ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2021 от 21.02.2022 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2021-000857-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 г. г. Урай ХМАО-Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Бегининой О.А.,

при секретаре Гайнетдиновой А.К.,

с участием помощника прокурора г. Урай Пилюгиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5/2022 по иску Сургутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Урай, ООО «Эко Тех» о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка,

установил:

Сургутский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указав, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в части расположения вблизи аэропорта г. Урай полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления, в ходе которой выявлен ряд нарушений. Установлено, что 04.11.2020 приказом Федерального агентства Воздушного транспорта Российской Федерации установлена приаэродромная территория гражданского аэродрома г. Урай. В решении об закреплено, что в границах шестой подзоны устанавливается запрет на размещение полигонов твердых коммунальных отходов, скотобоен, ферм, скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора, рыбных хозяйств. ООО «Эко Тех» на основании договора аренды муниципального имущества №7/20 от 23.07.2020 осуществляет эксплуатацию полигона по утилизации твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Урай, проезд 12, подъезд 62. Полигон твердых бытовых отходов расположен на земельном участке с кадастровым номером 86:14:0000000:1961. Вышеуказанный полигон находится на расстоянии 11800 м. от аэродрома и расположен в шестой подзоне приаэродромной территории. В соответствии с эколого-орнитологическим исследованием (паспорт) аэропорта г. Урай установлено, что на полигоне ТБО обитают птицы, которые совершают перелеты, в том числе на аэродром г. Урай. Нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона ТБО создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда - жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.

С учетом уточнений, поданных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в части установления срока исполнения решения суда, кадастрового номера земельного участка, в окончательной редакции просил запретить эксплуатацию «Полигона утилизации твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Урай, проезд 12, подъезд 62 (кадастровый номер 86:14:0000000:1908) с 01.03.2023; обязать ООО «ЭкоТех» и Администрацию г. Урай в срок до 01.01.2024 произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером - 14:0000000:1961, на котором расположен полигон утилизации твердых бытовых отходов.

До начала рассмотрения дела по существу от ответчика администрации города Урай поступили письменные возражения, в которых они выражают несогласие с заявленными требованиями. В обоснование указано, что полигон утилизации твердых бытовых отходов города Урай и земельный участок, на котором он расположен, являются собственностью муниципального образования городской округ Урай, предоставлены ООО «Эко Тех» по договору аренды. Полагают, что при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 01.07.2017 №135-Ф3 в соответствии с которой ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах ЗОУИТ ПТ, полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу Федерального закона №135-Ф3. Отмечают, что за период с 2010 - 2020 столкновений воздушных судов с птицами в районе аэродрома Урай не зарегистрировано, концентрация птиц невелика, обстановка удовлетворительная. Доказательств, подтверждающих деградацию и ухудшение качества земель, истцом не представлено. Вывод из эксплуатации полигона влечет внесение изменений в Территориальную схему обращения с отходами, определение и (или) подготовку резервной площадки для размещения и утилизации отходов, изменение тарифа для потребителей и т.д., и, удовлетворение данного требования в таком порядке может повлечь еще более неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, в защиту которых подан настоящий иск.

От ответчика ООО «Эко Тех» в суд поступили возражения на иск, мотивированные тем, что полигон построен на основании соответствующего проекта, прошедшего все необходимые согласования, экологическую экспертизу. Ответчик осуществляет эксплуатацию полигона на основании соответствующих лицензий. Размещение полигона на земельном участке было осуществлено в соответствии с утверждённым территориальным планированием и действующими нормативными и локальными правовыми актами в сфере земельных отношений. ООО «Эко Тех» на основании постановления администрации города Урай № 2129 от 08.09.2020 и договора аренды земельного участка № 23/20 от 09.09.2020 предоставлен в аренду по 30.12.2023. Отмечают, что на полигон поступают твёрдые отходы, которые не оказывают влияния на орнитологическую ситуацию вокруг полигона. Размещение таких отходов в приаэродромных зонах законодательством не запрещено. Полигон включен в Территориальную схему обращения с отходами, следовательно, его расположение в данном месте является законным. До настоящего времени каких-либо обращений, жалоб о концентрации птиц на приаэродромной территории не поступало. Размещение отходов на полигоне осуществляется посредством их захоронения, следовательно, полигон не является объектом, способствующим привлечению и массовому скоплению птиц. В процессе деятельности обществом проводятся мероприятия, способствующие снижению влияния на орнитологическую обстановку приаэродромной территории. Запрет эксплуатации полигона негативно скажется на санитарно-эпидемиологической обстановке муниципального образования город Урай и близлежащих населенных пунктов Кондинского района, поскольку иной действующий полигон расположен на значительном удалении от города. Договором аренды земельного участка и муниципального имущества не предусмотрена обязанность ООО «Эко Тех» по проведению рекультивации земельного участка. В удовлетворении иска просили отказать.

