УИД 28RS0004-01-2020-004912-35
Производство № 2-4200/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, указав, что решением Благовещенского городского суда от 14 ноября 2019 года по административному делу № 2а-8161/2019 удовлетворены исковые требования прокурора города Благовещенска к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска в части непринятия полного комплекса мер по обеспечению участков, предоставленных многодетным семьям в районе «5-й стройки» г. Благовещенска транспортной инфраструктуры. На администрацию города Благовещенска возложена обязанность обеспечить строительство дорог по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Театральная) г. Благовещенска в соответствии с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами. Постановлением от 07 февраля 2016 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 3348/20/28025-ИП. 28 марта 2020 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 06 марта 2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда от 14 ноября 2019 года в срок, установленный для добровольного исполнения 5 дней. Полагает, что в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда в связи со следующим. Считает, что пятидневный срок исполнения решения суда, за неисполнение которого с администрации взыскивается исполнительский сбор, противоречит требованиям бюджетного законодательства, а кроме того является необоснованным, поскольку мероприятия по строительству дорог состоят из нескольких этапов. Администрация города Благовещенска к моменту принятия судом решения часть мероприятий уже выполнила. Так, постановлением администрации города Благовещенска от 07 октября 2014 года № 4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы г. Благовещенска на 2015-2020 годы». В указанную программу включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения». В соответствии с п. 14 раз. 5 подпрограммы, основное мероприятие включает в себя мероприятия по строительству дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям. В рамках указанной муниципальной программы администрацией города Благовещенска постановлением от 21 декабря 2016 года № 4128 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта улично-дорожной сети - улиц Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), Степная (от ул. Молодежная до ул. Дальняя) города Благовещенска (часть улиц, указанных в резолютивной части решения суда). Между тем, выделение дополнительных финансовых средств на исполнение решения суда в полном объеме в настоящее время не предоставляется возможным, поскольку на территории Российской Федерации (в том числе на территории муниципального образования город Благовещенск Амурской области) складывается нестабильная экономическая ситуация, возникшая в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Сложная экономическая ситуация, возникшая на территории Российской Федерации (в том числе на территории муниципального образования город Благовещенск Амурской области) в 2020 году в процессе распространения новой коронавирусной инфекции, требует со стороны органов местного самоуправления принятия неотложных мер за счет средств местного бюджета, направленных на оперативное предотвращение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции. В связи с чем, исполнение бюджета муниципального образования город Благовещенск 2020 года происходит в сложных экономических условиях, требующих принятие необходимых мер по поддержке отраслей экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, что в свою очередь обязывает органы местного самоуправления принимать новые виды расходных обязательств. Кроме того, постановлением администрации города Благовещенска от 27 апреля 2020 года № 1292 на территории города Благовещенска установлен режим чрезвычайной ситуации локального характера, в границах автомобильного моста через р. Зея, в связи с чем, администрацией города Благовещенска принимаются экстренные меры по изготовлению и замене железобетонных конструкций моста, и восстановлению движения по мосту, что также потребовало непредвиденное выделение финансовых средств из бюджета г. Благовещенска.
На основании изложенного, просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 3348/20/28025- ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу № 2а-8161/2019.
В судебное заседание не явились представитель истца, представители ответчиков, третьи лица, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на исполнении в СО по ИОВИД находится исполнительное производство № 3348/20/28025-ИП, возбужденное 07 февраля 2020 года на основании исполнительного листа ФС № 025052264, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2а-8161/2019, с предметом исполнения: возложение обязанности на администрацию г. Благовещенска обеспечить строительство дорог по ул. Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), ул. Лесная (от ул. Молодежная до ул. Театральная), ул. Степная (от ул. Молодежная до ул. Театральная) г. Благовещенска в соответствии с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами, в отношении должника: Администрация города Благовещенска, в пользу взыскателя: прокурора г. Благовещенска.
06 марта 2020 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного листа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (5-ть дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства), судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Благовещенска от 07 октября 2014 года № 4135 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы г. Благовещенска на 2015-2020 годы». В указанную программу включена Подпрограмма «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения».
В соответствии с п. 14 раз. 5 подпрограммы, основное мероприятие включает в себя мероприятия по строительству дорог в районе «5-й стройки» для обеспечения транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
В рамках указанной муниципальной программы администрацией города Благовещенска постановлением от 21 декабря 2016 г. № 4128 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории, предназначенный для размещения линейного объекта улично-дорожной сети - улиц Молодежная (от ул. Энтузиастов до ул. Центральная), Степная (от ул. Молодежная до ул. Дальняя) города Благовещенска (часть улиц, указанных в резолютивной части решения суда).
Между тем, выделение дополнительных финансовых средств на исполнение решения суда в полном объеме в настоящее время не предоставляется возможным, поскольку на территории Российской Федерации (в том числе на территории муниципального образования город Благовещенск Амурской области) складывается нестабильная экономическая ситуация, возникшая в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указами Президента Российской Федерации определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В этих целях на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в законодательство Российской Федерации в настоящее время вносится большое количество изменений.
Так, федеральным законом от 12 ноября 2019 № 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году», с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 01.04.2020 № ЮЗ-ФЗ, с 01 апреля 2020 года органам местного самоуправления предоставлены дополнительные полномочия, в том числе по предоставлению субсидий юридическим лицам, а также установлен ряд особенностей при организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений в целях финансового обеспечения органами местного самоуправления мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактике и устранению последствий распространению коронавирусной инфекции.
Кроме того, распоряжением губернатора Амурской области от 27 января 2020 № 10-р введен режим повышенной готовности в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Амурской области.
Помимо прочего, постановлением администрации города Благовещенска от 27 апреля 2020 г. № 1292 на территории города Благовещенска установлен режим чрезвычайной ситуации локального характера, в границах автомобильного моста через р. Зея, в связи с чем, администрацией города Благовещенска принимаются экстренные меры по изготовлению и замене железобетонных конструкций моста, и восстановлению движения по мосту, что также потребовало непредвиденное выделение финансовых средств из бюджета г. Благовещенска.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что администрацией г. Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 3348/20/28025-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г. Благовещенска Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию г. Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. от 06 марта 2020 года, в рамках исполнительного производства № 3348/20/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 025052264, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2а-8161/2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Юркова