ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2021 от 13.09.2021 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 13 сентября 2021 г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-420/2021 по искам прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Куйтунского, Ленинского, Чеботарихинского, Кундуйского, Каразейского муниципальных образований об обязании заключить концессионные соглашения,

у с т а н о в и л:

В обоснование иска указано, что прокуратурой Куйтунского района проведен анализ соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса собственниками объектов теплосетевого хозяйства, расположенных на территории Куйтунского района. При этом со стороны ответчиков были выявлены нарушения законодательства. Просит:

Обязать администрацию Куйтунского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 718,4 м.; котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 2308 м.; котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 263,8 м.; котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 1271,4 м.; котельной школы, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в однотрубном исполнении протяженностью 720 м.

Обязать администрацию Ленинского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>; тепловых сетей общей протяженностью 5802 м., расположенных по адресу: <...> Куйбышева, Ленина, ФИО1, Юбилейная, Молодежная, Больничная.

Обязать администрацию Чеботарихинского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>; водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>.

Обязать администрацию Кундуйского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>, котельной, расположенной по адресу: <...>.

Обязать администрацию Каразейского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>; тепловых, водонапорных сетей протяженностью 610 м., расположенных по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Каразей, от ул. Мира от д. 51а до ул. Садовая, д. 25; водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Куйтунского района Стеренчук Д.Д. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика глава администрации Кундуйского муниципального образования ФИО2 исковые требования признал.

Представитель ответчиков администрации Чеботарихинского муниципального образования и администрации Каразейского муниципального образования по доверенности ФИО3 исковые требования признала.

Представитель ответчика глава администрации Ленинского муниципального образования ФИО4 исковые требования признал.

Представитель администрации Куйтунского муниципального образования по доверенности ФИО5 исковые требования не признала и пояснила, что заключению концессионного соглашения предшествуют процедуры, которые требуют значительного времени, а также денежных средств для подготовки документов. Исковые требования сформулированы неправильно, так как для заключения концессионного соглашения требуется сначала провести конкурс и другие мероприятия.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ за Куйтунским муниципальным образованием закреплены вопросы местного значения, предусматривающие организацию в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 13.9 Приложения № 1 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за Ленинским, Чеботарихинским, Кундуйским, Каразейским сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающие организацию в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений п. 4.2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28? Федерального закона № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 190-ФЗ, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, допускается как по договорам аренды, так и по концессионным соглашениям, но с особенностями, установленными частями 3 и 4 статьи 28? Федерального закона № 190-ФЗ.

Заключение договоров аренды муниципального имущества в отношении объектов теплоснабжения на основании ч. 5 ст. 17? Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), п. 3, п. 3.1 приложения № 1, п. 8 приложения № 2 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

Концессионное соглашение согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом, в силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), (ч. 3 ст. 28? Федерального закона № 190-ФЗ).

Между тем, указанные положения законодательства грубо нарушены администрацией Куйтунского городского поселения. Так, в муниципальной собственности Куйтунского муниципального образования находятся следующие объекты теплоснабжения: котельная «КБО», расположенная по адресу: <...> д. ЗА (год ввода в эксплуатацию - 1972 г.), тепловые сети в двухтрубном исполнении протяженностью 718,4 м., котельная «ЦРБ», расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1985 г.), тепловые сети в двухтрубном исполнении протяженностью 2308 м.), котельная «Нахимова», расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1985 г.), тепловые сети в двухтрубном исполнении протяженностью 263,8 м.), котельная «Центральная», расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1968 г.), тепловые сети в двухтрубном исполнении протяженностью 1271,4 м.), котельная школы, расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1975 г.), тепловые сети в однотрубном исполнении протяженностью 720 м.).

Кроме того, указанные положения законодательства грубо нарушены администрациями Ленинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Кундуйского сельского поселения, Каразейского сельского поселения. Так, в муниципальной собственности Ленинского муниципального образования находятся следующие объекты теплоснабжения: котельная, расположенная по адресу: <...>; тепловые сети общей протяженностью 5802 м., расположенные по адресу: <...> Куйбышева, Ленина, ФИО1, Юбилейная, Молодежная, Больничная.

В муниципальной собственности Чеботарихинского муниципального образования находятся следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: котельная, расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1979 г.); водонапорная башня, расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1979 г.).

В муниципальной собственности Кундуйского муниципального образования находятся следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: котельная, расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1975 г.); водонапорная башня, расположенная по адресу: <...> (год ввода в эксплуатацию - 1975 г.).

В муниципальной собственности Каразейского муниципального образования находятся следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: котельная, расположенная по адресу: <...>; тепловые, водонапорные сети протяженностью 610 м., расположенные по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Каразей, от ул. Мира от д. 51а до ул. Садовая, д. 25; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>.

При этом, в целях осуществления своих полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрациями МО на систематической основе передаются права владения, пользования указанными объектами теплоснабжения, год ввода в эксплуатацию которых превышает более 5 лет, ресурсоснабжающим организациям без проведения конкурсных процедур и заключения концессионных соглашений. При этом, основной целью заключения концессионного соглашения является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в публичной собственности, и повышение качества работ или услуг, предоставляемых потребителям для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, получение наибольшей прибыли для решения вопросов местного значения. При систематическом заключении договоров аренды без проведения публичных процедур, а не концессионных соглашений, данные цели не достигаются, что негативно влияет на эффективность реализации органом местного самоуправления полномочий по распоряжению муниципальным имуществом и реализации предусмотренных законодательством полномочий в сфере теплоснабжения.

Указанные нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства свидетельствуют о том, что администрациями Куйтунского, Ленинского, Чеботарихинского, Кундуйского, Каразейского муниципальных образований полномочия в сфере теплоснабжения населения исполняются ненадлежащим образом, что влечет неэффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, препятствует повышению качества работ, услуг, предоставляемых потребителям для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а также получению наибольшей прибыли для решения вопросов местного значения.

Таким образом, муниципальными образованиями допущено бездействие по невыполнению прямого указания закона в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в их собственности. При этом из материалов дела не следует, что имеют место обстоятельства, позволяющие в соответствии с с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передать данное имущество на праве аренды.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Обязать администрацию Куйтунского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 718,4 м.; котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 2308 м.; котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 263,8 м.; котельной, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в двухтрубном исполнении протяженностью 1271,4 м.; котельной школы, расположенной по адресу: <...>, тепловых сетей в однотрубном исполнении протяженностью 720 м.

Обязать администрацию Ленинского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>; тепловых сетей общей протяженностью 5802 м., расположенных по адресу: <...> Куйбышева, Ленина, ФИО1, Юбилейная, Молодежная, Больничная.

Обязать администрацию Чеботарихинского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>; водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>.

Обязать администрацию Кундуйского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>, котельной, расположенной по адресу: <...>.

Обязать администрацию Каразейского муниципального образования заключить концессионные соглашения в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>; тепловых, водонапорных сетей протяженностью 610 м., расположенных по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Каразей, от ул. Мира от д. 51а до ул. Садовая, д. 25; водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.