ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-41/2022 от 23.05.2022 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-41/2022

УИД29RS0011-01-2021-001029-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года село Красноборск

Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Гарбуз С.В., при секретаре Игнат О.В., с участием истца Бучневой О.Г., её представителя Беляковой В.Н., представителя ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» Пономаревой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бучневой О.Г. к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» о признании недействительным постановления об отказе в предоставлении жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Бучнева О.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО «Красноборский муниципальный район» о признании недействительным постановления № 764 от 19 октября 2021 года об отказе в предоставлении жилищной субсидии.

В обоснование требований указано, что постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 19.10.2021 № 764 отказано в перечислении ей жилищной субсидии, предусмотренной Порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп, в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 22.07.2021 №372-пп, от 17 августа 2021 года №424-пп и от 28.09.2021 №527-пп.

Основанием решения об отказе в предоставлении субсидии явилось отсутствие заключенного ею с кредитной организацией кредитного договора.

С данным отказом она не согласна по следующим основаниям.

По договору купли-продажи от 08.07.2021 она приобрела в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: стоимостью 2 000 000 рублей.

Из указанной денежной суммы у неё имелась сумма в размере 1 000 000 рублей, недостающую сумму она предварительно по договору целевого займа от 13.02.2021 заняла у дочери Бучневой В.К., которая в свою очередь получила 1 000 000 рублей по кредитному договору от 13.02.2021 № ***, заключенному ею с ПАО ВТБ. В договоре целевого займа была указана сумма 1 347 485 рублей, так как именном данную сумму дочь, с учётом уплаты процентов, должна вернуть кредитной организации.

При этом в счет исполнения договора займа, 1 000 000 рублей дочь перевела на её банковский счет в ПАО Сбербанк 24.02.2021. Она же в свою очередь, начиная с марта 2021 года, ежемесячно переводит ей денежные средства в качестве возврата займа.

Полагает, что, таким образом, можно констатировать факт заключения ею и исполнения займодавцем договора займа на приобретение жилого помещения.

Закон Архангельской области «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» от 1011.2004 № 262-33-ОЗ, предусматривает социальную поддержку (выплату субсидий для приобретения жилых помещений) для лиц, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года.

Адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп содержит порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидий.

Согласно п. 5 Порядка – субсидия предоставляется на цели, связанные с обеспечением собственников аварийных помещений жилыми помещениями: приобретение по договору купли-продажи жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) на первичном или вторичном рынках жилья (подпункт 1); уплату первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) в кредитной организации, за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам) (подпункт 3).

В соответствии с пунктом 21 Порядка для перечисления субсидии собственник аварийного помещения предоставляет в орган местного самоуправления в срок не позднее 15 ноября текущего года следующие документы: в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 данного Порядка, - договор купли-продажи жилого помещения, стороной которого является собственник аварийного помещения, содержащий условие об оплате жилого помещения за счет средств субсидии (подпункт 1); в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5 настоящего Порядка: а) копию договора купли-продажи жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты), стороной которого является собственник аварийного помещения, в случае заключения такого договора; в) копию кредитного договора (договора займа), стороной которого является собственник аварийного помещения; г) справку, выданную кредитной организацией, содержащую сведения об остатке основной суммы долга и процентов без учета штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств (подпункт 3).

Действующее правовое регулирование предполагает возможность направления средств субсидии на приобретение жилого помещения, в том числе, на оплату договора займа, заключенного с целью приобретения жилого помещения.

При этом условие заключения договора займа с кредитной организацией не является императивным, так как в ином случае нарушался бы принцип юридического равенства в отношении адресатов искомой жилищной субсидии (соответствующие субъекты были бы разделены на основании необоснованного и социально неоправданного критерия).

