ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2021 от 16.06.2021 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-420/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2021 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи Сатиной И.П.,

при секретаре Турановой О.В.,

с участием представителя истца Сизовой М.Н.,

рассмотрев гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО РЖД к С.Р.В. о взыскании материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что по результатам проведения маневровых работ на железнодорожной станции Шилка-Товарная Читинского территориального управления Забайкальской железной дороги, в результате виновных действий составителя поездов С.Р.В. произошел сход вагонов, в связи с чем, был причинен ущерб на общую сумму7480 рублей 71 копейка.

В связи с изложенным, истец просит суд взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 7480 рублей 71 копейка, государственную пошлину 400 рублей.

В судебном заседании представитель истца С.М.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что в указанные события со стороны С.Р.В. было допущено два нарушения, в 09:49 (москвы) при производстве маневровых работ, он перевел стрелочный перевод № 413, а стрелочный перевод № 415 не перевел, в связи с чем, при проезде вагонов, стрелочный перевод № 415 был поврежден, что в свою очередь, при движении вагонов по неисправной стрелке, повлекло сход вагонов. В обязанности С.Р.В. входило перед совершением маневра проверить стрелочные переводы и при их неисправности, сообщить об этом, принять меры к устранению неисправности. По результатам схода была проведена проверка в отношении всех причастных лиц, но, поскольку основная вина произошедшего была установлена в действиях С., исковые требования заявлены только в отношении него.

Ответчик С.Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлялся по известному суду адресу, направленный ему конверт вернулся в суд с отметкой «истек срок хранения».

С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании трудового договора от 03.09.1996г. С.Р.В. был принят на работу на ст. Шилка цех «Движение» в должности помощник составителя поездов 4 разряда (л/д 39).

С 01 марта 1997 года ФИО8 занимал должность составителя поездов (л/д 44).

12 сентября 2020 г. в 10 час. 34 мин. (здесь и далее время московское) на железнодорожной станции (далее - станция) Шилка-Товарная Читинского территориального управления Забайкальской железной дороги при производстве маневровой работы тепловозом ТЭМ18ДМ № 795 (локомотивом вперед) по перестановке 8 порожних вагонов с пути № 61 на путь № 62 грузового района, на нецентрализованном стрелочном переводе №415 (6445 км ПК 1+51,57 м), находящемся на балансе Шилкинской дистанции пути, был допущен сход двух хвостовых вагонов № 61303939 и № 61524625 всеми колесными парами.

Согласно плану маневровой работы предусматривалось осуществить подачу 8 гружёных полувагонов с пути № 4с парка «С» на путь № 62 грузового района станции под выгрузку. Для этого требовалось осуществить перестановку 8 порожних полувагонов с 62-го пути на 61-й путь, подать 9 гружёных полувагонов на фронт выгрузки (повышенная эстакада 62-го пути) и переставить 8 порожних полувагонов на путь № 62 до эстакады для закрытия разгрузочных люков.

В 9 час. 35 мин. локомотив с 8-ю гружёными вагонами с пути № 4с парка «С» вперёд вагонами заехал на путь № 62 грузового района.

В 9 час. 48 мин. после объединения с группой из 9 вагонов (1 гружёный и 8 порожних полувагонов) на пути № 62 и уборке тормозных башмаков, маневровый состав с 17-ю вагонами выехал с пути № 62 за нецентрализованный стрелочный перевод № 413.

В 9 час. 49 мин. составитель поездов Сюрков Р.В. установил нецентрализованный стрелочный перевод № 413 для следования на путь № 61 через нецентрализованный стрелочный перевод № 415 и подал команду машинисту на осаживание маневрового состава вагонами вперёд. При этом, при движении вагонами вперед, С.Р.В. не находился на специальной подножке первого по ходу движения вагона, в междупутье или обочине пути впереди осаживаемых вагонов, не следил за положением стрелок по маршруту, в результате чего допустил взрез нецентрализованного стрелочного перевода № 415 при движении маневрового состава вагонами вперед, произведя остановку второго по ходу движения вагона № 61303939 на взрезанном стрелочном переводе.

В 9 час. 52 мин. после закрепления составителем С.Р.В. группы из 8 вагонов на участке пути от предельного столбика стрелочного перевода № 413 и стрелочном переводе № 415, где отсутствуют нормы закрепления, машинист по команде составителя Сюркова Р.В. произвел отцепку и вывод маневрового состава из 9 вагонов локомотивом вперёд за стрелочный перевод № 413.

В 9 час. 54 мин. составитель поездов С.Р.В. установил стрелочный перевод № 413 по направлению пути № 62 и подал машинисту команду на движение маневрового состава вагонами вперёд для следования на путь № 62.

