№ 2-4202/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 августа 2019 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гибадатова У.И.,
при секретаре Камаловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Сеть Связной» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с последующим уточнением исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ к ООО «Сеть Связной» и просил:
- расторгнуть договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
- взыскать с ответчика стоимость в размере 2 240 руб.
- взыскать с ответчика стоимость, произведенную за SIM – карту в размере 350 руб.
- взыскать с ответчика неустойку в размере 780 руб.
- взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел в магазине, расположенном в торговом центре по <адрес> модем «<данные изъяты>» и симкарту к нему общей стоимостью 2 590 руб., что подтверждается кассовым чеком.
В этот же день в процессе эксплуатации товара в нем обнаружились следующие недостатки: модем не работает и не реагирует на другие симкарты, проданная симкарта не реагирует на запросы и находится в стадии переоформления в адрес неизвестного провайдера.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю магазина с возникшей проблемой и предложил возвратить денежные средства за симкарту и заменить товар на товар надлежащего качества. Но получил категоричный отказ.
После покупки новой симкарты, симкарта была поставлена в модем «Билайн» и подключена к компьютеру. Результат остался прежним, можем не работает. В модеме имеется заводской брак.
В судебном заседании истец поддержал иск полностью, просил удовлетворить.
Представитель ответчика на судебном заседании иск не признал, просил отказать полностью.
Суд, в силу положений статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, пришел к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательств и требовании закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из ст. 782 ГК РФ следует, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон РФ "О защите прав потребителей"), данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Пунктами 1, 2 статьи 27 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
В силу абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Согласно ст. 29 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно Перечня технически сложных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. за № 924, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями, относится к категории технически сложных товаров.
На основании ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 475 ГК РФ, под существенными недостатками следует понимать неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, а также другие подобные недостатки. В частности, к «существенным» согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», может быть отнесен недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением.
Согласно ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел в <данные изъяты> товар – «<данные изъяты>» стоимостью 2 240 руб. и симкарту стоимостью 350 руб.
В этот же день в процессе эксплуатации товара в нем обнаружились следующие недостатки: модем не работает и не реагирует на другие симкарты, проданная симкарта не реагирует на запросы и находится в стадии переоформления в адрес неизвестного провайдера.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю магазина с возникшей проблемой и предложил возвратить денежные средства за симкарту и заменить товар на товар надлежащего качества. Но получил отказ.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с письменной претензией о замене товара на аналогичный товар, возврате стоимости произведенной оплаты за симкарту в размере 350 руб. и стоимости оказанных юридических услуг в размере 1 060 руб.
Суд, оценивая представленные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что в <данные изъяты>» истца имеется недостаток. К такому выводу суд пришел исходя из смысла Закона РФ «О защите прав потребителей» и положений п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 г., о том, что в отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.
Таким образом, поскольку приобретенный истцом модем, продавцом которого является ООО «Сеть Связнойа» имеет нарушения по качеству и данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, на основании действующего законодательства, у суда имеются основания признать требования истца о расторжении договора купли-продажи некачественного модема и взыскании уплаченных за него денежных средств в размере 2 240 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Далее, в соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец является ли коммерческой организацией, которая в рамках заключенного договора имеет право принимать плату за оказываемые сотовым оператором услуги связи. В соответствии с определением ВАС от 28 сентября 2009 года №ВАС-9679/09 реализация SIM карт и карт оплаты по своей сути не является розничной торговлей.
Определением ВАС №14135/07 от 14 ноября 2007 года установлено, что SIM карты и карты оплаты не отвечают признакам товара и по своей правовой природе являются лишь средством предварительной оплаты услуг связи, а не товаром. соответственно услуги связи оказываются оператором связи в лице компании «<данные изъяты>», а не <данные изъяты>.
Таким образом, для взыскания с ответчика стоимости, произведенной оплаты за SIM карту в размере 350 руб. у суда не имеется.
Согласно ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение сроков исполнения требований потребителя, а также за невыполнение требований потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Как было установлено в судебном заседании, истцу был реализован некачественный товар, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес ответчика претензию.
Требования о взыскании неустойки обоснованы и с ответчика надлежит взыскать неустойку в размере 780 руб.
Также подлежат удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из того, что истец не представил доказательств, подтверждающих причинение ему физических или нравственных страданий. Однако, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возмещение компенсации морального вреда во всех случаях нарушения прав потребителей, в том числе и имущественных.
Суд приходит к выводу, что требование истца о компенсации морального вреда является законным (ст. ст. 150, 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей») и обоснованным, однако заявленная сумма в размере 5 000 рублей является завышенной, поэтому с учетом принципа разумности и справедливости, суд снижает ее до 200 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В данном случае достоверно установлено, что ответчиком нарушены права потребителя, а поэтому у суда имеются все основания для взыскания штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, подлежащей взысканию с ответчика в размере 1610 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина, от уплаты которой истец была освобождена на основании п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно удовлетворенным исковым требованиям размер государственной пошлины для истца составил 700 руб. (400 руб. (имущественный характер) + 300 руб. (неимущественный характер)) и именно в данном размере государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Принимая во внимание вышеизложенное, на основании ст. ст. 13, 15, 18, 19, 22, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 15, 150, 151, ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить частично исковые требования ФИО1 к ООО «Сеть Связной» о защите прав потребителей
Расторгнуть договор купли-продажи «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ООО «Сеть Связной».
Взыскать с ООО «Сеть Связной» в пользу ФИО1 стоимость уплаченную за «<данные изъяты>» в размере 2 240 руб., компенсацию морального вреда в размере 200 руб., неустойку в размере 780 руб., штраф в размере 1610 руб.
В остальной части требования отказать.
Взыскать с ООО «Сеть Связной» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: Гибадатов У.И.