Неоднократно уточняя исковые требования, окончательно просила суд признать кредитный договор № *** от 13.02.2021, заключенный Бучневой В.К. с кредитным учреждением Банк ВТБ, договором, заключенным в интересах Бучневой О.Г. с целью получения заемных средств на приобретение жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: , установить факт исполнения Бучневой О.Г. обязанностей заемщика по указанному кредитному договору, признать незаконным постановление администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 764 от 19.10.2021 «Об отказе в перечислении субсидии», возложить обязанность на Фонд содействия реформированию ЖКХ и на Министерство финансов Архангельской области при осуществлении межбюджетных трансфертов включить в лимит бюджетных обязательств финансовые средства необходимые для обеспечения финансирования субсидии, предоставленной Бучневой О.Г. на основании постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» №592 от 13.09.2021, возложить обязанность на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области обеспечить финансирование субсидии, предоставленной Бучневой О.Г. на основании постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 592 от 13.09.2021, путем предоставления субвенции бюджету МО «Красноборский муниципальный район» и возложить обязанность на администрацию МО «Красноборский муниципальный район» направить финансовые средства предоставленной Бучневой О.Г. субсидии на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № *** от 13.02.2021, заключенному с кредитным учреждением Банк ВТБ.

Определением судьи от 01.12.2021 на основании норм п. 2 и п. 3 «Порядка предоставления и расходования субвенций…», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Архангельской области и Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Определением суда от 21.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; на стороне истца - Бучнева В.К. и Банк ВТБ (ПАО) в лице филиала «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) в г. Москве.

Определением судьи от 02.02.2022 Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от 25.03.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Архангельской области и Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В судебном заседании истец Бучнева О.Г., её представитель Белякова В.Н. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, иск просили удовлетворить. Дополнительно пояснив, что полученные Бучневой В.К. (дочерью) заемные средства последняя перевела на счет Бучневой О.Г., указанные денежные средства были использованы ею для оплаты за квартиру, приобретенную по договору купли-продажи от 08.07.2021.

Оформление кредитного договора дочерью носило для неё (Бучневой О.Г.) вынужденный характер, так как в 2021 году она обращалась в несколько кредитных организаций с целью получения заемных средств, однако в предоставлении кредитов ей было отказано.

Кроме того, на момент заключения кредитного договора, указанный выше Порядок не был ещё принят, а для неё принципиальное значение имела экономическая выгода при предоставлении заемных средств, выразившаяся в наиболее низкой процентной ставке за использование заемных средств, предложенная Банком ВТБ (12,2% годовых).

Между Бучневой О.Г. и Бучневой В.К. достигнута договоренность о возврате Бучневой О.Г. средств Бучневой В.К., а также об исполнении Бучневой О.Г. обязанностей заемщика по возврату денежных средств кредитному учреждению, что выразилось в заключении между ними договора беспроцентного займа. Для исполнения своих обязанностей Бучневой О.Г. с момента заключения кредитного договора на постоянной основе производится перечисление и передача денежных средств Бучневой В.К.

Субсидия, как мера дополнительной поддержки собственникам аварийных жилых помещений, предоставляется за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Представитель ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» Пономарева Н.С. высказала возражения относительно, заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, указав следующее.

На основании распоряжения администрации МО «Алексеевское» от 18.03.2015 №28-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

К целям данной программы относится устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области.

Исполнителями адресной программы являются министерство строительства и архитектуры Архангельской области, министерство имущественных отношений Архангельской области и органы местного самоуправления муниципальных образований.

Участниками адресной программы выступают муниципальные образования при выполнении условий, предусмотренных статьёй 14 Федерального закона №185-ФЗ от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и при наличии многоквартирных жилых домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Программа реализуется посредством предоставления бюджетных инвестиций для подведомственного министерству строительства и архитектуры Архангельской области государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно приложению № 2 адресной программы планируемая дата окончания переселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: , установлена на 30.09.2024.

В рамках реализации адресной программы и в соответствии со статьями 49, 56.2, 56.3, 56.6 Земельного кодекса РФ постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 15.06.2021 №398 принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд МО «Красноборский муниципальный район».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.01.2021 жилое помещение № ***, расположенное в многоквартирном доме по адресу: являлось собственностью Бучневой О.Г., о чем в ЕГРН сделана запись от 27.11.2000 № ***. Данное жилое помещение приобретено Бучневой О.Г. на основании договора купли-продажи от 27.10.2000.

В соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса РФ 16.06.2021 между МО «Красноборский муниципальный район» и Бучневой О.Г. заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, на основании которого 25.06.2021 выплачена сумма возмещения в размере 627 000 рублей.

