ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/20 от 15.12.2020 Коношского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-420/2020

Мотивированное решение составлено 15.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2020 г. пос. Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Груздева Л.А.,

при секретаре Шутеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Архангельской области к Тришину А.А. о понуждении заключить договор купли-продажи земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Архангельской области (далее - Министерство) в лице министра Ковалевой И.Н., обратилось в суд с иском к Тришину А.А., как собственнику земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадью 44000 кв.м, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ЗУ1) и <данные изъяты>, площадью 36000 кв.м, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ЗУ2), расположенных рядом с <адрес>, о понуждении заключить договор купли-продажи указанных земельных участков на условиях, указанных в проекте представленного договора купли-продажи.

В обоснование требований указано, что Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу в 2019 году направило в адрес Министерства копии материалов административных дел в отношении Тришина А.А. Согласно указанным материалам Тришин А.А. является собственником двух неиспользуемых для ведения сельского хозяйства указанных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Министерство в судебно порядке изъяло ЗУ1 и ЗУ2 для их продажи с публичных торгов. Торги по продаже земельных участков проводились три раза, в том числе посредством публичного предложения, ввиду отсутствия заявок признаны несостоявшимися. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Мирный» <адрес> уведомила об отказе в приобретении в муниципальную собственность спорных земельных участков. В силу ст.6 Федерального закона №101-ФЗ, ст.6 Областного закона №217-28-ОЗ, если земельный участок не приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа Архангельской области, на территории которого он расположен, Министерство на основании распоряжения Правительства Архангельской области обязано приобрести такой земельный участок в государственную собственность Архангельской области по минимальной цене торгов в форме публичного предложения за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. В ходе подготовки к проведению публичных торгов Министерством было обеспечено проведение независимой оценки земельных участков с определением их рыночной стоимости, цена государственного контракта составила 10000,00 руб., обеспечено размещение в средствах массовой информации трех публикаций о проведении аукциона общей стоимостью 43000,00 руб. Общая стоимость расходов на подготовку и проведение публичных торгов составила 53000,00 руб. Распоряжением Правительства Архангельской области от 03.03.2020 №71-рп принято решение о приобретении в государственную собственность Архангельской области ЗУ1 и ЗУ2, Министерству поручено заключить договор купли-продажи. Министерство дважды направляло проект договора купли-продажи ответчику на подписание, однако до настоящего времени договор ответчиком не подписан.

Истец - Министерство о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании представитель не присутствовал. Представитель Министерства Селезнева Ю.А., действующая на основании доверенности, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, исковые требования поддержала в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ представила пояснения по иску в части расчета цены ЗУ1 и ЗУ2.

Ответчик - Тришин А.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал, возражений, ходатайств по иску не представил.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон №101-ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что решением Коношского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Министерства к Тришину А.А.: ЗУ1 изъят у Тришина А.А., установлена начальная продажная цена изъятого ЗУ1 в размере 68000,00 руб.; решением Коношского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Министерства к Тришину А.А.: ЗУ2 изъят у Тришина А.А., установлена начальная продажная цена изъятого ЗУ2 в размере 55000,00 руб. Указанные решения суда вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 8 ст.6 Федерального закона №101-ФЗ установлено, что в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. 14-16 ст.6 Федерального закона №101-ФЗ, если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Аналогичные положения установлены ст.6 Областного закона от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области».

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-р и -р было предусмотрено проведение аукционов по продаже ЗУ1 и ЗУ2, что подтверждается копиями распоряжений (л.д.25, 26). Начальная цена ЗУ1 была установлена в размере 68000,00 руб., начальная цена ЗУ2 была установлена в размере 55000,00 руб.

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-р и -р было предусмотрено проведение повторных аукционов по продаже ЗУ1 и ЗУ2, что подтверждается копиями распоряжений (л.д.44). Начальная цена ЗУ1 была установлена в размере 54400,00 руб., начальная цена ЗУ2 была установлена в размере 44000,00 руб.

Протоколами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и аукционы по продаже ЗУ1 и ЗУ2 признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в аукционах, что подтверждается копиями протоколов (л.д.44).

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-р и -р определено продать ЗУ1 и ЗУ2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ посредством публичного предложения, что подтверждается копиями распоряжений (л.д.46). Первоначальная цена ЗУ1 была установлена в размере 54400,00 руб., цена отсечения установлена в размере 27200,00 руб., первоначальная цена ЗУ2 была установлена в размере 44000,00 руб., цена отсечения установлена в размере 22000,00 руб.

Протоколами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и торги по продаже ЗУ1 и ЗУ2 признаны несостоявшимися. Предложено муниципальному образованию «Мирный» Коношского муниципального района Архангельской области приобрести указанные земельные участки в муниципальную собственность по минимальной цене торгов: ЗУ1 - 27200,00 руб., ЗУ2 - 22000,00 руб. (л.д.46).

Администрация муниципального образования «Мирный» Коношского муниципального района Архангельской области отказалась от приобретения ЗУ1 и ЗУ2, что подтверждается копией письма главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

В ходе подготовки к проведению публичных торгов Министерством было обеспечено проведение независимой оценки указанных земельных участков с определением их рыночной стоимости, затраты на которую составили 10000,00 руб., что подтверждается копией государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ/О (л.д.20-23); обеспечено размещение в средствах массовой информации трех публикаций о проведении аукционов общей стоимостью 43000,00 руб., что подтверждается копиями договоров от ДД.ММ.ГГГГ- цена договора 25000,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ- цена договора 9000,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ- цена договора 9000,00 руб. (л.д.8-10). Общая стоимость расходов на подготовку и проведение публичных торгов составила 53000,00 руб.

Распоряжением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп определено приобрести в государственную собственность Архангельской области ЗУ1 и ЗУ2, Министерству поручено заключить с Тришиным А.А. договор купли продажи указанных земельных участков (л.д.45).

В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Исходя из изложенного заключение договора купли-продажи ЗУ1 и ЗУ2 с Министерством для Тришина А.А. является обязательным.

Тришину А.А. неоднократно направлялся проект договора купли продажи ЗУ1 и ЗУ2, что подтверждается копиями писем Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-17). Получение Тришиным А.А. проекта договора подтверждается копией почтового уведомления (л.д.18).

Доказательств о заключении договора купли-продажи ЗУ1 и ЗУ2, направления в Министерство разногласий к проекту договора или совершения иных действий, направленных на урегулирование условий договора, ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что ответчик уклоняется от заключения договора купли-продажи ЗУ1 и ЗУ2.

Судом проверены расчеты цены ЗУ1 и ЗУ2, которые легли в основу цены договора купли-продажи ЗУ1 и ЗУ2. Расчеты признаны арифметически правильными и соответствующими указанным выше нормативным правовым актам.

Судом проверены условия договора купли-продажи ЗУ1 и ЗУ2 между Министерством и Тришиным А.А., проект которого представлен в суд. Условия проекта договора соответствуют действующему законодательству и не ущемляют права сторон договора.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (п.4 ст.445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Министерства имущественных отношений Архангельской области к Тришину А.А. удовлетворить.

Обязать Тришина А.А. заключить с Министерством имущественных отношений Архангельской области договор купли-продажи следующих земельных участков:

земельный участок площадью 44000 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, с местоположением относительно ориентира, расположенного за пределами участка - <адрес>, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: <адрес>;

земельный участок площадью 36000 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, с местоположением относительно ориентира, расположенного за пределами участка - д. Дальняя Зеленая, участок находится примерно в 1200 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Установить следующие условия договора:

цена земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и составляет 27200 (двадцать семь тысяч двести) рублей 00 коп., НДС не облагается.

Цена земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и составляет 22000 (двадцать две тысячи) рублей 00 коп., НДС не облагается.

В связи с тем, что стоимость расходов, понесенных Министерством имущественных отношений Архангельской области на подготовку и проведение публичных торгов по продаже указанных земельных участков превышает их цену, обязанность Министерства имущественных отношений Архангельской области по оплате цены земельных участков считается исполненной.

Во исполнение договора купли-продажи Тришин А.А. передал, а Министерство имущественных отношений Архангельской области приняло в собственность указанные земельные участки. Договор одновременно является передаточным актом.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангель­ского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Л.А. Груздев