ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4201/2014 от 29.05.2014 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-4201/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Кировский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Гречко Е.С.

 при секретаре ФИО3

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1, заинтересованные лица Управление ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес>, о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными,

УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Управления ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес>, выразившиеся в отказе возврата оригинала квитанции государственной пошлины в суд, уплаченной в размере 1680 рублей, и восстановлении допущенного ответчиками нарушение права заявителя.

 В обоснование заявленных требований указала, что решением заместителя начальника ИФНС России по <адрес> советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в возврате госпошлины в суд уплаченной в размере 1 680 рублей, но при этом не был возвращен оригинал оплаченной квитанции.

 Решением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя УФНС России по <адрес> советника государственной гражданской службы РФ 1 класса ФИО5 жалоба ФИО1 на бездействие должностных лиц ИФНС России по <адрес> оставлена без удовлетворения.

 Как указывает заявитель, по мнению должностных лиц ФНС, доводы ФИО1 об обязанности возврата оригинала оплаченной квитанции госпошлины в суд вместе с решением инспекции, не основаны на нормах права.

 На основании изложенного, заявитель просит признать действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес>, выразившиеся в отказе возврата оригинала квитанции государственной пошлины в суд, уплаченной в размере 1680 рублей и восстановить допущенное ответчиками нарушение права заявителя.

 Заявитель в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.

 В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными.

 По правилам статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

 В соответствии с частью 1 статьи 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.

 Частью 2 данной статьи установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

 Судебное извещение, направленное заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу: <адрес>, возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

 В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2 статьи 3 названного закона).

 В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

 Согласно пункту 4 названных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

 Из приведенных норм следует, что, постоянно зарегистрировавшись по месту жительства, гражданин, тем самым, обозначает свое постоянное место жительства в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть выполняет вышеуказанные нормы Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и указанных Правил.

 Таким образом, зарегистрировавшись по месту жительства по адресу, указанному в заявлении, ФИО1 обозначила свое место жительства и, следовательно, должна нести риск всех негативных для нее правовых последствий, которые могут возникнуть в результате его непроживания по месту регистрации, ответчик обязан был получать поступающую в ее адрес корреспонденцию.

 Однако, как указано выше, направленные судом по указанному адресу судебные извещения о времени и месте судебного заседания, в том числе назначенного судом на ДД.ММ.ГГГГ, возвращено в суд с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения. Доказательств невозможности получения указанной корреспонденции заявителем не представлено.

 Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что заявитель не являлась в почтовое отделение за получением корреспонденции из суда. Неполучение заявителем направленного ей судом первой инстанции судебного извещения является следствием отказа ею от получения судебной корреспонденции.

 Кроме того, следует учитывать, что настоящее гражданское дело инициировано самим заявителем.

 В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя в порядке статьи 257 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

 В судебное заседание явилась представитель заинтересованного лица ИФНС по <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать.

 Заинтересованное лицо- УФНС России по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом.

 Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч.2 ст. 257 ГПК РФ.

 Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав исвобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

 В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникшие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

 При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Согласно статье 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 В соответствии со статьей 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства поделу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

 Согласно части 3 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

 К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае,если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

 Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

 Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

 Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

 К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

 Таким образом, исходя из приведенных норм права, предусмотрен специальный порядок возврата излишне уплаченной госпошлины по делам, рассматриваемым судами, который не предусматривает вынесение судом определения о возврате госпошлины.

 Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

 В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

 Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ заявителем ФИО1 была уплачена государственная пошлина в суд в размере 1680 рублей, однако в суд с исковым заявлением она не обращалась.

 Из материалов дела усматривается, что решением заместителя начальника ИФНС России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 было отказано в возврате госпошлины в суд, уплаченной в размере 1 680 рублей, поскольку нарушен п. 3 ст.333.40 НК РФ, к заявлению не приложено решение, определение или справка суда, а также при полном возврате - оригинал платежного документа, частично - копия.

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес>, выразившиеся в непредоставлении оригинала уплаченной квитанции государственной пошлины в суд на сумму 1680 рублей от ДД.ММ.ГГГГ вместе с решением ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Решением Кировского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что действия должностных лиц Управления ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес> совершены в пределах полномочий, в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, в удовлетворении требований ФИО1 было отказано.

 Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Доводы заявителя об обязанности Управление ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес> возврата оригинала квитанции уплаченной государственной пошлины в размере 1680 рублей вместе с решением ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении зачета (возврата) суд считает несостоятельными, поскольку действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

 Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета. Возврат оригинала квитанции оплаченной государственной пошлины вместе с принятым решением действующим законодательством не предусмотрен.

 В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Таким образом, о принятом по заявлению налогоплательщика решении об отказе в возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины сообщено в установленный ст. 78 НК РФ срок в письменной форме, как предусмотрено п. 9 ст. 78 НК РФ. Какой-либо особой формы принятия решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) и сообщения о нем налогоплательщику законом не установлено.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия (бездействия) должностных лиц Управления ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес> совершены в пределах полномочий, в полном соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, суд считает заявленные требования необоснованными и подлежащим отклонению.

 Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления ФИО1, заинтересованные лица Управление ФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес> о признании действий (бездействий) должностных лиц незаконными - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

 Текст мотивированного решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

 Судья Е.С. Гречко