ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4204/2023 от 12.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-4204/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.10.2023 г. г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Онжолова М.Б.,

при секретаре – Ибрагимовой Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы к администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» и МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №69» о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Ленинского района г. Махачкалы обратилась в суд с иском к администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» и МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №69» о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указала следующее.

Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требовании правил пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад №69».

В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

Не ведется журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 пп. 17, 43, 48, 50,54);

Не определен порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (акты отчистки не представлены) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 43);

Не представлена разработанная пожарная декларация в отношении здания детского сада (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);

Групповые ячейки (старшая «А», подготовительная группа), расположенные на этажах здания с пребыванием более 10 лиц не оборудованы дополнительными эвакуационными выходами (СП 1.13130.2020 п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12*);

Замки на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания не обеспечивают возможность свободного открыванию изнутри без ключа (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 26);

В групповой ячейке (группах старшая «А», раннего возраста) эвакуационный выход загроможден различными материалами (предметами) (пп. 16 и 27 ППР РФ ППРФ № 1479).

Не представлен акт практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 п. 9);

Не представлена проектная документация на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 п. 54);

Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);

- Автоматическая система обнаружения пожара эксплуатируется в неисправном состоянии (не представлены акты исправности автоматической системы обнаружения пожара) (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 54);

- Автоматическая система обнаружения пожара не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);

- Пульт приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации установлен не в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, а также не защищен от несанкционированного доступа (СП 484.1311500.2020 п. 5.12);

- У пульта приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации не вывешена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 10);

- На этаже здания (на видных местах) разработанные планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в фотолюминесцентном исполнении (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года№ 1479 п. 5; ГОСТ 34428-2018);

- Не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания, акт или протокол испытания не представлен (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 13; СП 2.13130.2012 п. 5.4.5);

- Отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 48);

- На объекте защиты по периметру кровли здания отсутствуют металлические ограждения (СП 4.13130.2013 п. 7.16);

- Не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) путем внесения информации в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты и оформления соответствующей документацией (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 48).

Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Принимая во внимание, что состав воспитанников и посетителей МБДОУ «ЦРР детский сад №69» г. Махачкалы непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст.45 ГПК РФ подать иск в интересах неопределённого круга лиц.

Просит суд:

признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад № 69» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» незаконными;

обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление Администрации городского округа «город Махачкала» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушении требований пожарной безопасности, а именно:

в целях устранения пп. 17,43,48,50,54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты;

в целях устранения п.43 Постановления Правительства РФ №1479 определить порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

в целях устранения ч.7 ст.83 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработать пожарную декларацию в отношении здания детского сада;

в целях устранения СП 1.13130.2020 п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12* Групповые ячейки (старшая «А», подготовительная группа), расположенные на этажах здания с пребыванием более 10 лиц оборудовать дополнительными эвакуационными выходами;

в целях устранения п.26 Постановление Правительства РФ №1479 принять меры по обеспечению возможности свободного открывания изнутри без ключа на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания;

в целях устранения п.9 Постановления Правительства РФ №1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей

в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 разработать проектную документацию на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации;

в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств;

в целях устранения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара;

в целях устранения ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;

в целях устранения п. 5.12 СП 484.1311500.2020 принять меры по установлению пульта приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, а также в защищенном от несанкционированного доступа месте;

в целях устранения п. 10 Постановление Правительства РФ № 1479 у пульта приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации вывесить - информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты;

в целях устранения п. 13 Постановление Правительства РФ № 1479 и п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания, по результатам составить акт или протокол испытания;

в целях устранения п.48 Постановление Правительства РФ №1479 разработать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

в целях устранения СП 4.13130.2013 п. 7.16 на объекте защиты по периметру кровли здания установить металлические ограждения;

в целях устранения п. 48 Постановление Правительства РФ № 1479 организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) путем внесения информации в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты и оформления соответствующей документацией;

обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад №69» г. Махачкала, после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации №ИВ-191-4-4-282 от 01.03.2023 начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М.

МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы представило отзыв на исковое заявление, указав следующее. Привлечение данного ответчика считает неправомерным по следующим обстоятельствам.

Согласно Положения о муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденное решением Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 17 ноября 2011 г. N 9-5д (Далее - Положение) Управление является отраслевым органом Администрации города округа и входит в ее структуру, полномочия Управления определены Положением, в частности:

- разработка основных направлений и осуществление бюджетной и финансовой политики города Махачкалы;

- составление проекта бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период;

- организация исполнения бюджета города Махачкалы;

- подготовка проектов решений о внесении изменений в бюджет города Махачкалы;

- осуществление функций главного распорядителя средств города Махачкалы;

Управление в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан, Уставом города Махачкалы, решениями Собрания депутатов города Махачкалы, постановлениями и распоряжениями Главы города Махачкалы, а также настоящим Положением.

МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы не является ответственным лицом за обязательства, указанные в исковом заявлении.

Согласно муниципальной программе «Антитеррористическая защищённость муниципального образования городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала на 2020-2023 годы», утверждённой постановлением Администрации г.Махачкалы от 16.03.2020 г. № 94 ответственным исполнителем и получателем денежных средств по реализации указанной программы является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкалы» (ГО и ЧС).

Руководствуясь нормами вышеизложенного нормативного акта, согласно поданной заявки МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкалы» (ГО и ЧС), на текущий год в бюджет города для этих целей заложены средства в размере более 40 миллионов рублей. Расшифровка дана в таблице (Прилагается).

Просит суд отказать в удовлетворении требований по иску прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы в части обязании МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы выделить финансовые средства для устранения нарушения требований федерального законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Махачкалы Шапиев Х.М. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации г. Махачкалы Яриков М.М. просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика – Управления образования г. Махачкалы Раджабова Э.Э. просила в удовлетворении исковых требований к ним отказать, указывая, что им денежные средства для устранения указанных в иске нарушений Администрацией г. Махачкалы не выделяются.

Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела ответчик – Финансовое управление Администрации г. Махачкалы своего представителя не направили, но в адрес суда направили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №69» Герейханов Р.М. просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что на их неоднократные заявки и обращения Администрацией г. Махачкалы денежные средства для устранения указанных в иске нарушений не выделяются.

Представитель третьего лица – МКУ «Управление по ГО и ЧС г. Махачкалы» Гаджимагомедов М.Т. просил по делу вынести законное и обоснованное решение, указывая, что выявленные прокуратурой района нарушения имеют место и для их устранения Администрацией г. Махачкалы должны быть выделены целевые средства и после этого они приступят к устранению нарушений.

Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по поручению прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 1 по г. Махачкала с выездом на место проведена проверка по соблюдению нормативных требований и правил пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр развитие ребенка - Детский сад № 69».

В ходе проведенного обследования выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

Не ведется журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54);

Не определен порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (акты отчистки не представлены) (Постановление Правительства РФ Na 1479 п. 43);

Не представлена разработанная пожарная декларация в отношении здания детского сада (Федеральный закон от 22.07.2008 г. Na 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);

Групповые ячейки (старшая «А», подготовительная группа), расположенные на этажах здания с пребыванием более 10 лиц не оборудованы дополнительными эвакуационными выходами (Свод правил 1.13130.2020 п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12*);

- Замки на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания не обеспечивают возможность свободного открыванию изнутри без ключа (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года Ns 1479 п. 26);

- В групповой ячейке (группах старшая «А», раннего возраста) эвакуационный выход загроможден различными материалами (предметами) (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 пп. 16 и 27).

- Не представлен акт практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года Ns 1479 п. 9);

Не представлена проектная документация на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года Ns 1479 п. 54);

- Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств (договор не представлен) (Постановление Правительства РФ Ns 1479 п. 54);

- Автоматическая система обнаружения пожара эксплуатируется в неисправном состоянии (не представлены акты исправности автоматической системы обнаружения пожара) (Постановление Правительства РФ Ns 1479 п. 54);

- Автоматическая система обнаружения пожара не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны (Федеральный закон от 22.07.2008 г. Ns 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 7 ст. 83);

- Пульт приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации установлен не в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, а также не защищен от несанкционированного доступа (Свод правил 484.1311500.2020 п. 5.12);

- У пульта приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации не вывешена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ Ns 1479 п. 10);

- На этаже здания (на видных местах) разработанные планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в фотолюминесцентном исполнении (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года Ns 1479 п. 5; ГОСТ 34428-2018);

- Не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания, акт или протокол испытания не представлен (Постановление Правительства РФ Ns 1479 п. 13; Свод правил 2.13130.2012 п. 5.4.5);

- Отсутствует направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 48);

- На объекте защиты по периметру кровли здания отсутствуют металлические ограждения (Свод правил 4.13130.2013 п. 7.16);

- Не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) путем внесения информации в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты и оформления соответствующей документацией (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 48).

Таким образом в ходе указанной проверки установлено нарушение Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, которые содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п.1.7 Устава МБДОУ «ЦРР детский сад №69» учредителем и собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала».

Отраслевым органом администрации города Махачкалы, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ «Управление образования» города Махачкалы (п. 1.8 Устава).

Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Согласно части 3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 17.11.2011 № 9-5 д, МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: разработка основных направлении и осуществление бюджетной и финансовой политики города Махачкалы; составление проекта бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; организация исполнения бюджета города Махачкалы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов; разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; подготовка проектов решений о внесении изменений в бюджет города Махачкалы; организация подготовки материалов для проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период и проекту годового отчета об исполнении бюджета города Махачкалы; осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города Махачкалы и другие.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования (ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем.

В соответствии с положениями статьей 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

В соответствии со ст. 6 Устава г. Махачкалы к вопросам местного значения города Махачкалы относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Махачкалы, утверждение и исполнение бюджета города Махачкалы, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Махачкалы, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Махачкалы, а также согласно пункта 16 данной статьи организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях и т. д.

Создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения города Махачкалы (ст. 9 Устава города Махачкалы).

Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения.

В соответствии с положениями об Управлении образования города Махачкалы, утвержденным решением Собрания депутатов г. Махачкалы от 12.03.2015 № 35-3 Управление образования г. Махачкалы осуществляет от имени Администрации г.Махачкалы полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций, реализующих дошкольные, основные и дополнительные образовательные программы.

Как усматривается из положений статьи 10 Устава города Махачкалы, администрация города Махачкалы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.

Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью администрации г. Махачкалы.

В силу ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Противопожарная безопасность является одним из видов общей безопасности, которая является предметом регулирования Федерального закона № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О безопасности» (далее - ФЗ-390).

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п.п. 4 и 9 ст.3 ФЗ-390).

Выявленные проверкой нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБДОУ.

Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.

В статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.

Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.

В связи с изложенным суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным бездействия администрации г.Махачкалы, выразившегося в не выделении финансовых средств для устранения нарушения требований пожарной безопасности в МБДОУ «ЦРР детский сад №69» г. Махачкалы и обязании администрации г. Махачкалы выделить финансовые средства на указанные цели.

Также подлежат удовлетворению требования об обязании МБДОУ «ЦРР детский сад №69» г. Махачкалы устранить все выявленные нарушения пожарной безопасности после поступления бюджетных средств на их устранение.

В части требований к МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» и МКУ «Финансовое управление» города Махачкалы следует отказать, так как суду не представлены доказательства о том, что данным муниципальным органам уже выделены бюджетные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ «ЦРР детский сад №69» г. Махачкалы и данные органы их не направляют на указанные цели.

При этом установлено, что МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» и МКУ «Финансовое управление» города Махачкалы не наделены полномочиями самостоятельно принимать решения о выделении бюджетных средств: распоряжение бюджетными средствами осуществляется данными органами после их распределения администрацией г. Махачкалы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в не выделении финансовых средств для устранения нарушении требований пожарной безопасности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад №69» г. Махачкала.

Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушении требований пожарной безопасности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад №69» г. Махачкала, а именно:

в целях устранения нарушения пп. 17,43,48,50,54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты;

в целях устранения нарушения п.43 Постановления Правительства РФ №1479 определить порядок и сроки проведения работ по отчистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год (помещение кухни) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

в целях устранения нарушения ч.7 ст.83 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработать пожарную декларацию в отношении здания детского сада;

в целях устранения нарушения СП 1.13130.2020 п. 5.1.3; СНиП 21-01-97* п. 6.12* Групповые ячейки (старшая «А», подготовительная группа), расположенные на этажах здания с пребыванием более 10 лиц оборудовать дополнительными эвакуационными выходами;

в целях устранения нарушения п.26 Постановление Правительства РФ №1479 принять меры по обеспечению возможности свободного открывания изнутри без ключа на двери эвакуационного выхода 1-го этажа здания;

в целях устранения нарушения п.9 Постановления Правительства РФ №1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей

в целях устранения нарушения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 разработать проектную документацию на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации;

в целях устранения нарушения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств;

в целях устранения нарушения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара;

в целях устранения нарушения ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;

в целях устранения нарушения п. 5.12 СП 484.1311500.2020 принять меры по установлению пульта приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, а также в защищенном от несанкционированного доступа месте;

в целях устранения нарушения п. 10 Постановление Правительства РФ № 1479 у пульта приемно-контрольный автоматической системы пожарной сигнализации вывесить - информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты;

в целях устранения нарушения п. 13 Постановление Правительства РФ № 1479 и п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания, по результатам составить акт или протокол испытания;

в целях устранения нарушения п.48 Постановление Правительства РФ №1479 разработать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

в целях устранения нарушения СП 4.13130.2013 п. 7.16 на объекте защиты по периметру кровли здания установить металлические ограждения;

в целях устранения нарушения п. 48 Постановление Правительства РФ № 1479 организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) путем внесения информации в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты и оформления соответствующей документацией

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад №69» г. Махачкала, после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации №ИВ-191-4-4-281 от 01.03.2023 начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2023 года

Мотивированное решение в окончательной форме вынесено 17 октября 2023 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

Председательствующий М.Б. Онжолов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>