Согласно сведениям из ЕГРН от 24.06.2021 в отношении вышеуказанного жилого помещения зарегистрирован переход права собственности на основании чего жилое помещение является собственностью МО «Красноборский муниципальный район».

Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

На основании Порядка получателями субсидий являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.

Субсидии предоставляются органами местного самоуправления, являющимися участниками адресной программы, принявшими решение об изъятии аварийного помещения в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.

В соответствии с условиями Порядка и на основании заявления Бучневой О.Г. администрацией МО «Красноборский муниципальный район» принято решение о предоставлении субсидии в сумме 897 780,40 руб.

08.07.2021 Бучнева О.Г. обратилась в адрес администрации МО «Красноборский муниципальный район» с заявлением о перечислении субсидии. К заявлению прилагались следующие документы: копия кредитного договора от 13.02.2021 № ***; копия договора беспроцентного займа от 13.02.2021, заключенного между Бучневой В.К. и Бучневой О.Г.; копия договора купли-продажи от 08.07.2021, заключенного между ФИО6, Свидетель №1 и Бучневой О.Г.; копия сберегательной книжки Бучневой О.Г.; копия выписки из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: ; копии справок по операциям от 14.08.2021 и от 05.10.2021; копия справки Банка ВТБ о задолженности Бучневой В.К.

Согласно вышеуказанным документам следует, что Бучнева О.Г. приобрела на основании договора купли-продажи жилое помещение, расположенное по адресу: стоимостью 2 000 000 рублей. В целях оплаты за данное жилое помещение между Бучневой О.Г. и Бучневой В.К. заключен договор беспроцентного займа в сумме 1 347 485,43 руб., в связи с чем, Бучневой В.К. заключен кредитный договор от 13.02.2021 № *** в банке ВТБ на сумму кредита 1 000 000 рублей.

Согласно справке банка ВТБ задолженность Бучневой В.К. по кредитному договору от 13.02.2021 № *** по состоянию на 24.09.2021 составляет 938 042,75 руб.

На основании подпункта 3 пункта 5 Порядка субсидия предоставляется на цели, связанные с уплатой первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплату процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) в кредитной организации, за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 21 Порядка, для перечисления субсидии собственник аварийного помещения представляет в орган местного самоуправления в срок не позднее 15 декабря текущего года (по этапу реализации программы 2020 года – до 15 декабря 2021 года, с учётом изменений внесенных в адресую программу постановлением Правительства Архангельской области от 15.11.2021 № 633-пп) следующие документы: копию договора купли-продажи жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты), стороной которого является собственник аварийного помещения, в случае заключения такого договора; копию кредитного договора (договора займа), стороной которого является собственник аварийного помещения; справку, выданную кредитной организацией, содержащую сведения об остатке основной суммы долга и процентов без учета штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств.

Гражданским кодексом РФ установлено, что кредитный договор это договор между кредитором и заемщиком, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё.

Пунктом 3.2 договора беспроцентного займа от 13.02.2021 установлено, что конкретной датой выдачи займа является дата поступления денежных средств на текущий счет заемщика. В предоставленной копии сберегательной книжки Бучневой О.Г. сделана отметка от 24.02.2021 о поступлении денежных средств в размере 1 000 000 рублей, сумма договора беспроцентного займа составляет 1 347 485,43 руб., что позволяет сделать вывод, что данный договор беспроцентного займа не считается заключенным.

В соответствии с пунктом 27.1 Порядка субсидия предоставляется путем безналичного перечисления денежных средств, в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5 Порядка, кредитной организацией, предоставившей кредит (займ), в том числе ипотечный, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты).

Согласно предоставленным документам, Бучнева О.Г. не является стороной кредитного договора от 13.02.2021 № ***, заключенного с банком ВТБ (ПАО).

Пунктом 26 Порядка установлены основания для принятия решения об отказе в перечислении субсидии, одними из которых являются несоответствие договора требованиям, указанным в пунктах 5 Порядка и предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка.

Просила суд отказать в удовлетворении требований по указанным основаниям.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации участия в судебном заседании не принял, дело просили рассмотреть в свое отсутствие. В отзыве указали, что Министерство финансов РФ несогласно с заявленными требованиями по следующим основаниям.

Статьёй 159 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.

Расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий регулируется статьёй 160 Закона №84-5-ОЗ.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением №153-пп, финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном законе об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.