В 10 час. 10 мин. после закрепления вагонов на пути № 62, произведя отцепку тепловоза, машинист и составитель одиночным локомотивом выехали с пути № 62 за стрелочный перевод № 413.

В 10 час. 19 мин. составитель С.Р.В. после установки стрелочного перевода № 413 по направлению стрелочного перевода № 415 дал команду машинисту для заезда маневровым локомотивом под группу из 8 вагонов, стоящую у предельного столбика стрелочного перевода № 413.

В 10 час. 34 мин. после объединения локомотива с группой из 8 вагонов стоящей на участке пути от предельного столбика стрелочного перевода № 413 и стрелочном переводе № 415, и уборки тормозных башмаков из-под вагонов, машинист по команде составителя С.Р.В. привел маневровый состав в движение локомотивом вперед.

При следовании маневрового состава по взрезанному стрелочному переводу № 415 движение первой тележки 7-го с головы маневрового состава вагона № 61303939 осуществлялось в сторону стрелочного перевода № 413, а второй тележки этого же вагона и 8-го с головы маневрового состава №61524625 по прямому направлению, с последующим сходом вагонов всеми колесными парами. В сошедшем состоянии вагоны проследовали 30 м.

Согласно Техническому заключению о результатах расследования комиссией ОАО «РЖД» схода железнодорожного подвижного состава при маневровой работе на станции Шилка-Товарная Читинского территориального управления Забайкальской железной дороги от 16 сентября 2020 г. (л/д 24-38), основной причиной нарушения безопасности движения (схода вагонов) явилось - дача команды составителем поездов машинисту локомотива на движение по неготовому маршруту.

Составитель поездов С.Р.В. в нарушение требований:

- пункта 34 Приложения № 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее - ПТЭ), не организовал маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, сохранность подвижного состава;

- подпункта 4 пункта 20 и подпункта 3 пункта 18 Приложения № 11 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (далее - ИДП), являющейся приложением Лг2 8 к ПТЭ, при движении вагонами вперед не находился на специальной подножке первого по ходу движения вагона, в междупутье или обочине пути впереди осаживаемых вагонов, не следил за положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий на пути;

- подпункта 6 пункта 20 Приложения № 11 к ИДП, допустил пропуск железнодорожного подвижного состава по взрезанной стрелке;

- в нарушение требований пункта 17 раздела V Типовых требований по ведению требований по ведению регламента служебных переговоров при производстве маневровой работы на путях общего и необщего пользования железнодорожных станций, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 5 марта 2020 г. № 496/р, в нарушение требований пункта 3.13 ТРА станции Шилка при производстве маневровой работы на путях с нецентрализованными стрелками при движении вагонами вперед не передавал информацию о положении стрелок по маршруту следования, не передавал команду машинисту маневрового локомотива на остановку перед каждым нецентрализованным стрелочным переводом;

- в нарушение требований пункта 6 Общих положений раздела «Б» Приложения № 9 к ТРА станции Шилка-Товарная «Регламента переговоров» по радиосвязи при маневровой работе на железнодорожной станции Шилка- Товарная перед отцепкой локомотива не сообщал машинисту о закреплении подвижного состава на путях № 61, 62;

- в нарушение требований подпункта 8 пункта 20 Приложения 11 к ИДП, пункта 3.9.1. ТРА станции Шилка-Товарная закрепил подвижной состав на участке пути, где отсутствуют нормы закрепления.

Из предоставленной суду схемы схода вагонов наглядно видно, на каком участке железной дороги и каким образом произошел сход вагонов.

В должностной инструкции составителя поездов, утвержденной 01.02.2019г. (л/д 46-51), к обязанностям составителя поездов станции Шилка-Товарная относятся, в том числе, следующие обязанности:

- перевод ручных стрелочных переводов при маневрах;

- организовывать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность работников, занятых на маневрах, сохранность подвижного состава и груза;

- не допускать пропуск подвижного состава по врезанной стрелке впредь до ее осмотра и ремонта.

С требованиями должностной инструкции ответчик был ознакомлен должным образом (л/д 52).

Таким образом, нарушения, допущенные составителем поездов С.Р.В. привели к проследованию подвижного состава по неготовому маршруту и сходу вагонов.

В результате схода вагонов, ОАО «РЖД» был причинен материальный ущерб.

Как установлено судом, для ликвидации последствий схода подвижного состава была задействована аварийно-восстановительная летучка и кран КЖ-971 восстановительного поезда станции Шилка. Проведены работы по постановке вагонов № 61303939 и № 61524625 на железнодорожный путь при помощи крана КЖ-971 и накаточного оборудования.

Вагоны № 61303939 и № 61524625 повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта.

Повреждения верхнего строения пути: 25 деревянных шпал, 2 железобетонных бруса.

Материальный ущерб, причиненный ответчику в результате схода вагонов, составил 7480 руб. 71 коп., в том числе:

1398 руб. 86 коп. затраты Дирекции аварийно восстановительных средств (л/д 63);

5440 руб. 50 коп. затраты Шилкинской дистанции пути;

641 руб. 35 коп. затраты эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск.

Согласно расчету затраты Дирекции аварийно восстановительных средств на топливо, затраченное для работы аварийно-восстановительной летучки и крана КЖ-971, задействованных для ликвидации последствий схода, составили 1398 руб. 86 коп. (98 руб. 43 коп. + 1277 руб. 17 коп. + 23 руб. 26 коп.), что подтверждается следующими документами:

рапортом о работе строительной машины от 12 сентября 2020 г. (л/д 64-65);

путевым листом № 38 от 12 сентября 2020 г. (л/д 66-67);

актом № 1556 от 21 сентября 2020 г. (л/д 68-71);

расчетом стоимости работы восстановительного поезда ст.Шилка (л/д 72);

расчетом транспортно-заготовительных расходов по топливу ДАВС (л/д 73).

Затраты Эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск в результате работы локомотива ТЭМ18дм №832, задействованного при ликвидации последствий схода железнодорожного подвижного состава 12 сентября 2020 г. составили 641,35 руб., что подтверждается следующими документами:

калькуляцией по расходам на устранение последствий схода локомотива ТЭМ18дм № 832 на станции Шилка в сутках 12 сентября 2020 г. (л/д 74);

таксировкой по топливу и электроэнергии (л/д 77);

квитанцией по работнику (76);

сведениями по форме ТУ-ЗВЦУ (л/д 78-79).

Затраты Шилкинской дистанции пути на замену шпал, поврежденных в результате схода вагонов, составили 5440,50 руб., что подтверждается:

актом на списание материальных ценностей № 79867 от 16 сентября 2020 г. (л/д 83-84),

актом на списание материальных ценностей № 79876 от 17 сентября 2020 г. (л/д 85-86),

справкой по прямому ущербу от повреждения имущества ПЧ-Шилка (л/д 87),

пояснениями от 26 февраля 2021 г. № исх34/3абп4-6. (л/д 88).

В соответствии со статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно статье 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора определены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

На момент произошедшего схода, С.Р.В. находился при исполнении своих трудовых обязанностей.

В письменном объяснении С.Р.В. подробно изложил обстоятельства произошедшего (л/д 60).

Приказом № 422-ДЦС от 29.09.2020г. С.Р.В. был уволен с занимаемой должности по соглашению сторон (л/д 62).

С учетом анализа предоставленных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, считает, что истцом предоставлены исчерпывающие допустимые доказательства в подтверждение заявленных доводов.

Суд соглашается с доводами истца и считает, что сход подвижного состава возник в связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязанностей, возложенных пунктом 2.3 должностной инструкции составителя поездов, утвержденной 1 февраля 2019 г. № 49, что является также нарушением пункта 34 Приложения № 6 к ПТЭ, в части того, что именно С. не организовал маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, сохранность подвижного состава, а также других вышеуказанных нормативно-правовых актов.

Произошедший 12 сентября 2020 г. на станции Шилка-Товарная сход вагонов и причиненный в результате данного схода работодателю материальный ущерб находятся в прямой причинно-следственной связи с неправомерными действиями ответчика С.Р.В.

Судом установлено, что до увольнения С.Р.В. удержаний из его заработной платы суммы причиненного материального ущерба не производилось.

С учетом изложенного, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, с ответчика подлежат взысканию расходы истца по уплате государственной пошлины.

Так, в соответствие с требованиями ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При обращении в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей, что подтверждается платежным поручением (л/д 18).

Таким образом, с ответчика в пользу истца необходимо взыскать 400 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО РЖД к С.Р.В. о взыскании материального ущерба - удовлетворить.

Взыскать с С.Р.В. (паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>) в пользу ОАО «Российские железные дороги» материальный ущерб, причиненный работодателю в сумме 7480 рублей 71 копейку, государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Всего взыскать с С.Р.В. в пользу ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в сумме 7881 рубль 71 копейку.

Ответчик вправе подать в Шилкинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней с момента получения копии решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Шилкинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.

Судья И.П. Сатина