Дело № 2-420/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Устимовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению
Краснова И.В. о признании недействительными результатов проведенного конкурса на замещение должности муниципальной службы,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Краснов И.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительными результатов проведенного конкурса на замещение должности муниципальной службы. Мотивировал свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Алатырские вести» администрацией г. Алатырь ЧР было опубликовано сообщение об объявлении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатырь. В целях участия в объявленном конкурсе он подал документы в администрацию г. Алатырь ЧР, ДД.ММ.ГГГГ принял участие в конкурсе. О результатах конкурса администрация г. Алатырь ЧР сообщила ему письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В письме сообщалось, что по итогам конкурса на основании представленных документов, а также на основе проведенного собеседования победителем конкурса признана О.Н.А. в отношении которой главой администрации было издано соответствующее распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность начальника отдела имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из основных принципов муниципальной службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Согласно ч. 2 ст. 17 того же закона порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.
Решением Собрания депутатов г. Алатырь V созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ было утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря Чувашской Республики, в котором общее число членов конкурсной комиссии не установлено. Из п. 17 указанного положения о проведении конкурса следует, что в состав комиссии входят: глава администрации, заместители главы администрации, руководитель и муниципальный служащий подразделения по вопросам прохождения муниципальной службы и кадров, руководитель юридической службы.
При этом положение о проведении конкурса допускает участие в работе конкурсной комиссии, так называемых независимых экспертов, а именно, лиц, являющихся представителями научных и образовательных учреждений, других организаций.
Состав конкурсной комиссии должен формироваться лишь только за счет определенной категории лиц (главы администрации, заместителей главы администрации и т.д.), а лица, именованные в положении о проведении конкурса независимыми экспертами, могут привлекаться для участия в работе комиссии. То есть участие независимых экспертов в работе конкурсной комиссии обязательным не является, из чего следует, что лицо, являющееся независимым экспертом, статуса члена конкурсной комиссии иметь не должно.
Распоряжением по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ№ глава администрации г. Алатырь утвердил состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь, а также порядок и сроки работы комиссии, методику проведения конкурса.
Из приложения № к указанному распоряжению главы администрации видно, что в состав конкурсной комиссии наряду с главой администрацией, его заместителями, иными муниципальными служащими администрации г. Алатырь также были включены и Л.С.А., Ш.И.И., Л.Г.Ф., не являющиеся муниципальными служащими администрации <адрес>.
Согласно протоколу № заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ статус Л.С.А., Ш.И.И. и Л.Г.Ф. при проведении конкурса был определены не как независимые эксперты, а как члены конкурсной комиссии.
Из принятого конкурсной комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что победителем конкурса была признана О.Н.А. Само решение об итогах конкурса было подписано также Л.С.А., Ш.И.И. и Л.Г.Ф., как членами конкурсной комиссии, которые принимали участие в голосовании при проведении конкурса, что является недопустимым.
Правомочность заседания конкурсной комиссии согласно п. 20 положения о проведении конкурса определяется присутствием на заседании не менее двух третей от общего числа её членов.
Поскольку представительным органом города Алатырь на момент проведения конкурса не было установлено общее число членов конкурсной комиссии, то заседание конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, на котором было принято оспариваемое решение о победителе конкурса, не является правомочным, что является основанием для признания решения конкурсной комиссией недействительным.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под муниципальным правовым актом понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В ст. 6 Устава города Алатыря Чувашской Республики определено, что в систему муниципальных правовых актов <адрес> входят также постановления и распоряжения главы администрации города Алатыря (в случае назначения его по контракту). Муниципальные правовые акты города Алатыря, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Распоряжение администрации города Алатырь, изданное главой администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждены состав конкурсной комиссии, порядок её работы, а также методика проведения конкурса, как муниципальный правовой акт устанавливало общеобязательные правила при проведении конкурса, поэтому данное распоряжение вместе с имеющимися к нему приложениями (состав конкурсной комиссии; порядок и сроки работы конкурсной комиссии; методика проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации <адрес>) затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку регулирует правоотношения по проведению конкурса, вследствие чего вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
В действительности никакого официального опубликования (обнародования) указанного распоряжения главы администрации <адрес> не имелось, поэтому распоряжение как муниципальный правовой акт не мог применяться при проведении конкурса, поэтому фактически конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы был проведен без соблюдения требований действующего законодательства.
