, то требования истца Лисовенко Ю.В., в части признания его права, как жителя дома <адрес> не подлежит удовлетворению. Кроме этого, суд учитывает, что физическое лицо не может быть признано участником Программы, поскольку реализация программы осуществляется за счет государственных контрактов, участниками Программы являются, соответственно, муниципальные образования, а не физические лица.

Кроме того, вопрос предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области в рамках реализации Программы, в последующем доведения бюджетных средств до Администрации являются вопросом межбюджетных отношений.

В соответствии со ст. 5 БК РФ межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, суд считает, что у истца отсутствует право требовать от участников межбюджетных отношений профинансировать работы по строительству газопровода к его жилому дому, поскольку вопрос финансирования спорных работ регулируется иным порядком, изложенном выше (межбюджетные отношения), а не в судебном. Требование о признании права истца на участие в Программе заявлено им с целью финансирования работ по строительству спорного объекта, однако финансирование спорного объекта в рамках Программы осуществлялся исключительно в рамках межбюджетных отношений.

Вместе с тем, с учетом полномочий, возложенных на Администрацию МО «Славский городской округ» Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация МО «Славский городской округ» уполномочена на организацию газоснабжения в поселке Ржевское к спорному объекту капитального строительства, по индивидуальному проекту, которая должна быть осуществлена за счет собственных средств Администрации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лисовенко Юрия Васильевича удовлетворить в части.

Обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение, обеспечить финансирование на подведение газопровода к жилому дому <адрес>, в течение одного года, с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальных требованиях отказать.

Взыскать с администрации МО «Славский городской округ» в пользу Лисовенко Юрия Васильевича 300 рублей в счет возврата уплаченной им государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 02 мая 2018 года.

Судья - /И.И.Радченко