Дело №2-420/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Балбаровой А.В.,
при секретаре Поздеевой А.М.
с участием процессуального истца - помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Арсалановой С.Б.,
представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО2 к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» о признании действий незаконными,
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. По результатам проведенной прокуратурой района проверки по факту обращения ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу неправомерности начисления платы за общедомовые нужды на электроэнергию АО «Читаэнергосбыт», установлено, что АО «Читаэнергосбыт» производит расчет и выставляет ФИО2 на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. Кроме того, в ходе проверки установлено, что по указанному адресу с 12.10.2010 жильцами избран способ управления ТСЖ «Лидер». Согласно информации АО «Читаэнергосбыт» начисления платы за ОДН производятся на основании двух приборов учета, установленных в двух подъездах указанного дома, посредством суммирования показателей. Общедомовые приборы учета №№, № установлены согласно акту замены 03.12.2012 в отсутствии представителей потребителя, также указанные приборы учета допущены в эксплуатацию согласно акту № от 05.12.2012 также в отсутствие представителя потребителей. Таким образом, несоблюдение процедуры допуска прибора учета дает основание для признания незаконным начисления платы ФИО2 за электроэнергию на ОДН на основании показаний данных приборов учета. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Определение задолженности за ОДН со стороны АО «Читаэнергосбыт» является незаконным, что нарушает права ФИО2 на получение от исполнителя сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера оплаты за коммунальные услуги (п.33 раздела 5 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354), а также обеспечение условий для осуществления последней права на потребление коммунальных услуг. Выявленные нарушения закона подтверждаются информацией администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», протоколами собраний жильцов многоквартирного дома, актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, актом замены прибора учета, актом допуска прибора учета, актами проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии. Прокурор просит суд признать незаконными действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета для начисления платы за ОДН жильцам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также признать незаконными действия энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, по прибору учета.
05.03.2018 от Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора поступило уточнение исковых требований, согласно которым, проверкой установлено, что по адресу: <адрес> с 12.10.2010 жильцами избран способ управления ТСЖ «Лидер». Согласно информации АО «Читаэнергосбыт» начисления платы за ОДН производятся на основании двух приборов учета, установленных в двух подъездах указанного дома, посредством суммирования показателей. Общедомовые приборы учета №№ №, № установлены согласно акту замены 03.12.2012 в отсутствии представителей потребителя, также указанные приборы учета допущены в эксплуатацию согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ также в отсутствие представителя потребителей. Таким образом, несоблюдение процедуры допуска прибора учета дает основание для признания незаконным начисления платы не только ФИО2, но и жильцам всего вышеуказанного дома, за электроэнергию на ОДН на основании показаний данных приборов учета. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Определение задолженности за ОДН со стороны АО «Читаэнергосбыт» является незаконным, что нарушает права жильцов указанного дома, в том числе ФИО2, на получение от исполнителя сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера оплаты за коммунальные услуги (п.33 раздела 5 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354), а также обеспечение условий для осуществления последней права на потребление коммунальных услуг. На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконными действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета для начисления платы за ОДН жильцам многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 03.10.2013; признать незаконными действия энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по элетроэнергии жильцам дома, проживающим по адресу: <адрес>, в том числе ФИО2, по приборам учета №№, № с ДД.ММ.ГГГГ.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ФИО3 просит отказать в удовлетворении иска, указав на правомерность действий сетевой организации
В судебном заседании помощник прокурора Арсаланова С.Б. просит суд уточненные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель АО «Читаэнергосбыт» ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований, указав на законность действий АО «Читаэнергосбыт».
Ответчик ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», материальный истец ФИО2, третье лицо ООО «УК Лидер» в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав процессуального истца помощника прокурора Арсаланову С.Б., представителя АО «Читаэнергосбыт» ФИО1, изучив доводы искового заявления, уточнения иска, доводы возражений на иск, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442).
По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.
В данном случае, при отсутствии сведений о том, что собственники жилого помещения самостоятельно обеспечили установку общедомового прибора учета, действия ресурсоснабжающей организации по установке данного прибора законны, в данной части действия ресурсоснабжающей организации прокурором района не оспариваются.
Вместе с тем, нельзя признать законными действия ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии исходя из следующего.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).
В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
12.10.2010 решением внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, избран способ управления многоквартирным домом – ТСЖ «Лидер». Данный способ управления существовал с октября 2010 года по апрель 2017 года.
С 19.06.2017 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО «Лидер».
03.12.2012 ОАО «Читаэнергосбыт» произведена замена приборов учета по адресу: <адрес>, установлены приборы учета в подъезде № – №, в подъезде № – №.
05.12.2012 проведена проверка работы приборов учета №, №, и состояния схемы измерений электрической энергии при участии представителя ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт» по адресу: <адрес>, о чем составлен акт №.
14.01.2013 между ОАО «МРСК Сибири» в лице директора ПО ЗЭС филиала ОАО «МРСК Сибири-Читаэнерго» ФИО4 и Управляющая компания «ЖЭС» (обслуживающая организация) в лице директора ФИО5 подписан акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
03.10.2013 проведен допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии №, №, при участии представителя ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт» по адресу: <адрес>, о чем составлен акт №. Представитель многоквартирного дома участия не принимал, сведений о более позднем вручении копии акта представителю отсутствуют.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически при вводе (допуске) приборов учета №, № в эксплуатацию 03.10.2013, представитель собственников жилья либо делегированный ими представитель не участвовал.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приборы учета допущены к эксплуатации сетевой организацией самовольно, без уведомления потребителей.
Кроме того, исходя их смысла действующего законодательства, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, акты проверки работы приборов учета, акты технической проверки, к тому же, не подписанные собственниками либо уполномоченными ими лицами (иное не доказано), не подтверждают соблюдение требований вышеприведенных норм.
Также судом установлено, что ранее 03.10.2013 и в последующем допуск в эксплуатацию приборов учета в <адрес> не производился.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района о признании незаконными действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета для начисления платы за ОДН жильцам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленные актом № от 03.10.2013, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Также суд признает обоснованными требования прокурора о признании незаконными действия энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по элетроэнергии жильцам дома, проживающим по адресу: <адрес>, в том числе ФИО2, по приборам учета №, № с 01.01.2013, допущенных в эксплуатацию с нарушением процедуры допуска такого прибора учета.
При установленных по делу обстоятельствах, следует признать, что легитимность используемых при расчете платы на ОДН показаний счетчиков не подтверждена, а поэтому при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающих в указанном доме, не подлежат применению показания ОДПУ. Начисление жильцам дома, в том числе ФИО2, платы за электроэнергию на основании ОДПУ не соответствует закону.
Поскольку прокурор, материальный истец ФИО2, освобождены от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчиков ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», АО «Читаэнергосбыт», на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, по 300 рублей с каждого ответчика.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов жильцов многоквартирного <адрес> в г.Петровск-Забайкальский, в том числе в интересах ФИО2, удовлетворить.
Признать незаконными действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета №, № для начисления платы за общедомовые нужды по элетроэнергии жильцам многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от 03.10.2013.
Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по элетроэнергии жильцам многоквартирного дома, проживающим по адресу: <адрес>, в том числе ФИО2, по приборам учета №, № с 01.01.2013.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Балбарова
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2018.