Принятие решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об итогах конкурса» в нарушение требований действующего законодательства влечет за собой недействительность такого решения. Поэтому и само распоряжение главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении О.Н.А. на должность начальника отдела имущественных и земельных отношений также следует признать недействительным.
Ранее решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ результаты проведенного ДД.ММ.ГГГГ конкурса по замещению вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений были признаны недействительными. При этом судебным решением на администрацию г. Алатырь Чувашской Республики была возложена обязанность по проведению конкурса в соответствии с действующим законодательством. Решение суда, обязывающее администрацию г. Алатырь провести новый конкурс в соответствии с действующим законодательством вступило в законную силу после рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Алатырь вновь, как и при проведении конкурса в ДД.ММ.ГГГГ нарушила требования действующего законодательства, чем допустила неисполнение указанного судебного постановления, которым обязывалась провести конкурс с соблюдением требований действующего законодательства.
Считает, что при имеющихся нарушениях требований действующего законодательства, регулирующего порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы со стороны администрации г. Алатырь, была нарушена процедура проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений, что в итоге повлекло за собой нарушение права на равный доступ к муниципальной службе.
Просит признать недействительными решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании победителем конкурса О.Н.А. как кандидата, набравшего большее количество баллов, а также распоряжение Главы администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении О.Н.А. на должность начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь. Обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики повести конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатырь Чувашкой Республики в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с администрации города Алатырь Чувашской Республики в его пользу понесенные судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Краснов И.В. представил в суд дополнение к заявлению, указав в нем, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ главы администрации г. Алатырь утверждены Порядок и сроки работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря.
Согласно п. 6 Порядка решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании, либо по количеству баллов, набранных кандидатами при использовании оценочных листов.
Однако в п. 20 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря Чувашской, утвержденного решением Собрания депутатов города Алатырь V созыва от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются лишь только открытым голосованием простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании.
Учитывая, что Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» полномочия по принятию порядка проведения конкурса закреплены лишь только за представительным органом самоуправления (ч. 2 ст. 17 закона), поэтому предусмотренный в утвержденном Главой администрации Порядке и сроках работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря иной способ голосования членами комиссии по количеству баллов, набранных кандидатами, отличный от открытого голосования простым большинством голосов, является недопустимым.
Порядок работы конкурсной комиссии, утвержденный Главой администрации, допустивший два альтернативных способа голосования членами конкурсной комиссии в части такого способа голосования как «по количеству баллов, набранных кандидатами при использовании оценочных листов» противоречит Положению о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря Чувашской, которое было утверждено представительным органом.
Из представленного администрацией города Алатырь Чувашской Республики протокола № заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса от ДД.ММ.ГГГГ видно, что вместо открытого голосования и выявления победителя по простому большинству голосов был произведен подсчет набранного количества баллов по оценочным листам, в результате которого победителем конкурса была признана О.Н.А.
Фактически члены конкурсной комиссии в нарушении установленного представительным органом городского самоуправления способа голосования по вопросу о выявлении победителя конкурса использовали недопустимый способ голосования, чем нарушили процедуру проведения конкурса.
При проведении конкурса конкурсной комиссией использовались так называемые «оценочные листы» и производилась оценка кандидатов, в том числе и заявителя, по 5-бальной системе согласно Методике проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря (п. 11 методики), утвержденной распоряжением Главы администрации г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ№.
Однако ни в указанной Методике проведения конкурса, ни в Порядке его проведения непосредственно сами критерии по оценке кандидатов по 5-ти бальной системе, как одно из условий проведения конкурса, не были приведены и обнародованы администрацией г. Алатырь при организации и проведении конкурса, что является нарушением требований закона о муниципальной службе (ч. 2 ст. 17 закона).
В опубликованной в газете «Алатырские вести» от ДД.ММ.ГГГГ информации об объявлении конкурса на замещение вакантной должности сообщалось о форме проведения конкурса как индивидуальное собеседование.
Однако администрацией г. Алатырь в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ№, утвердившем состав конкурсной комиссии, порядок и сроки работы конкурсной комиссии, а также методику проведения конкурса вообще не была определена какая-либо конкретная форма (метод) проведения конкурса, в том числе и как индивидуальное собеседование.