Министерство доводит расходными расписаниями до министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи областного бюджета и кассового плана областного бюджета.

В соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета на 2022 год и на плановый период кассовый расход средств субвенции на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, за счет средств, поступивших от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, доведенных министерством до министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области составил 58 193 664,86 руб., за счет средств областного бюджета – 1 187 625,81 руб.

Законом Архангельской области от 22.12.2021 № 522-34-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрено предоставление Красноборскому муниципальному району Архангельской области субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями на 2022 год, в размере 19 571 580,00 руб. (в 2021 году предоставлено 19 571 580,00 руб.) за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и в размере 399 420,00 руб. (в 2021 году предоставлено 399 420,00 руб.) за счет средств областного бюджета.

Требования истца об обязании министерства финансов Архангельской области включить в лимит бюджетных обязательств финансовые средства, необходимые для обеспечения финансирования субсидии, предоставленной Бучневой О.Г. на основании постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 13.09.2021 № 592, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с областным законом о бюджете субвенция выделяется муниципальному образованию в целом на осуществление того или иного переданного полномочия и не может быть персонифицирована.

В силу конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статьях 10, 11, 46 и 118 Конституции Российской Федерации, органы судебной власти по обращениям заинтересованных лиц в установленном законом порядке проверяют законность принятых органами исполнительной власти решений, оспариваемых действий 9бездействия), но не принимают решения вместо них.

Как следует из принципа разделения властей, установленного статьёй 10 Конституции Российской Федерации, судебное решение по своему существу не может подменять собой решения уполномоченных органов государственной власти.

Верховный суд Российской Федерации неоднократно указывал на недопустимость вмешательства судебной власти в осуществление полномочий субъектов Российской Федерации, что вытекает из положений Конституции Российской Федерации и иных положений законодательства Российской Федерации, связанных с принципом разделения властей и невмешательства одной власти в сферу деятельности другой.

Ссылаясь на определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2012 №КАС11-768, от 07.12.2011 № 20-Г11-14, от 06.07.2011 №31-Г11-3, от 09.09.2009 №91-Г09-7 просили суд отказать Бучневой О.Г. в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещены, дело просили рассмотреть в отсутствие представителя Министерства. В направленном в суд отзыве на иск указали, что в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также областным законом от 30 марта 2021 года №396-24-ОЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Областного закона «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» и Областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, установлены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно пункту 4.3.1 областного закона от 10.11.2004 №262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в пункте 5 статьи 1 данного закона, предоставляются в форме субсидии за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках соответствующего этапа адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп, в соответствии с Порядком принятия решений о предоставлении финансовой поддержки, установленным статьёй 19 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

На основании Закона №396-24-ОЗ постановлением Правительства Архангельской области от 22.07.2021 №372-пп внесены изменения в программу переселения, которая дополнена порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.

Пунктом 5 Порядка определены цели, на которые может быть предоставлена субсидия, в частности на уплату первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплату процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры комнаты) в кредитной организации, за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам).

В соответствии с пунктом 21 Порядка для перечисления субсидии собственник аварийного помещения представляет в органы местного самоуправления в сроки, указанные в пункте 20.1 Порядка, в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5 Порядка, перечисленные в нём документы.

Подпунктом 3 пункта 27.1 Порядка установлено, что субсидия предоставляется путем безналичного перечисления денежных средств кредитной организации, предоставившей кредит (заем), в том числе ипотечный, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты).

Таким образом, в соответствии с положениями Порядка кредитный договор (договор займа) заключается между собственником аварийного помещения и кредитной организацией.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом.

Согласно исковому заявлению договор целевого займа заключен между истцом Бучневой О.Г. и её дочерью Бучневой В.К., которая не соответствует критериям, предъявляемым к кредитной организации. Просили суд в удовлетворении исковых требований Бучневой О.Г. отказать.

