... Дело № 2-4200/2021
16RS0046-01-2021-008643-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 15 июня 2021 года
Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сайфуллина М.Ш.,
при секретаре Сагдеевой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании незаконными действий, возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020 г. по делу было признано незаконным Распоряжение главы администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12.02.2019 г. № ... «О внесении изменений в учетные дела и перерегистрации малоимущих граждан» в части исключения истца и членов его семьи в составе 7 человек из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.
Согласно выписке из распоряжения главы администрации Советского района Исполнительного комитета г. Казани № ... от 30.07.2020 г., указывается «рассмотрев представленные документы граждан и материалы общественной жилищной комиссии (протокол от 29.07.2020 г. № ...), обязываю:
1. Во исполнение кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020 г. № ... отменить пункт 3 распоряжения главы Администрации Советского района Исполнительного комитета г. Казани от 12.02.2019 г. № ... «О внесении изменений в учетные дела и перерегистрации малоимущих граждан» об исключении ФИО1 и членов его семьи в составе 7 человек (в т.ч. супруга, 4 дочери и сын) из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата. Включить указанную семью в список многодетных семей (пять и более детей), имеющих право на получение жилищного сертификата.
Указывается, что после этого истец был включен в Сводный список многодетных семей в Республике Татарстан на 2021 г. под номером 2, утвержденный Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ 30.10.2020 г. Однако в Список получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Татарстан на 2021 г. истец не был включен, несмотря на то, что все лица, включенные в данный Список имеют год постановки на учет позже, чем истец (кроме одного), в основном, 2010-2011 г, в то время как его год постановки на учет 2008 г.
Адвокатом истца 19.02.2021 г. был направлен запрос в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ о том, почему истец не был включен в список на получение жилищного сертификата на 2021 г. и когда ему буден выдан данный сертификат.
В ответ на данный запрос Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ был дан ответ от 25.03.2021 г. о том, что истец, якобы, утратил право на получение жилищного сертификата со ссылкой на п. 4 «а» Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными постановлением Кабинета Министров РТ от 16.05.2008 г. № 326, так как его дочери ФИО2 и ФИО3 имеют своих детей, то есть образовали свои семьи.
То есть Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ вновь ссылается на то же обстоятельство и на тот же пункт Правил, которые содержались в признанном незаконным Верховным Судом РФ распоряжении Главы администрации Советского района Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани от 12.02.2019 г. То есть полностью игнорирует решение высшего органа судебной власти Российской Федерации, как будто его и не было.
Между тем, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ выступало по делу, по которому было вынесено вышеуказанное кассационное определение, заинтересованным лицом. Их представитель участвовал во всех судебных инстанциях по данному делу, он в курсе данного вопроса и как у стороны по делу у ответчика также имеется кассационное определение Верховного Суда РФ от 10.06.2020 г.
Истец считает незаконными действия ответчика по не включению его в Список получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Татарстан на 2021 г., в противоречие кассационного определения Верховного Суда РФ от 10.06.2020 г., и, несмотря на то, что все лица, включенные в данный Список имеют год постановки на учет позже, чем истец (кроме одного), в основном, 2010-2011 г, в то время как его год постановки на учет 2008 г., считает, что данные действия нарушают его права.
Просил суд признать незаконными действия ответчика по не включению истца в Список получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Татарстан на 2021 г.; обязать ответчика включить его в Список получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Татарстан на 2021 г.
Определением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 29 апреля 2021 года административное исковое заявление ФИО1 передано на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечении.
16 мая 2008 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление № 326 «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года № 732 «О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Постановлением были утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющего право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил (с учетом изменений, внесенных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года № 1021, от 09 августа 2019 года № 660), право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей)).
Из материалов дела следует, что Распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани от 12.02.2019 г. № ... «О внесении изменений в учетные дела и перерегистрации малоимущих граждан» истец семьей в составе 7 человек (в том числе супруга, 4 дочери и сын) исключены из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата. Дочери заявителя ФИО2 и ФИО3 образовали свои семьи (имеют своих детей).
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2020 года вышеуказанное Распоряжение в части исключения истца и членов его семьи в составе семи человек из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, признано незаконным.
Распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани от 30.07.2020 г. № ... отменен пункт 3 вышеуказанного распоряжения от 12.02.2019 г., постановлено включить указанную семью в список многодетных семей (пять и более детей), имеющих право на получение жилищного сертификата.
В последующем истец был включен в Сводный список многодетных семей в Республике Татарстан на 2021 г. под номером 2, утвержденный Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ 30.10.2020 г.; далее в Список получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Татарстан на 2021 г., утвержденный Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 30.11.2020 г.
При этом из письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 25.03.2021 г. № ... следует, что истец утратил право на получение жилищного сертификата со ссылкой на п. 4 «а» Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными постановлением Кабинета Министров РТ от 16.05.2008 г. № 326, так как его дочери ФИО2 и ФИО3 имеют своих детей, то есть образовали свои семьи. Указано, что семья ФИО1 не была включена Министерством в список получателей жилищных сертификатов.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция Российской Федерации корреспондируют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием субсидий, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту прав граждан, которой надлежит быть полной и эффективной.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).
В целях усиления социальной поддержки многодетных семей в Республике Татарстан, создания им благоприятных жилищных условий, способствующих полноценному развитию и воспитанию детей, а также привлечения дополнительных государственных средств для обеспечения жилой площадью многодетных семей Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-219 установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. При этом учитываются также дети, находящиеся на срочной военной службе, на учебе в высших, средних, профессионально - технических и иных учебных заведениях (пункт 1).
В целях реализации названного указа распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 марта 2005 года было утверждено Положение о временном порядке выплаты средств на приобретение жилья для многодетных семей в Республике Татарстан, утратившее силу в связи с утверждением постановлением названного органа власти от 18 декабря 2017 года № 732 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Две дочери ФИО1, ставшие совершеннолетними в период длительного ожидания получения сертификата, после рождения и вселения своих детей (ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по месту своего жительства продолжают проживать с родителями.
Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 4 апреля 2006 года № 89-О и другие).
Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 13-П).
Доводы представителя ответчика об иных обстоятельствах, установленных Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020, суд отклоняет как не соответствующие исследованным доказательствам. Из письма ответчика заявителю, прямо указано на обстоятельства отказа, необоснованность и незаконность которых была признана в результате рассмотрения дела и изложена в названном Определении.
Разрешая исковые требования, учитывая установленные обстоятельства дела, приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что не включение Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан истца в список получателей жилищного сертификата многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан на 2021 год, нельзя признать обоснованным, поскольку истец на основании Распоряжения главы Администрации Советского района ИК МО г. Казани от 30.07.2020 г. включен с семьей в список многодетных детей, имеющих право на получение жилищного сертификата. При этом ответчик в своем письме от 25.03.2021 г. в качестве основания отказа ссылается на те обстоятельства, которые признаны судебным постановлением Верховного Суда РФ на основании кассационного определения от 10 июня 2020 года несостоятельными.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению и полагает необходимым признать незаконным не включение Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО1 в список получателей жилищного сертификата многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан на 2021 год; возложить обязанность на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан включить ФИО1 в список получателей жилищного сертификата многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан на 2021 год.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным не включение Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО1 в список получателей жилищного сертификата многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан на 2021 год.
Возложить обязанность на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан включить ФИО1 в список получателей жилищного сертификата многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан на 2021 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.
...
...
Судья М.Ш. Сайфуллин
Решение17.06.2021