ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4208(2017) от 23.11.2017 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-4208(2017)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 23 ноября 2017 года

Советский районный суд г.Брянска в составе

председательствующего судьи Курнаевой Г.В.

при секретаре Беловой О.В.,

с участием представителя военного прокурора Брянского гарнизона ФИО1,

представителя ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны России, Брянского филиала ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны России ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Брянского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что проведенной проверкой исполнения должностными лицами Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации требований лесного законодательства установлено, что на территории Брянского гарнизона дислоцируется Дорогобужское участковое лесничество Брянского лесничества ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России.

В силу пункта 1.2 Положения о Брянском филиале ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, Дорогобужское лесничество является обособленным подразделением Учреждения ФГАУ «Управление лесного хозяйства».

Согласно пункту 2.1 положения о Филиале, основными задачами Филиала являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.

Дорогобужский участок Брянского филиала ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России занимает площадь 17795 Га и расположен на территории Дорогобужского и Смоленского районов Смоленской области.

В связи с реорганизацией структуры лесного хозяйства Минобороны России (созданием ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, передачей движимого имущества, в том числе средств предупреждения и тушения лесных пожаров, ранее находящихся на праве оперативного управления Лесничества, в оперативное управление Брянского филиала ФГАУ «Оборонлес») в Лесничестве сложилась критическая ситуация, негативно влияющая на оперативное реагирование в случае возгораний и пожаров, что свидетельствует о полной неподготовленности к пожароопасному периоду.

В соответствии с Положением Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, утверждённым приказом Генерального директора ФГАУ «Оборонлес», на филиал возложены обязанности по осуществлению комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесов, мониторингу пожарной опасности в лесах, обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, тушению лесных пожаров на землях Минобороны России.

Однако, указанные обязанности Брянским филиалом ФГАУ «Оборонлес» в границах Лесничества не исполняются, в связи с чем выявлены нарушения требований статей 53, 53.1, 53.2, 53.3, 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, Приказа Минприроды России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

Согласно пункту 3 положения о пожарно-химических станциях 2 типа филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства Минобороны России ПХС — 2 организуются в филиалах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, максимальное среднемноголетнее количество пожаров в день не превышает 4-х.

Расположенные на территории Дорогобужского участкового лесничества Брянского лесничества ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России леса обладают самым высоким классом пожарной опасности в пожароопасные периоды.

Так, на территории Лесничества в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. № 167, сформировано специализированное структурное подразделение (пожарно-химическая станция), однако осуществление мероприятий по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров не представляется возможным вовсе, поскольку необходимые для выполнения возложенных задач техника, оборудование, имущество и инвентарь отсутствуют.

Пожарно-химические станции (ПХС) ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России комплектуются в соответствии с Нормами обеспечения, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2016 г. № 85.

В нарушение статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации не принимаются меры по обеспечению Лесничества средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе: устройству и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; устройству и эксплуатации посадочных площадок для летательных аппаратов, прокладке просек, противопожарных разрывов; устройству противопожарных минерализованных полос, устройству и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); устройству пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

Согласно акту проверки наличия необходимого для выполнения задач имущества в ПХС-2 Дорогобужского участкового лесничества ФГАУ «Оборонлес» отсутствуют: 1 пожарный автомобиль, 1 легковой автомобиль (повышенной проходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т), 1 мотовездеход, 2 емкости для воды, 1 бульдозер на тракторе до 10 тс, 1 экскаватор 0,15-0,25 куб.м. пневмоколесный, тракторный; 1 неполноприводный грузовой автомобиль – автопоезд (для перевозки техники массой до 30 т), 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100-К) с выносной (наружной) антенной, 8 радиостанций возимых КВ-диапазон (1,5-30МГц) на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения, 8 радиостанций носимых (типа Р-168-0,5V), 2 звуковещательных устройства, передвижных или переносных; 60 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм; 4 ствола пожарных ручных, 30 трёхходовых и двухходовых; 100 лопат, 10 пил поперечных, 10 наборов аптечки, разработанной для «Авиалесоохраны», 10 индивидуальных перевязочных пакетов, 3 термоса 10-15л., 10 кружек эмалированных (нерж.), 3 бинокля (полевых), 4 компаса ФИО3.

Ввиду сложившейся обстановки и отсутствия специализированного структурного подразделения, реализация пунктов технического задания на выполнение лесохозяйственных работ по государственному заданию на территории Лесничества невозможна. Неукомплектованность Дорогобужского участкового лесничества вышеуказанной техникой при возникновении пожара и принятия мер к его тушению создает предпосылки к гибели людей, проживающих на территории Смоленской области, а также повреждению их имущества, редких видов растений, животных и птиц.

Просит признать незаконным бездействие Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в неприятии мер по обеспечению Дорогобужского участкового лесничества (Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России); обязать Брянский филиал ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, Министерство обороны Российской Федерации устранить нарушения приказа Минобороны России от 24.02.2016 г. № 85 - доукомплектовать техникой пункт сосредоточения противопожарного инвентаря ПХС-2 Дорогобужского участкового Лесничества следующим имуществом и инвентарем: 1 пожарный автомобиль, 1 легковой автомобиль (повышенной проходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т), 1 мотовездеход, 2 емкости для воды, 1 бульдозер на тракторе до 10 тс, 1 экскаватор 0,15-0,25 куб.м. пневмоколесный, тракторный; 1 неполноприводный грузовой автомобиль – автопоезд (для перевозки техники массой до 30 т), 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100-К) с выносной (наружной) антенной, 8 радиостанций возимых КВ-диапазон (1,5-30МГц) на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения, 8 радиостанций носимых (типа Р-168-0,5V), 2 звуковещательных устройства, передвижных или переносных; 60 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм; 4 ствола пожарных ручных, 30 трёхходовых и двухходовых; 100 лопат, 10 пил поперечных, 10 наборов аптечки, разработанной для «Авиалесоохраны», 10 индивидуальных перевязочных пакетов, 3 термоса 10-15л., 10 кружек эмалированных (нерж.), 3 бинокля (полевых), 4 компаса ФИО3.

Определением суда от 04.10.2017 г. в качестве соответчика привлечено ФГАУ «Управления лесного хозяйства» Министерства Обороны Российской Федерации.

Письменным заявлением от 30.10.2017 г., представитель истца, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования в соответствии с которыми просил, принять уточнение исковых требований; оставить без рассмотрения требование в части признания незаконным бездействия Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с непринятием мер по обеспечению специализированного структурного подразделения (пожарнохимическая станция) на территории Дорогобужского участкового лесничества, изложенного в исковом заявлении; обязать Министерство обороны Российской Федерации укомплектовать сформированную на территории Дорогобужского участкового лесничества Брянского лесничества ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России пожарно-химическую станцию следующим инвентарем и техническими средствами, а также средствами транспорта: 1 пожарный автомобиль, 1 легковой автомобиль (повышенной проходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т), 1 мотовездеход, 2 емкости для воды, 1 бульдозер на тракторе до 10 тс, 1 экскаватор 0,15-0,25 куб.м. пневмоколесный, тракторный; 1неполноприводный грузовой автомобиль – автопоезд (для перевозки техники массой до 30 т), 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100-К)с выносной (наружной) антенной, 8 радиостанций возимых КВ-диапазон (1,5-30МГц) на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения, 8 радиостанций носимых (типа Р-168-0,5V), 2 звуковещательных устройства, передвижных или переносных; 60 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм; 4 ствола пожарных ручных, 30 трёхходовых и двухходовых; 100 лопат, 10 пил поперечных, 10 наборов аптечки, разработанной для «Авиалесоохраны», 10 индивидуальных перевязочных пакетов, 3 термоса 10-15 л., 10 кружек эмалированных (нерж.), 3 бинокля (полевых), 4 компаса ФИО3.

В судебном заседании представитель истца помощник Военного прокурора Брянского гарнизона ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений, поддержал и просил суд их удовлетворить. Письменным заявлением отказался в части требований признания незаконным бездействия ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России, Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России, выразившееся в непринятии мер по обеспечению Дорогобужского участкового лесничества (Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства Минобороны России), а так же об обязании ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России, Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России обеспечить ПХС-2 Дорогобужского участка необходимой техникой пожарным инвентарем и имуществом, просил производство в этой части прекратить.

Определением суда от 23.11.2017 г. производство по делу в части требований признания незаконным бездействия ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России, Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России, выразившееся в непринятии мер по обеспечению Дорогобужского участкового лесничества (Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства Минобороны России), а так же об обязании ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России, Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России обеспечить ПХС-2 Дорогобужского участка необходимой техникой пожарным инвентарем и имуществом прекращено, в связи с отказом от иска.

Представитель ответчиков ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны России и Брянского филиала «Оборонлес» Министерства обороны России ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Брянский филиал «Оборонлес» Министерства обороны России не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Брянского гарнизона дислоцируется Дорогобужское участковое лесничество Брянского лесничества ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России.

Дорогобужский участок Брянского филиала ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России занимает площадь 17 795 Га и расположен на территории Дорогобужского и Смоленского районов Смоленской области.

В связи с реорганизацией структуры лесного хозяйства Минобороны России (созданием ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, передачей движимого имущества, в том числе средств предупреждения и тушения лесных пожаров, ранее находящихся на праве оперативного управления Лесничества, в оперативное управление Брянского филиала ФГАУ «Оборонлес») в Лесничестве сложилась критическая ситуация, негативно влияющая на оперативное реагирование в случае возгораний и пожаров, что свидетельствует о полной неподготовленности к пожароопасному периоду.

Согласно пункту 3 положения о пожарно-химических станциях 2 типа филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства Минобороны России ПХС — 2 организуются в филиалах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, максимальное среднемноголетнее количество пожаров в день не превышает 4-х.

Расположенные на территории Дорогобужского участкового лесничества Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России леса обладают высоким классом пожарной опасности в пожароопасные периоды.

Так, на территории Лесничества в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. № 167, сформировано специализированное структурное подразделение (пожарно-химическая станция), однако осуществление мероприятий по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров не представляется возможным вовсе, поскольку необходимые для выполнения возложенных задач техника, оборудование, имущество и инвентарь отсутствуют.

Пожарно-химические станции (ПХС) ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России комплектуются в соответствии с Нормами обеспечения, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2016 г. № 85.

В нарушение статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации не принимаются меры по обеспечению Лесничества средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе: устройству и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; устройству и эксплуатации посадочных площадок для летательных аппаратов, прокладке просек, противопожарных разрывов; устройству противопожарных минерализованных полос, устройству и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); устройству пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пожарно-химическая станция № 2 Дорогобужского участкового лесничества ФГАУ «Оборонлес», сформированная на территории Дорогобужского участкового лесничества Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, в нарушение требований приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 г. № 167, не укомплектована следующим инвентарем и техническими средствами, а также средствами транспорта: 1 пожарный автомобиль, 1 легковой автомобиль (повышенной проходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т), 1 мотовездеход, 2 емкости для воды, 1 бульдозер на тракторе до 10 тс, 1 экскаватор 0,15-0,25 куб.м. пневмоколесный, тракторный; 1 неполно приводный грузовой автомобиль – автопоезд (для перевозки техники массой до 30 т), 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100-К)с выносной (наружной) антенной, 8 радиостанций возимых КВ-диапазон (1,5-30МГц) на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения, 8 радиостанций носимых (типа Р-168-0,5V), 2 звуковещательных устройства, передвижных или переносных; 60 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм; 4 ствола пожарных ручных, 30 трёхходовых и двухходовых; 100 лопат, 10 пил поперечных, 10 наборов аптечки, разработанной для «Авиалесоохраны», 10 индивидуальных перевязочных пакетов, 3 термоса 10-15л., 10 кружек эмалированных (нерж.), 3 бинокля (полевых), 4 компаса ФИО3, что подтверждается актом проверки готовности ПХС – 2 типа Дорогобужский участок.

Данные обстоятельства не отрицались представителем ФГАУ «Управления лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации».

Неукомплектованность Дорогобужского участкового лесничества вышеуказанной техникой при возникновении пожара и принятия мер к его тушению создает предпосылки к гибели людей, проживающих на территории Смоленской области, а также повреждению их имущества, редких видов растений, животных и птиц.

Согласно пункту 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствие с пункту 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.

Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Как следует из статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации регламентированы мероприятия по тушению лесных пожаров.

Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пункта 3 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 г. № 167, ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование., в связи с чем в Брянском участковом лесничестве Брянского лесничества ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России была создана пожарно-химическая станция № 2 Дорогобужского участкового лесничества ФГАУ «Оборонлес».

При этом, пунктами 1 и 4 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях установлено, что Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2.

Пожарно-химические станции должны иметь: помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин или для размещения лошадей, причалы для водных средств транспорта; оборудование и инструмент для ремонта пожарной техники; устойчивую телефонную связь общего пользования с конторами лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), лесничества, авиаотделения, бригадами, расположенными вне станции, с временем установления связи до 5 мин. (при установлении связи с конкретным подразделением за время более 5 мин. обязательным является наличие радиосвязи); радиосвязь с подвижной пожарной техникой, патрульным наземным, водным транспортом, воздушными судами авиалесоохраны, с наблюдательными пунктами и вышками, не имеющими телефонной связи.

Приказом Минприроды России от 28.03.2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров согласно Приложению 1 к настоящему приказу, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, согласно Приложению 2 к настоящему приказу и нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов согласно Приложению 3 к настоящему приказу.

Нормы обеспечения пожарно-химических станций филиалов федерального государственного автономного учреждения «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, утверждены также и приказом Министра обороны Российской федерации № 85 от 24.02.2016 года.

Заявленный истцом объем инвентаря, технических средств, а также средств транспорта, необходимых для укомлектования пожарно-химической станции № 4, сформированной на территории Дорогобужского участкового лесничества Брянского лесничества ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России, соответствует перечисленным выше нормам.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» - меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения пожаров).

Подпунктом «д» пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации определено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Для реализации данных полномочий в военном ведомстве создан Департамент имущественных отношений, который выполняет целый ряд функций, в том числе: осуществляет инвентаризацию, оформление и учет военного имущества, осуществляет контроль за управлением и распределением имущества, проводит техническую, плановую и экономическую политику в области управления и распоряжения имуществом.

Пунктом 5 Положения о Министерстве Обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004 года, предусмотрено, что Министерство Обороны осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно пункту 3 Положения о Департаменте имущественных отношений, он является центральным органом военного управления и подчиняется Министру Обороны Российской Федерации, в силу чего юридическим лицом не является.

В соответствии с Приказом Министра Обороны от 24.10.2012 года № 3333 Утверждена Инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации, которой обязанность по обеспечению возложена на довольствующие органы военного управления.

Материально-техническое обеспечение Территориального управления лесного хозяйства и лесничеств Министерства обороны Российской Федерации распоряжениями штабов военных округов (флотов) возлагается на подчиненные воинские части.

У суда отсутствуют сведения о том, что такие распоряжения в настоящий момент отданы уполномоченному органу, что ответчик принял какие-либо меры к обеспечению пожарно-техническим инвентарем Дорогобужского участкового лесничества ФГАУ «Оборонлес» пожарно-химическую станцию.

Суд признает незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в неприятии мер по обеспечению Дорогобужского участкового лесничества (Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России); поскольку, ввиду сложившейся обстановки и отсутствия специализированного структурного подразделения, реализация пунктов технического задания на выполнение лесохозяйственных работ по государственному заданию на территории Лесничества невозможна. Неукомплектованность Дорогобужского участкового лесничества вышеуказанной техникой при возникновении пожара и принятия мер к его тушению нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), а также права на защиту их жизни, здоровья, и имущества в случае пожара ( статья 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»). Выявленные в ходе проверки нарушения ущемляют права и интересы неопределенного круга лиц, создает предпосылки к гибели людей, проживающих на территории Смоленской области, а также повреждению их имущества, редких видов растений, животных и птиц.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, меры пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

Вместе с тем, на Министерство обороны Российской Федерации возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету, а также обязанность обеспечить ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации его филиалы в том числе и пожарно-химическую станцию расположенную на территории Дорогобужского участкового лесничества ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России материально-техническим оснащением, в том числе пожарной, иной специальной техникой и средствами пожаротушения.

В связи с чем, исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в неприятии мер по обеспечению Дорогобужского участкового лесничества (Брянского филиала ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России).

Обязать Министерство обороны Российской Федерации укомплектовать сформированную на территории Дорогобужского участкового лесничества Брянского лесничества ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России пожарно-химическую станцию следующим инвентарем и техническими средствами, а также средствами транспорта: 1 пожарный автомобиль, 1 легковой автомобиль (повышенной проходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т), 1 мотовездеход, 2 емкости для воды, 1 бульдозер на тракторе до 10 тс, 1 экскаватор 0,15-0,25 куб.м. пневмоколесный, тракторный; 1 неполноприводный грузовой автомобиль – автопоезд (для перевозки техники массой до 30 т), 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100-К) с выносной (наружной) антенной, 8 радиостанций возимых КВ-диапазон (1,5-30 МГц) на всех лесопожарных ипатрульных средствах передвижения, 8 радиостанций носимых (типа Р-168-0,5V), 2 звуковещательных устройства, передвижных или переносных; 60 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм; 4 ствола пожарных ручных, 30 трёхходовых и двухходовых; 100 лопат, 10 пил поперечных, 10 наборов аптечки, разработанной для «Авиалесоохраны», 10 индивидуальных перевязочных пакетов, 3 термоса 10-15 л., 10 кружек эмалированных (нерж.), 3 бинокля (полевых), 4 компаса ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В. Курнаева

Решение принято в окончательной форме 28.11.2017 года.