От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика АО «Югра-Экология» поступили возражения на иск, мотивированные тем, что они являются региональным оператором в сфере услуг по обращению с отходами на территории ХМАО – Югры. Данный полигон включен в Территориальную схему с отходами в ХМАО – Югре. Полигон утилизации твердых бытовых отходов г.Урай перед введением в эксплуатацию прошел все необходимые согласования, в том числе получил положительную экологическую экспертизу, включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Немедленное закрытие полигона невозможно в связи с необходимостью осуществления действий по внесению изменений в Территориальную схему по направлению потоков ТКО потребителей г.Урай. АО «Югра-Экология» полагает, что права граждан в области обеспечения экологического благополучия и права на благоприятную окружающую среду и их защита должна обеспечиваться в равной степени, в связи с чем реализация одних прав не может быть поставлена в зависимость от реализации других прав граждан. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Департаментом промышленности ХМАО – Югры, привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика представлены возражения на иск, из которых следует, что Департаментом проработаны варианты перераспределения потоков ТКО на другие объекты размещения отходов. Близлежащий полигон к г. Ураю расположен на расстоянии 125 км., но направление потоков на указанный объект невозможно, в связи с его недостаточной мощностью. Отметили, что транспортирование ТКО с города Урай на значительные расстояния вызовет удорожание услуг регионального оператора по обращению с ТКО, рост платы граждан за обращение с ТКО. С целью недопущения создания напряженной экологической и социальной обстановки в городе Урай полагали необходимым предоставить отсрочку в выводе из эксплуатации полигона до строительства нового объекта размещения отходов.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Урай Пилюгина Н.С. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации города Урай Куницина М.С., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Эко Тех» действующая на основании доверенности Максимова Е.А. поддержала письменные возражения.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, АО «Аэропорт» Гороховцев Ю.А. возражений относительно заявленных требований не выразил.

В судебное заседание представитель Департамента промышленности ХМАО – Югры, Тюменского межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика АО «Югра-Экология» не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, после перерыва в судебном заседании поступило ходатайство об отложении дела, протокольным определением в удоветворении которого было отказано.

Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому, определив свои права, оно реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что полигон утилизации твердых бытовых отходов города Урай с кадастровым номером 86:14:0000000:1908, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 86:14:0000000:19, площадью 130565 кв.м., являются собственностью муниципального образования городской округ Урай (л.д. 13-18).

На основании постановления администрации города Урай № 2129 от 08.09.2020 «О заключении нового договора аренды земельного участка» и договора аренды земельного участка № 23/20 от 09.09.2020 ООО «Эко Тех» был предоставлен в аренду земельный участок, являющийся собственностью муниципального образования ХМАО – Югры городского округа города Урай, площадью 130565,0+/-632,34 кв.м., с кадастровым номером 86:14:0000000:1961 с видом разрешенного использования: специальная деятельность для размещения объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов города Урай, находящегося в собственности муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городского округа города Урай сроком по 30.12.2023.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 138 от 18.03.2016 «Полигон утилизации твердых бытовых отходов города Урай» включен в государственный реестр объектов размещения отходов.

ООО «Эко Тех» осуществляет эксплуатацию Полигона на основании соответствующих лицензий ((86)-378-СТОРБ/П от 19.04.2019 «На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности», выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре).

Согласно информации, имеющейся в свободном доступе (официальный сайт favt.gov.ru), аэродром «Урай» зарегистрирован в Государственном Реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 75 от 03.06.2015 (номер в реестре 82).

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации от 10.12.2020 № 1483-П в отношении аэродрома Урай установлена приаэродромная территория.

01.04.1997 введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ. Согласно преамбуле к Воздушному кодексу, государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Согласно ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации, организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с данным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (п.п. 6 п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Основанием для обращения в суд послужила проверка, проведенная Сургутским транспортным прокурором, в ходе которой установлено, что ООО «Эко Тех» на основании договора аренды муниципального имущества №7/20 от 23.07.2020 осуществляет эксплуатацию полигона по утилизации твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Урай, проезд 12, подъезд 62, при этом, вышеуказанный полигон находится на расстоянии 11800 метров от КТА и расположен в шестой подзоне приаэродромной территории.

Согласно отчета Эколого-орнитологической обстановки района аэродрома Урай, выполненного старшим научным сотрудником Института систематизации и экологии животных СО РАН доктором биологических наук Юдкиным В.А., руководителем орнитологической группы АО «Аэропорт Толмачево» Грабовским М.А., установлено, что орнитологическая обстановка на аэродроме г. Урай оценена как удовлетворительная. В периоды сезонных миграций на 1-3 дня перемещения биомассы птиц над аэродромом может возрастать, но не на столько, чтобы общая оценка перестала быть удовлетворительной. Выявлено 3 фактора, определяющих значительное количество залетов птиц на аэродром: разреженный травостой на большей площади летного поля, а на северной его половине полное отсутствие травяного покрова на значительной площади; большая колония береговой ласточки в котловане у северо-восточной части периметра; близкое соседство аэродрома с жилой застройкой города и поймой р. Конда. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами, Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации для уменьшения вероятности авиационных инцидентов, вызванных столкновениями с птицами, рекомендована система мероприятий.

По ходатайству ответчика ООО «ЭкоТех» по настоящему гражданскому делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Кречет».

Из экспертного заключения б/н от 17.12.2021 по результатам орнитологического обследования полигона утилизации твердых отходов с кадастровым номером 86:14:0000000:1908 следует, что самолетоопасными видами птиц, посещающими полигон утилизации твердых бытовых отходов города Урай являются чёрный коршун, сизая чайка, халей, сорока, серая ворона и ворон. Общее число особей, зарегистрированных на полигоне в третьей декаде сентября 2021 равно примерно 4500. Это наиболее высокий показатель концентрации (массовости) птиц за все время года. В весенне-летнее время их число на полигоне может меняться от нескольких десятков до нескольких сотен. Наименьшее число птиц отмечается в зимнее время. В осеннее время большинство видов птиц, кормящихся на полигоне, являются весьма или чрезвычайно многочисленными, в весенне-летнее время они многочисленны, в зимнее время - обычны или многочисленны. За время исследований не выявлены перемещения групп птиц, концентрирующихся на полигоне ТБО, в сторону аэропорта Урай. В осеннее время 2021 эти птицы не увеличивали орнитологическую напряженность непосредственно на территории аэропорта Урай. Инциденты возможны при совершении самолетами маневров в районе полигона ТБО, особенно при кружении (парении) черных коршунов, чаек и воронов на высотах 500-1000 м. С заходом солнца в третьей декаде сентября 2021 на ночевку с полигона ТБО чайки улетали в сторону озер Ошкина, серые вороны перемещались преимущественно в северо-восточном направлении в заболоченный разреженный сосняк, преодолевая расстояние порядка 500 м. В течение вечернего лета серые вороны летели группами или разреженными стаями до нескольких десятков или сотен птиц на высоте 25-30 м, чайки - группами до 20-30 особей на высоте 30-40 м. Места ночевок чаек и врановых постоянны, но в определенных случаях они могут меняться, что происходит по причине перераспределения новых мест для ночевок. Полигон утилизации твердых бытовых отходов города Урай может является объектом, способствующим привлечению и массовому скоплению отдельных видов птиц. Значительное увеличение численности сизых чаек, халеев, серых ворон и других на данном объекте происходит в осеннее время и может прогнозироваться для весеннего периода - в моменты остановок мигрирующих особей. В зимнее время, ввиду отлета большинства особей в южные районы на зимовку, концентрация птиц относительно невысокая.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что на территории аэродрома г. Урай и его окрестностей ряд видов птиц создают опасность для полетов воздушных судов.

Пунктом 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 138 от 11.03.2010, установлен императивный запрет по размещению в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км. от контрольной точки аэродрома объектов выбросов (размещения) отходов, животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Следовательно, сам факт нахождения объекта размещения отходов, привлекающего птиц, на расстоянии менее 15 км. от контрольной точки аэродрома, является самостоятельным и достаточным основанием для запрета эксплуатации такого объекта и его ликвидации.

Все доводы приводимые ответчиком - администрацией города Урай об отсутствии соответствующего решения об установлении приаэродромной территории аэропорта Урай, отсутствии приложения к приказу № 1483–П от 10.12.2020, отсутствия указания на земельный участок в проекте, суд признает несостоятельными, поскольку именно приказ от 10.12.2020 № 1483-П является решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти которым установлена соответствующая приаэродромная территория, указанный приказ опубликован в установленном порядке, и имеется в Администрации г. Урай, кроме того, все разногласия подлежали разрешению еще при согласовании проекта.

Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации допускает ограничения прав на землю только по основаниям, установленным указанным кодексом и федеральными законами, одним из которых, в частности, могут выступать особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно- защитных зонах.

Сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 86:14:0000000:1961 полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 86:00-6.385 от 09.06.2021 с особыми условиями использования территории в соответствии с решением об установлении приаэродромной территории аэродрома «Урай», принятым приказом Росавиации № 1483-П от 10.12.2020 внесены в ЕГРН.

По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, изложенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», следует, что для применения п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем должна иметь реальный, а не предположительный или вероятностный характер и подтверждаться соответствующими доказательствами. При этом, наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске. Критерием для запрещения соответствующей деятельности должен являться неустранимый характер допущенных нарушений, их значительность и существенность.

Допрошенный в судебном заседании в порядке ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт Наконечный Н.В. подтвердил, что исследование проводилось им лично, путем наблюдения. Указал, что даже при выполнении всех указанных им рекомендаций это в полной мере не исключит скопление отдельных видов птиц, а будет способствовать снижению численности.

Таким образом, судом достоверно установлено, что принимаемые меры по устранению массового скопления птиц на территории полигона не пресекают возникновения угрозы по возникновению необратимых последствий.

Оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к убеждению, что нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации полигона способствуют скоплению птиц в районе воздушного пространства, предназначенного для полетов самолетов, ухудшению орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в выступающие части самолета, спровоцировать аварийную ситуацию, создать угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества, в связи с чем запрет на эксплуатацию полигона по утилизации и захоронению отходов, является необходимой и достаточной правовой мерой.

То обстоятельство, что на территории аэродрома г. Урай не было авиационных инцидентов, не может свидетельствовать о безопасности полетов, и как следствие, не может являться безусловным основанием для отказа в иске. Количество принимаемых, выпускаемых воздушных судов аэропортом г. Урай осуществляющих регулярные перевозки по нескольким маршрутам, правового значения в рассматриваемом споре не имеет, и не может быть принято во внимание при вынесении настоящего решения.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Полномочия в данной области урегулированы ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 и п. 4 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что размещение отходов осуществляется на полигоне, арендатором объекта размещения отходов и земельного участка, на котором он расположен, является ООО «Эко Тех», следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов производства обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления и арендатор, которому эксплуатация полигона поручена собственником.

В случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 лица, органы местного самоуправления, указанные в п.п. 3,4 настоящих Правил (лица, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладатели земельных участков), обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель, т.е. прекращению эксплуатации полигона отходов.

На основании изложенного и принимая во внимание установленные судом обстоятельства, существо рассматриваемого спора, суд не усматривает оснований для установления иного срока, поскольку он согласуется с вышеприведенными правилами, является разумным и достаточным для проведения процедуры, необходимой для рекультивации земельного участка.

Доводы ответчика об отсутствии иных полигонов, пригодных для размещения (захоронения) отходов, срока действия договора аренды, противоречат ст. 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Суд отмечает, что ответчик в соответствии с положениями норм процессуального законодательства не лишен права на подачу заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения им всех возможных с его стороны действий по исполнению судебного акта в установленные сроки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Запретить эксплуатацию «Полигона утилизации твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Урай, проезд 12, подъезд 62 (кадастровым номером 86:14:0000000:1961) с 01.03.2023.

Обязать ООО «ЭкоТех» и Администрацию г. Урай в срок до 01.01.2024 произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером - 14:0000000:1961, на котором расположен Полигон утилизации твердых бытовых отходов.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Урайский городской суд.

Председательствующий судья О.А. Бегинина

Решение в окончательной форме принято 28.02.2022.