Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2021 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Томашевич Н.Л.,
при секретаре Кузнецовой А.В.,
с участием заместителя прокурора Осинского района Пермского края Окулова А.В.,
представителя ответчика администрации Осинского городского округа Пермского края ФИО1,
представителя третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Транспортник» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края к администрации Осинского городского округа Пермского края о возложении обязанности организовать оказание гарантированного перечня услуг по погребению и определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л:
прокурор Осинского района Пермского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Осинского городского округа Пермского края о возложении обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оказание специализированной службой по вопросам похоронного дела гарантированного перечня услуг по погребению, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и определить порядок деятельности указанной службы, поскольку не оказание специализированной службой гарантированного перечня услуг по погребению лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
В судебном заседании заместитель прокурора Осинского района Пермского края Окулов А.В. на иске настаивал по изложенным в нем доводам, дополнительно пояснил, что в постановлении администрации Осинского городского округа № 1 от 11.01.2021 и в Уставе специализированной службы по вопросам похоронного дела отсутствует ссылка на пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающий гарантированный перечень услуг по погребению, в связи с чем, ответчиком может быть определен свой гарантированный перечень услуг, отличный от предусмотренного законом.
Представитель ответчика администрации Осинского городского округа Пермского края ФИО1 с исковыми требованиями не согласен, поскольку специализированная служба по вопросам захоронения лиц, личность которых не установлена, либо у которых отсутствуют родственники или иные законные представители, на территории Осинского городского округа создана и порядок ее деятельности определен.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Транспортник» ФИО2 с исковыми требованиями не согласен, поскольку на учреждение возложена обязанность по организации работы по вопросам захоронения лиц, личность которых не установлена, на бесплатной основе услуги населению оказываются в коммерческих организациях.
Выслушав участников процесса, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из Устава Осинского городского округа Пермского края, утвержденного решением Думы Осинского городского округа от 27.03.2020 № 126, Осинский городской округ Пермского края – муниципальное образование, в котором местное самоуправление осуществляется населением через выборные и иные органы местного самоуправления.
Решением Думы Осинского городского округа № 189 от 25.06.2020 утверждено Положение о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений на территории Осинского городского округа. Глава 3 Положения устанавливает, что супругу, родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, предоставляются следующие государственные гарантии:
выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти либо, если есть основания для помещения тела умершего в морг для установления причины смерти, то выдача тела не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
предоставление возможности нахождения тела (останков) умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти, если лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но есть обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения. В случае поиска супруга, родственников или законного представителя этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
гарантированный перечень услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, и умерших, личность которых не установлена, включает: оформление документов, необходимых для погребения, облачение тела, предоставление и доставку гроба, перевозку умершего на кладбище (крематорий), погребение (кремация, за исключением умерших, личность которых не установлена), копку могилы для погребения, оказание комплекса услуг по погребению (в том числе захоронение урны с прахом), установку похоронного ритуального регистрационного знака;
оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению либо выплата социального пособия на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг на погребение, в день обращения, но не позднее шести месяцев со дня смерти в случае, если погребение осуществлялось за счет средств указанных лиц (п.3.1.).
Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего предусмотрены главой 7 указанного Положения.
Из информации администрации Осинского городского округа Пермского края от 02.12.2020 следует, что на территории Осинского городского округа <адрес> отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела. Организациями, оказывающими на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению, а также услуги по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, являются: ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8 Содержание мест захоронений осуществляют следующие организации: ООО <данные изъяты>», ИП ФИО9, ИП ФИО8, ООО <данные изъяты>», ИП ФИО10
Постановлением № 1 от 11.01.2021 администрацией Осинского городского округа Пермского края создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, определено специализированной службой – МКУ «Транспортник». МКУ «Транспортник» постановлено организовать работу по вопросам захоронения лиц, личность которых не установлена, либо у которых отсутствуют родственники или иные законные представители на территории Осинского городского округа, а также внести изменения в Устав учреждения, дополнив раздел 2 «Предмет и цели деятельности Учреждения» пунктом об организации захоронения лиц, личность которых не установлена, либо у которых отсутствуют родственники или иные законные представители на территории Осинского городского округа; разработать порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Осинского городского округа.
Постановлением № 127 от 12.02.2021 администрацией Осинского городского округа Пермского края внесены изменения в Устав Муниципального казенного учреждения «Транспортник», раздел «Предмет и цели деятельности учреждения» дополнен пунктом 2.2.2.11 следующего содержания: организация захоронения лиц, личность которых не установлена, либо у которых отсутствуют родственники или иные законные представители на территории Осинского городского округа, а также кругу лиц, желающих получить данную услугу на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, согласно установленному перечню, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, а именно: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности (пункт 1).
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 2).
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 3).
В статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О погребении и похоронном деле" указано, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (пункт 2).
Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Судом установлено, что на территории Осинского городского округа создана специализированная служба по вопросам похоронного дела – Муниципальное казенного учреждение «Транспортник».
Порядок деятельности Муниципального казенного учреждения «Транспортник» на момент разрешения спорных правоотношений органом местного самоуправления не определен. Доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, предусмотренная частью 2 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О погребении и похоронном деле" обязанность органа местного самоуправления определить порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела не исполнена.
При этом, как следует из постановления администрации Осинского городского округа Пермского края № 1 от 11.01.2021 Муниципальное унитарное предприятие «Транспортник» является специализированной службой лишь по оказанию услуг по захоронению лиц, личность которых не установлена, либо у которых отсутствуют родственники или иные законные представители на территории округа.
Между тем, институт специализированных служб был введен статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения не только безродных, но оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.
Из Устава Муниципального унитарного предприятия «Транспортник» следует, что одним из предметов деятельности указанного учреждения является организация захоронения лиц, личность которых не установлена, либо у которых отсутствуют родственники или иные законные представители на территории Осинского городского округа, а также кругу лиц, желающих получить данную услугу на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню.
При этом ни Устав Муниципального казенного учреждения «Транспортник», ни Положение о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений на территории Осинского городского округа, утвержденное решением Думы Осинского городского округа № 189 от 25.06.2020, гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых близким родственникам и другим лицам на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение, не определяет, тем самым не гарантируют предоставление жителям округа на безвозмездной основе услуг, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О погребении и похоронном деле".
Наличие на территории Осинского городского округа Пермского края коммерческих организаций, осуществляющих деятельность по организации погребения умерших, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности организовать оказание специализированной службой по вопросам похоронного дела предусмотренного законом гарантированного перечня услуг по погребению.
Не принятие администрацией Осинского городского округа Пермского края мер по организации оказания специализированной службой по вопросам похоронного дела гарантированного перечня услуг по погребению, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и определению порядка ее деятельности, лишает жителей городского округа, принявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Осинского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на администрацию Осинского городского округа Пермского края обязанность организовать оказание специализированной службой по вопросам похоронного дела гарантированного перечня услуг по погребению, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья –