ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/18 от 22.08.2018 Питкярантского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2- 420/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 года г. Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,

при секретаре Басовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потиной Марии Валерьевны к главе Питкярантского муниципального района, контрольно-счетному управлению Питкярантского муниципального района об отмене распоряжения о лишении премии, принятии распоряжения о премировании, взыскании премии и компенсации морального вреда,

установил:

Потина М.В. обратилась с названным иском по тем основаниям, что является председателем контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района (далее также КСУ). Истец указала, что в соответствии с положением о дополнительных выплатах муниципальным служащим органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района, утвержденного решением Совета Питкярантского муниципального района 18.02.2009 № 256 (далее Положение № 256), пунктом 8 срочного трудового договора с председателем КСУ от 01.12.2016, ее денежное содержание состоит из месячного должностного оклада в размере 15 600 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, районного коэффициента, северной надбавки, квартальной премии в размере 75 процентов суммы должностного оклада по итогам работы за квартал за фактически отработанное время, годовой премии в размере одного должностного оклада за фактически отработанное время и материальной помощи. Из иска следует, что выплата премий по результатам работы КСУ производится на основании распоряжения главы Питкярантского муниципального района (далее также глава ПМР), однако на обращение Потиной М.В. к главе района от 15.03.2017, 30.03.2017, 21.06.2017, 22.09.2017, 13.06.2018 о ее премировании ответчиком проигнорированы, не приняты распоряжения ни о премировании истца, ни о лишении либо снижении премии, в связи с чем Потина М.В. просила обязать главу Питкярантского муниципального района принять распоряжения о ее премировании за 4 кварта 2016 года, за 2016 года, а 1 квартал 2017 года, за 2 квартал 2018 года за фактически отработанное время.

Впоследствии в порядке ст.39 ГПК РФ Потина М.В. изменила исковые требования, просила обязать главу Питкярантского муниципального района принять распоряжение о ее премировании за 2 квартал 2018 года за фактически отработанное время, отменить распоряжение главы Питкярантского муниципального района от 24.07.2018 № 92 о лишении Потиной М.В. премии за 2 квартал 2018 года, поскольку оно принято в нарушение указанного выше Положения № 256, срочного трудового договора и не содержит указание на причины, повлекшие применение мер материального воздействия к муниципальному служащему. Также просила взыскать с КСУ премию за 2 кварта 2018 года в размере 75 процентов с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что составляет 18 988,53 рублей. Кроме того, просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании истец отказалась от поддержания исковых требований в части обязать главу Питкярантского муниципального района принять распоряжение о ее премировании за 2 квартал 2018 года за фактически отработанное время, от взыскания компенсации морального вреда, в связи с чем, определением Питкярантского городского суда РК от 22 августа 2018 года производство по делу в этой части прекращено. Остальные требования поддержала.

Ответчик, глава Питкярантского муниципального района Заречная Н.В., исковые требования не признала, пояснила, что Потиной М.В. не выплачена премия за второй квартал 2018 года, поскольку в конце июня 2018 года на нее поступили жалобы от Т.Д.Ю. и Л.Ю.А. о предвзятом отношении к конкретным муниципальным служащим, в связи с чем она приняла решение о приостановке выплаты премии до заседания комиссии Совета Питкярантского муниципального района по регламенту, вопросам законности и общественной безопасности, после чего ею 24 июля 2018 года принято распоряжение № 92 о лишении Потиной М.В. премии за 2 квартал 2018 года.

Представитель третьего лица, Совета Питкярантского муниципального района (далее также Совет ПМР), действующий на основании доверенности Бердников В.Г., исковые требования не признал по тем же основаниям, что и Заречная Н.В.

Представитель ответчика, третьего лица, контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района, муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Питкярантского муниципального района» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Потина М.В. решением Совета Питкярантского муниципального района от 30.11.2016 № 395 назначена на должность председателя КСУ с 01 декабря 2016 года сроком на 5 лет, с ней заключен срочный трудовой договор.

На основании ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно статье 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка за классный чин, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципальному служащему, имеющему ученую степень кандидата или доктора наук, премии, материальная помощь.

Из приведенных норм права следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Республике Карелия, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных статьей 8 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.

Аналогичные названному Закону Республики Карелия дополнительные выплаты предусмотрены Положением № 256 и срочным трудовым договором, заключенным между главой Питкярантского муниципального района и председателем КСУ Потиной М.В. 01.12.2016 (с последующими изменениями и дополнениями), из которого следует, что истцу установлен должностной оклад в размере 15 600 рублей, а также ежеквартальная премия в размере 75 процентов суммы должностного оклада по итогам работы за фактически отработанное время. Согласно условиям данного трудового договора выплата премий по результатам работы КСУ производится на основании распоряжения главы Питкярантского района (пункт 8 договора).

В соответствии с разделом 3 положения № 256 представления об установлении премии вносятся до 25 числа последнего месяца квартала. Премирование муниципальных служащих производится по результатам работы органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района, их структурных подразделений. Премирование производится за своевременное и качественное исполнение своих служебных обязанностей, за выполнение ответственных работ, разумную инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

За допущенные нарушения и недостатки в работе муниципальный служащий может быть полностью лишен квартальной премии, либо ее размер может быть ему снижен за тот расчетный период, в котором допущено нарушение. Такие решения оформляются распоряжениями представителя нанимателя с указанием причин, повлекших применение мер материального воздействия к муниципальному служащему (пункт 16 положения № 256).

Снижение размера квартальной премии, либо ее лишение производятся за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей; нарушение сроков рассмотрения обращения граждан; нарушение трудовой дисциплины или дисциплинарного проступка, за который представителем нанимателя применено дисциплинарное взыскание (пункт 17 положения № 256).

Согласно пункту 3.1 правил внутреннего трудового распорядка КСУ работодатель обязан соблюдать оговоренные в трудовом договоре условия оплаты труда, выплачивать заработную плату в месяц: не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, глава Питкярантского муниципального района должна была принять решение о премировании председателя КСУ Потиной М.В. либо о снижении премии, либо лишении муниципального служащего премии полностью не позднее 05 июля 2018 года, однако, распоряжение о лишении истца премии главой принято 24 июля 2018 года.

Проанализировав распоряжение Главы ПМР от 24.07.2018 № 92 о лишении председателя КСУ премии за 2 квартал 2018 года, суд приходит к выводу, что оно не соответствует положению № 256, поскольку не содержат указание на причину, повлекшее применение мер материального воздействия к муниципальному служащему.

Из объяснений главы ПМР Заречной Н.В. следует, что Потина М.В. была лишена премии, поскольку в адрес Совета ПМР поступили две жалобы от Т.Д.Ю. и Л.Ю.А.

Изучив жалобы указанных должностных лиц, суд приходит к выводу, что они не содержат фактов нарушения председателем КСУ своих должностных обязанностей или их ненадлежащее исполнение.

Доводы жалобы Л.Ю.А. сводятся к событиям, имевшим место в декабре 2016 года, а также содержат сведения о том, что Потина М.В. при проведении контрольных мероприятий по проверки законности использования средств местного бюджета на оплату труда муниципальных служащих в 2016-2017 годах, а также в январе-феврале 2018 года больше всех уделяла внимание именно к начислению выплат <данные изъяты>, в связи с чем Л.Ю.А. считает, что деятельность Потиной М.В. связана со сведением личных счетов именно с ней.

Т.Д.Ю. в своей жалобе также выразил мнение, что деятельность председателя КСУ направлена на сведение личных счетов с отдельными муниципальными служащими; назначенная вне плана проверка Потиной М.В. «выбила из колеи» персонал администрации, поскольку был затребован большой перечень документов более семи тысяч листов, который необходимо было представить в течение трех дней (с 13.02.2018 по 16.02.2018); в течение 2018 года председателем КСУ внесено 6 необоснованных предписаний и представлений.

Однако, в обеих жалобах не содержится сведений достоверно подтвержденных фактов нарушения председателем КСУ Потиной М.В. законодательства Российской Федерации, допущенных ею при осуществлении возложенных на должностное лицо полномочий, или злоупотребление ею своими должностными полномочиями, о чем Совету ПМР и администрации ПМР сообщил председатель Контрольно-счетной палаты Республики Карелия от 06 июля 2018 года.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое распоряжение главы ПМР издано с нарушением действующих нормативных правовых актов Питкярантского муниципального района, бездействие главы в соответствующий срок издать распоряжение о премировании председателя КСУ либо лишении премии в соответствии с положением № 256, суд приходит к выводу, что Потиной М.В. незаконно не выплачена премия за 2 квартал 2018 года, в связи с чем ее исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно справке МУК «Централизованная бухгалтерия Питкярантского муниципального района» размер премии за второй квартал 2018 года Потиной М.В. составляет 18 988,53 рублей, которую суд взыскивает с КСУ, поскольку согласно положению о Контрольно-счетном управлении Питкярантского муниципального района, утвержденного решением Совета ПМР от 24.09.2014 № 207, КСУ является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, финансируется за счет средств местного бюджета.

Довод главы ПМР, представителя Совета ПМР, что премия является дополнительной (необязательной) выплатой опровергается выше приведенными законодательными актами, поскольку, как указывалось выше, квартальная премия является гарантированной выплатой муниципальному служащему, носит системный характер, ее снижение или лишение возможно, но только при соблюдении установленных муниципальным актом условий, чего главой ПМР выполнено не было.

На основании изложенного, руководствуясь со ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Отменить распоряжение главы Питкярантского муниципального района от 24 июля 2018 года № 92 о лишении премии за второй квартал 2018 года М.В. Потиной.

Взыскать с контрольно-счетного управления Питкярантского муниципального района в пользу Потиной Марии Валерьевны заработную плату (премию за второй квартал 2018 года) в размере 18 988 рублей 53 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья Ю.Г. Халецкая

Мотивированное решение вынесено 27 августа 2018 года.