ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/2022 от 16.03.2022 Комаричского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0017-01-2021-000568-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Комаричи Брянской области Дело № 2-456/2021(№ 2-41/2022)

16 марта 2022 года

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи- Рузановой О.В.,

при секретаре- Лизуновой Ю.В.

с участием истца- помощника прокурора Комаричского района Брянской области Шевцовой Е.И.,

третьего лица- председателя СПК «Усожский» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комаричского района Брянской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указал, что по результатам проведения прокурорской проверки установлено, что на территории с. <данные изъяты> находится источник водоснабжения населения- артезианская скважина, которая не имеет собственника. Отсутствие у данного объекта собственника создает сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

26.10.2021 главе администрации Комаричского муниципального района Брянской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на положения ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.225 ГК РФ, прокурор Комаричского района Брянской области просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества объекта недвижимости- артезианской скважины, расположенной в с. <данные изъяты>.

Определением Комаричского районного суда Брянской области от 14.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено- СПК «Усожский».

В судебном заседании истец- помощник прокурора Комаричского района Брянской области исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик- представитель администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также о признании иска в лице представителя администрации ФИО2 в полном объеме. Положения ст.ст.39,173 ГПК ПФ разъяснены и понятны. Полномочия по полному признанию иска представителем ответчика определены в доверенности № 19-и от 10.01.2022, выданной последней главой администрации Комаричского муниципального района.

Третье лицо- председатель СПК «Усожский» ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что СПК «Усожский» не имеет прав на объект недвижимости- артезианскую скважину, расположенную в <данные изъяты>.

Третье лицо- представитель администрации Усожского сельского поселения в лице главы Ц.А.Н. в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, определил провести судебное заседание в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав представленные материалы, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Проверяя законность признания иска ответчиком, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки, установлено, что на территории Комаричского района Брянской области находится объект водоснабжения - артезианская скважина, расположенная в с. <данные изъяты>, который не имеет собственника и не признан бесхозяйным.

26.10.2021 прокурором Комаричского муниципального района Брянской области в адрес главы администрации Комаричского муниципального района было внесено представление о необходимости принятия мер, направленных на установление правового статуса на вышеуказанный объект водоснабжения.

Согласно сообщению главы администрации Комаричского района, постановка на учет скважины в качестве бесхозяйного объекта требует больших финансовых затрат, в связи с чем в настоящее время выполнить указанные работы не представляется возможным.

25.06.2015 председатель СПК «Усожский» ФИО1 подал в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации кадастра и картографии» декларацию об объекте недвижимости- артезианская скважина, расположенной по адресу: <данные изъяты>, вместе с техническим планом указанного объекта и актом приема- передачи имущества от ТОО «Усожский» в СПК «Усожский» № б/н от б/д.

Согласно выписке из ЕГРН артезианская скважина, расположенная по адресу: <данные изъяты>, поставлена на кадастровый учет 23.09.2015, объекту присвоен кадастровый номер номер.

Из ответа Межмуниципального отдела по Севскому и Комаричскому районам Управления Росреестра по Брянской области от 24.01.2022 следует, что объект недвижимости - артезианская скважина, кадастровый номер номер расположена по адресу: <данные изъяты>, поставлен на государственный кадастровый учет, но государственная регистрация прав на указанный объект не осуществлялась.

В реестре муниципальной собственности Комаричского муниципального района Брянской области, а также государственного имущества Брянской области, указанный объект водоснабжения не значится.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч.1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, отсутствие собственника спорной артезианской скважины создает не только сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей и окружающей среде.

В силу ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ч.1 ст.130 ГК РФ ).

В силу положений ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах сельских поселений водоснабжения населения и водоотведения.

Согласно ст.6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу с п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции федерального органа в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, помимо ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Буквальное толкование положений ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества.

Как было указано выше, объект недвижимости – артезианская скважина, расположенная в с<данные изъяты> поставлена на кадастровый учет представителем СПК «Усожский», однако право собственности на указанный объект зарегистрировано не было. В связи с чем, он не имеет собственника, что создает не только сложности в ее техническом обслуживании при эксплуатации, но и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч.2 ст.173 ГПК РФ ответчику разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, о чем указано в письменном заявлении.

С учетом того, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, последствия признания иска и принятия его судом ответчику разъяснены и понятны, суд оценив, представленные доказательства в их совокупности, полагает возможным принять признание иска ответчиком.

В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области признаны ответчиком- представителем администрации Комаричского муниципального района Брянской области и суд принял признание иска, требования об обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйного источника водоснабжения подлежат удовлетворению.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным предоставить администрации Комаричского муниципального района Брянской области срок для исполнения решения - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий- удовлетворить.

Обязать администрацию Комаричского муниципального района принять меры к постановке на учет бесхозяйного имущества объекта недвижимости - артезианской скважины, расположенной в с. <данные изъяты> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Рузанова

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2022 года.

Мотивированное решение составлено 22 марта 2022 года.