В судебном заседании Краснов И.В. заявленные требование поддержал по основаниям, изложенным им в своих заявлениях.
Представитель администрации г. Алатырь Чувашской Республики Владимирова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, с заявленными Красновым И.В. требованиями не согласилась и пояснила, что Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации г. Алатырь ЧР утверждено решением Собрания депутатов г. Алатырь V созыва от ДД.ММ.ГГГГ№. Разработано оно в соответствии с Положением о конкурсе на замещение должностей гражданской службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. В газете «Алатырские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ была опубликована информация - наименование должности муниципальной службы, на которую проводится конкурс, требования к претендентам, место и время приема документов, срок приема документов, предполагаемая дата, время и место проведения конкурса, форма проведения конкурса, критерии отбора, проект трудового договора, Положение, то есть все необходимые сведения, как того требует норма закона. Распоряжение администрации г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утвержден состав конкурсной комиссии, порядок её работы и методика проведения конкурса, не подлежит опубликованию, поскольку это внутренний документ администрации г. Алатырь, который регламентирует деятельность конкурсной комиссии и предназначен для её работы. В соответствии с п. 17 Положения о конкурсе для участия в работе конкурсной комиссии могут приглашаться представители научных и образовательных учреждений, других организаций, число которых должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии. Указанные лица включаются в состав комиссии в качестве независимых экспертов. Распоряжением администрации в состав конкурсной комиссии были включены три независимых эксперта - Л.С.А., Ш.И.И., Л.Г.Ф. Включение независимых экспертов в состав конкурсной комиссии направлено на обеспечение равного доступа к муниципальной службе.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 8 Закона Чувашской Республики «О муниципальной службе в Чувашской Республике» от 5 октября 2007 года №62, поступление на муниципальную службу осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Таким образом, федеральное законодательство устанавливает прерогативу представительного органа муниципального образования в вопросе определения общего числа членов конкурсной комиссии на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании и порядка ее формирования.
Также в соответствии со ст. 45 Устава города Алатыря Чувашской Республики, принятого Собранием депутатов г. Алатырь ДД.ММ.ГГГГ (в редакции изменений, принятых Решением Собрания депутатов г. Алатырь 1V созыва ДД.ММ.ГГГГ), при замещении должности муниципальной службы в городе Алатыре заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в городе Алатыре устанавливается решением Собрания депутатов города Алатыря.
В соответствии с этими нормами ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов г. Алатыря V созыва принято решение № «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря».
Положение о конкурсе определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации г. Алатырь ЧР, в результате которого осуществляется оценка профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы, их соответствия квалификационным требованиям этой должности, личностных качеств кандидатов.
Согласно п. 19 названного Положения при проведении конкурса конкурсная комиссия может использовать один или несколько методов проведения конкурса: оценка кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении муниципальной или гражданской службы, осуществлении трудовой деятельности; индивидуальное собеседование; анкетирование; проведение групповых дискуссий, написание реферата; тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
В рамках этих требований при проведении конкурса на замещение должности начальника имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь конкурсной комиссией использована совокупность нескольких методов, среди которых оценка по баллам на основании оценочных листов, как разновидность индивидуального собеседования.
Поскольку из смысла п.19 Положения о конкурсе усматривается возможность разнообразных методов проведения конкурса с целью осуществления всесторонней оценки профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы, их соответствия квалификационным требованиям этой должности, личностных качеств кандидатов, само по себе применение оценочных листов по баллам не противоречит указанным нормам.
Согласно п. 16 названного Положения о конкурсе для проведения конкурса правовым актом администрации г. Алатырь образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, срок и порядок её работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом администрации г. Алатырь.
Вследствие этого Распоряжением главы администрации г. Алатырь ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№ конкретно в целях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации, утвержден состав конкурсной комиссии по проведению конкурса (Приложение №. Конкурсной комиссии предписано провести конкурс ДД.ММ.ГГГГ в малом зале администрации г. Алатырь. Объявление о проведении конкурса должно быть опубликовано в средствах массовой информации.