Представитель ответчика Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещены. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Бучнева В.К. участия в судебном заседании не приняла, о дате и месте его проведения извещена, дело просила рассмотреть в её отсутствие. В направленном в суд отзыве указана, что оформление ею кредитного договора № *** от 13.02.2021 в Банке ВТБ было обусловлено исключительно невозможностью истицы оформить данный договор самостоятельно, в связи с отказом кредитного учреждения в предоставлении ей заемных средств. На момент заключения кредитного договора Банк ВТБ предоставлял наиболее выгодные для заемщиков процентные ставки по кредитам, чем и было обусловлено желание истицы получить заемные средства, необходимые ей для приобретения жилья, именно в указанном банке.

С момента заключения ею указанного договора и по настоящий период времени погашение кредита осуществляется ею в полном объеме за счет денежных средств, предоставляемых ей истицей. В этих целях истица (являющаяся её матерью) на системной основе переводит ей денежные средства в безналичном порядке, а также при личных встречах передает ей наличные денежные средства в счет полной уплаты долга по кредитному договору.

За период времени с марта 2021 года по февраль 2022 года Бучневой О.Г. на карту Бучневой В.К. выполнены денежные переводы в безналичном порядке на общую сумму 214 000 рублей и отданы наличными в размере 54 200 руб.

Таким образом, как для неё, так и для Бучневой О.Г. оформление кредита на имя Бучневой В.К. носило вынужденный характер и было обусловлено желанием получить заемные средства на наиболее выгодных условиях. Подобная ситуация стала возможной исключительно в связи с наличием между нами близких родственных отношений, с возможностью оказать помощь и поддержку близкому родственнику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации (в связи с изъятием жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу).

Фактически же все обязанности заемщика по выплате заемных средств и процентов исполняются истицей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Банк ВТБ (ПАО) не принял участия в судебном заседании, о дате, времени и месте его проведения извещались судом. Заявлений и ходатайств в суд не поступило.

Поскольку стороны и лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав истца Бучневу О.Г., её представителя Белякову В.Н., представителя ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» Пономареву Н.С., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» закон устанавливает для лиц, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, дополнительные меры поддержки по обеспечению их жилыми помещениями в форме субсидии, предоставляемой в порядке, установленном пунктами 4.3.1 и 4.3.2 статьи 3 настоящего закона, за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Архангельской области 26 марта 2019 года № 153-пп утверждена Адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее постановление от 26 марта 2019 года № 153-пп).

На основании Закона №396-24-ОЗ постановлением Правительства Архангельской области от 22.07.2021 №372-пп внесены изменения в программу переселения, которая дополнена «Порядком предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии» и «Порядком предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями».

Пунктом 1 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее Порядок предоставления мер поддержки в форме субсидии), предусмотрено, что данный Порядок, разработанный в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", главой XXVI областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», определяет правила и условия предоставления дополнительных мер поддержки по обеспечению собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 2012 года до 1 января 2017 года, заключивших с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп, начиная с этапа реализации программы с 1 января 2020 года жилыми помещениями в форме субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 2 Порядка предоставления мер поддержки в форме субсидии установлено, что получателями субсидий являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.

Пункт 3 этого же Порядка регламентирует, что субсидии предоставляются органами местного самоуправления, являющимися участниками адресной программы, принявшими решение об изъятии аварийного помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.

Пунктом 4 данного Порядка установлено, что субсидия предоставляется однократно в рамках реализации мероприятий адресной программы, начиная с этапа реализации программы 2020 года (подпункт 3).

В силу подпункта 5 пункта 16 Порядка основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии является заключение соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года (с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года).

Пунктом 5 Порядка определены цели, на которые может быть предоставлена субсидия, в частности на уплату первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплату процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры комнаты) в кредитной организации, за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам).

Абзацем 2 пункта 19 Порядка установлено, что собственники аварийного помещения, заключившие в текущем финансовом году с органом местного самоуправления соглашение об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года, вправе обратиться за предоставлением субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения не позднее срока, установленного пунктом 21 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 21 Порядка для перечисления субсидии собственник аварийного помещения представляет в органы местного самоуправления в сроки, указанные в пункте 20.1 Порядка, в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5 Порядка, перечисленные в нём документы.

Так в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 настоящего Порядка (приобретение по договору купли-продажи жилого помещения на первичном или вторичном рынках жилья) - договор купли-продажи жилого помещения, стороной которого является собственник аварийного помещения, содержащий условие об оплате жилого помещения за счет средств субсидии.

В случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 5 настоящего Порядка (уплата первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения в кредитной организации):

а) копию договора купли-продажи жилого помещения стороной которого является собственник аварийного помещения, в случае заключения такого договора;

в) копию кредитного договора (договора займа), стороной которого является собственник аварийного помещения;

г) справку, выданную кредитной организацией, содержащую сведения об остатке основной суммы долга и процентов без учета штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств;

Подпунктом 3 пункта 27.1 Порядка установлено, что субсидия предоставляется путем безналичного перечисления денежных средств кредитной организации, предоставившей кредит (заем), в том числе ипотечный, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты).

Судом установлено, что распоряжением администрации МО «Алексеевское» от 18.03.2015 №28-р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, участником которой выступает муниципальное образование «Красноборский муниципальный район».

Программа реализуется посредством предоставления бюджетных инвестиций для подведомственного министерству строительства и архитектуры Архангельской области государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно приложению № 2 адресной программы планируемая дата окончания переселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: , установлена на 30.09.2024.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.01.2021 жилое помещение № ***, расположенное в многоквартирном доме по адресу: являлось собственностью Бучневой О.Г., о чем в ЕГРН сделана запись от 27.11.2000 № ***. Данное жилое помещение приобретено Бучневой О.Г. на основании договора купли-продажи от 27.10.2000.

Дочерью истицы Бучневой В.К. заключен кредитный договор от 13.02.2021 № *** в банке ВТБ на сумму кредита 1 000 000 рублей.

13.02.2021 между Бучневой О.Г. и Бучневой В.К. заключен договор беспроцентного займа.

Согласно условиям договора займодавец обязуется предоставить заемщику денежные средства, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму. Размер займа 1 347 485,43 руб. Из них общая сумма погашения кредита, взятого заимодавцем в ПАО «Банк ВТБ», составляет 1 000 000 руб., общая сумма уплаты процентов по кредиту 347 485,43 руб. Процентная ставка (плата за пользование займом) установлена в размере 0% годовых.

Срок предоставления заимодавцем денежных средств заемщику до 24.02.2021. Заем предоставляется на срок до 25.02.2026.

Заемщик обязуется использовать полученный заем исключительно на следующие цели: приобретение в собственность квартиры общей площадью 60,5 кв.м., этаж 1, адрес (местоположение): .

Выдача займа производится единовременно в безналичной форме путем перечисления суммы займа, указанной в пункте 1.2 настоящего договора, на текущий счет заемщика, открытый в ПАО «Сбербанк».

Конкретной датой выдачи займа является дата поступления денежных средств на текущий счет заемщика.

Согласно копии сберегательной книжки Бучневой О.Г., займ последней зачислен 24.02.2021.

В рамках реализации адресной программы постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 15.06.2021 № 398 принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 29:08:013104:454, расположенного по адресу: находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд МО «Красноборский муниципальный район».

16.06.2021 между МО «Красноборский муниципальный район» и Бучневой О.Г. заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, на основании которого 25.06.2021 выплачена сумма возмещения в размере 627 000 рублей.

Согласно сведениям из ЕГРН в отношении вышеуказанного жилого помещения зарегистрирован переход права собственности на основании чего жилое помещение является собственностью МО «Красноборский муниципальный район».

08.07.2021 Бучнева О.Г. приобрела на основании договора купли-продажи жилое помещение, расположенное по адресу: стоимостью 2 000 000 рублей.

08.07.2021 Бучнева О.Г. обратилась в адрес администрации МО «Красноборский муниципальный район» с заявлением о перечислении субсидии. К заявлению прилагались следующие документы: копия кредитного договора от 13.02.2021 №625/0000-1562065; копия договора беспроцентного займа от 13.02.2021, заключенного между Бучневой В.К. и Бучневой О.Г.; копия договора купли-продажи от 08.07.2021, заключенного между ФИО6, Свидетель №1 и Бучневой О.Г.; копия сберегательной книжки Бучневой О.Г.; копия выписки из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: ; копии справок по операциям от 14.08.2021 и от 05.10.2021; копия справки Банка ВТБ о задолженности Бучневой В.К.

Постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 13.09.2021 № 592 принято решение о предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии в размере 897 780,40 руб., определен предельный срок обращения за перечислением субсидии не позднее 15.11.2021.

Согласно справке банка ВТБ задолженность Бучневой В.К. по кредитному договору от 13.02.2021 № *** по состоянию на 24.09.2021 составляет 938 042,75 руб.

Постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» № *** от 19.10.2021 Бучневой О.Г. отказано в перечислении субсидии.

Порядком предусмотрено, что субсидия может быть предоставлена на цели, связанные с уплатой первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплату процентов по кредитам (займам) в кредитной организации; для перечисления субсидии собственник аварийного помещения представляет в орган местного самоуправления копию договора купли-продажи жилого помещения, стороной которого он является; копию кредитного договора (договора займа), стороной которого он является; справку кредитной организации об остатке основной суммы долга и процентов без учета штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств; субсидия предоставляется путем безналичного перечисления денежных средств кредитной организации.

То есть, получению субсидии должно предшествовать 4 условия, предусмотренные нормами Проставления Правительства Архангельской области: 1) субсидия на цели погашения кредита, полученного на приобретение жилья, 2) собственник аварийного жилья должен быть стороной двух сделок 0 договора купли-продажи и кредитного или заемного договора, 3) кредитный или заемный договор должен быть заключен в кредитной организацией, 4) деньги перечисляются непосредственно кредитной организации.

Согласно предоставленным документам, Бучнева О.Г. не является стороной кредитного договора от 13.02.2021 № ***, заключенного с банком ВТБ (ПАО). Истица, являясь стороной по заемному обязательству, однако, вторая сторона данного договора не является кредитной организацией.

Пунктом 26 Порядка установлены основания для принятия решения об отказе в перечислении субсидии, одними из которых являются несоответствие договора требованиям, указанным в пунктах 5 Порядка и предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка.

Основанием принятия решения об отказе в предоставлении истцу субсидии явилось несоответствие договора требованиям, указанным в пункте 5 Порядка, а именно договор займа заключен Бучневой О.Г. не с кредитной организацией.

Следует признать обоснованными возражения ответчика Министерства финансов Архангельской области, о том, что соответствии с областным законом о бюджете субвенция выделяется муниципальному образованию в целом на осуществление того или иного переданного полномочия и не может быть персонифицирована.

Так же следует отметить, что на дату заключения договора купли-продажи квартиры (08.07.2021), Порядок предоставления субсидий собственникам введен не был (изменения, внесенные постановлением Правительства Архангельской области от 22.07.2021 N 372-пп, вступили в силу со дня его официального опубликования). Кроме того Закон Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» стал относить собственников аварийного жилья к числу лиц, являющихся получателем мер социальной поддержки только с момента ведения пункта 5 в статью 1, а именно с 30.03.2021, то есть на момент заключения кредитного договора третьим лицом с банком и представлении ею займа истице, последняя еще не относилась к числу лиц - получателей таковой меры социальной поддержки.

В связи с указанным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бучневой О.Г.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Бучневой О.Г. к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», Министерству финансов Архангельской области, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о признании кредитного договора № *** от 13.02.2021, заключенного Бучневой В.К. с кредитным учреждением Банк ВТБ, договором, заключенным в интересах Бучневой О.Г. с целью получения заемных средств на приобретение жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: ; об установлении факта исполнения Бучневой О.Г. обязанностей заемщика по указанному кредитному договору; о признании незаконным постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 764 от 19.10.2021 «Об отказе в перечислении субсидии»; о возложении на Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и на Министерство финансов Архангельской области обязанности при осуществлении межбюджетных трансфертов включить в лимит бюджетных обязательств финансовые средства необходимые для обеспечения финансирования субсидии, предоставленной Бучневой О.Г. на основании постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 592 от 13.09.2021; о возложении обязанности на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области обеспечить финансирование субсидии, предоставленной Бучневой О.Г. на основании постановления администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 592 от 13.09.2021, путем предоставления субвенции бюджету МО «Красноборский муниципальный район» и возложении обязанности на администрацию МО «Красноборский муниципальный район» направить финансовые средства предоставленной Бучневой О.Г. субсидии на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № *** от 13.02.2021, заключенному с кредитным учреждением Банк ВТБ отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Гарбуз

Верно:

Судья С.В. Гарбуз