В состав конкурсной комиссии, согласно приложению №, включены глава администрации г. Алатырь М.М.В., первый заместитель главы администрации г. Алатырь Е.Т.Б., главный специалист-эксперт отдела организационной и правовой работы - секретарь комиссии М.Е.С., заместитель главы администрации Д.О.Н., управляющий делами-начальник отдела организационной и правовой работы Ю.Т.И., заместитель начальника отдела организационной и правовой работы Х.Н.Н., начальник отдела правовой экспертизы В.Н.Н..
Также в состав конкурсной комиссии включены - заместитель директора Алатырского филиала ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Л.С.А., ведущий специалист-эксперт (по кадрам) Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по г. Алатырь и Алатырскому району ЧР Ш.И.И., директор АУ ЧР НПО «Профессиональное училище № 3 г. Алатырь» Л.Г.Ф.
Таким образом, в состав конкурсной комиссии среди других включены два заместителя главы администрации г. Алатырь, три работника подразделения по вопросам прохождения муниципальной службы и кадров-отдела организационной и правовой работы, один из которых руководитель.
Между тем, в соответствии с п. 17 Положения о конкурсе, утвержденного представительным органом муниципального образования в состав конкурсной комиссии входят: глава администрации г. Алатырь, его заместители, руководитель и муниципальный служащий подразделения по вопросам прохождения муниципальной службы и кадров, руководитель юридической службы. Для участия в работе комиссии в качестве независимых экспертов могут приглашаться представители научных и образовательных и образовательных учреждений, других организаций, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурса комиссии.
По структуре администрации г. Алатыря у главы администрации имеется не два, а три заместителя.
Кроме того, вместо оговоренных в п. 17 Положения о конкурсе двух работников кадровой службы в состав конкурсной комиссии Распоряжением (по личному составу) № от ДД.ММ.ГГГГ были включены три работника этой службы.
Также в состав комиссии были включены три «независимых эксперта», в то время как они согласно Положению(п.17) «могут приглашаться» для участия в работе комиссии в качестве независимых экспертов, то есть их конкретный статус в п. 17 Положения не определен.
Учитывая, что вопреки требованиям федерального законодательства представительным органом муниципального образования г. Алатырь в решении Собрания депутатов города Алатыря 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации г. Алатыря и в самом Положении не определено общее число членов конкурсной комиссии, а конструктивная особенность п. 17 названного Положения допускает возможность неоднозначного толкования в силу вышеизложенных обстоятельств этой нормы относительно общего числа членов конкурсной комиссии, суд находит указанные нарушения существенными, не позволяющими сделать достоверный вывод о результатах конкурса из-за невозможности определить правомочность состава конкурсной комиссии, фактически участвующего в проведении конкурса, поскольку заседание конкурсной комиссии, в соответствии с п. 20 Положения о конкурсе, проводится при наличии не менее двух кандидатов, и считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа её членов.
Кроме того, решение конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение должности муниципальной службы начальника имущественных и земельных отношений является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 указанного Положения о конкурсе решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании.
Согласно абзацу 2 ст. 6 Устава г. Алатырь, муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением города Алатыря по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления г. Алатырь и (или) должностным лицом местного самоуправления г. Алатырь по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Алатырь федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также по иным вопросам, отнесенных Уставом в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории г. Алатырь, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно абзацу 14 ст. 6 Устава г. Алатырь, глава администрации г. Алатырь в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской республики, Уставом города Алатыря ЧР, нормативными правовыми актами Собрания депутатов города Алатыря, издает постановлении администрации города Алатыря по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления, федеральными законами и законами Чувашской республики, а также распоряжения администрации города Алатыря по вопросам организации работы администрации.
Поскольку пунктом 16 Положения о конкурсе, утвержденного представительным органом муниципального образования, регламентированы полномочия администрации г. Алатырь в определении состава конкурсной комиссии, действующей на постоянной основе, для проведения конкурса, а также срока и порядка её работы, методики проведения конкурса, Распоряжением (по личному составу) главы администрации г. Алатырь ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации, утвержден состав конкурсной комиссии по проведению конкурса (Приложение №), а также Порядок и сроки работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации г. Алатыря (приложение №), Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации г. Алатыря (Приложение №).
Из содержания норм указанных Приложений № и№ к названному распоряжению следует, что они относятся не только к работе комиссии в целях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатыря, а устанавливают обязательные для исполнения на территории г. Алатырь общеобязательные правила, затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина по вопросам доступа к муниципальной службе, поэтому согласно Уставу г. Алатыря вступают в силу после их официального опубликования.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Алатырь в ходе судебного заседания подтвердил, что указанные нормы в официальном источнике, средствах массовой информации опубликованы не были, ошибочно полагая, что их опубликования не требуется.
В силу требований абзаца 11 ст. 6 Устава г. Алатырь, в общественно-политической газете «Алатырские вести» за №№ от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано сообщение администрации г. Алатырь об объявлении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений.
В данном объявлении содержатся: требования, предъявляемые к кандидатам на должность; указание на необходимость представления гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе, перечня документов по адресу: <адрес>, кабинет № с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по рабочим дням, сведения о времени и месте проведения конкурса - ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в малом зале администрации г. Алатыря, проект трудового договора, заключаемого с победителем конкурса, положение о конкурсе.
ДД.ММ.ГГГГ Краснов И.В. обратился в администрацию г. Алатырь ЧР с заявлением о допуске его к участию в конкурсе на замещение должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений. К заявлению приложил необходимые документы.
В Журнале регистрации заявлений на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь ЧР, помимо Краснова И.В. указаны также О.Н.А. и Б.А.Г.
В ходе проведения конкурса использовались оценочные листы, в которых каждый из членов конкурсной комиссии выставил баллы по предъявленным к кандидатам критериям отбора, что, как указывалось выше, само по себе не противоречит принятым нормативным актам.
Однако, согласно п. 6 приложения № к распоряжению главы администрации г. Алатырь ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Порядок и сроки работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря» решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании, либо по количеству баллов, набранных кандидатами при использовании оценочных листов.
Помимо того, что это распоряжение не подлежало применению, поскольку не было опубликовано (обнародовано), конкурсной комиссией при проведении конкурса не мог использоваться установленный в нем альтернативный способ подведения его итогов: открытым голосованием простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании, либо по количеству баллов, набранных кандидатами при использовании оценочных листов, поскольку пунктом 20 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов г. Алатырь V созыва от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса могут приниматься только открытым голосованием простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании.
Пункт 6 приложения № к распоряжению главы администрации г. Алатырь ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Порядок и сроки работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации города Алатыря» в этой части противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» правом принятия порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы наделен лишь представительный орган местного самоуправления, глава администрации не вправе утверждать иной способ голосования членами конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса.
Вместе с тем, из протокола № заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что открытого голосования членами конкурной комиссии не проводилось. На основании оценочных листов членов конкурсной комиссии наибольшее количество баллов набрала кандидат О.Н.А.., на втором месте Краснов И.А., на третьем месте Б.А.Г. По результатам подсчета баллов кандидата Опалёву Е.А., набравшую наибольшее количество баллов, заместитель председателя конкурсной комиссии предложил считать, без проведения процедуры открытого голосования, победителем конкурса.
Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ победителем конкурса признана О.Н.А., как набравшая наибольшее количество баллов.
Распоряжением главы администрации г. Алатырь ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№О.Н.А. признана победителем конкурса и назначена на должность муниципальной службы отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку при подведении итогов конкурса комиссией была нарушена установленная процедура, и победитель был определен не путем открытого голосования простым большинством голосов, решение конкурсной комиссии о признании победителем конкурса О.Н.А., как набравшей наибольшее количество баллов, следует признать недействительным.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
Допущенные администрацией г. Алатырь нарушения действующего законодательства при проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений в администрации г. Алатыря нарушают права заявителя Краснова И.В., как участника этого конкурса на равный доступ к муниципальной службе.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что заявленные Красновым И.В. требования подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст.98 ГПК РФ с администрации г. Алатыря в пользу Краснова И.В. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины подлежит взысканию <данные изъяты>, уплаченных им при подаче заявления в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление Краснова И.В. о признании недействительными результатов проведенного конкурса на замещение должности муниципальной службы удовлетворить.
Признать недействительными решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании победителем конкурса О.Н.А., как кандидата, набравшего большее количество баллов, и раcпоряжение главы администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении О.Н.А. на должность начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь.
Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики устранить допущенные нарушения при проведении конкурса по замещению вакантной должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики.
Взыскать с администрации г. Алатыря Чувашской Республики в пользу Краснова И.В. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий