К делу № 2-420/2021 23RS0022-01-2021-000376-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 16 марта 2021 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи – Соколенко А.В.,
при секретаре – Богатыревой К.В.,
с участием истца – Шишатской И.А.,
представителя истца – Металина С.В., действующего по заявлению,
представителей ответчика – Набиевой Д.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шишатской И.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала незаконным,
установил:
Истец Шишатская И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала незаконным и просит признать уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вынесенное руководителем территориального органа ПФР С.Л.Л. незаконным; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края (через Отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском крае) направить (выплатить) средства материнского (семейного) капитала в размере 483 881, 83 руб. (четыреста восемьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят один) руб. 83 коп. на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между и Кредитным потребительским кооперативом «Северная Казна» и Шишатской И.А., на расчетный счет КПК «Северная Казна»; взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края (через отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском крае) понесенные ею по делу судебные расходы связанные с оплатой услуг представителя в размере 10 000 руб. и гос. пошлины в сумме 300 руб., всего взыскать 10 300 (десять тысяч триста) руб. 00 коп.
Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она получила от государства право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала (далее по тексту - средства М(С)К), в подтверждение чего Управлением Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края (далее по тексту - Пенсионный Фонд), ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №. С учетом ежегодной индексации средств М(С)К. их размер в 2020 г. составил 466 617 руб. Желая законным способом распорядиться средствами М(С)К) - она и его супруг Ш.В.А. решили направить их на улучшение жилищных условий их семьи, связанных с увеличением жилой площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Для этих целей ДД.ММ.ГГГГ ее супруг Ш.В.А., являясь собственником указанного жилого дома, подал в Администрацию муниципального образования Гулькевичский район (далее по тексту - Администрация), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В данном уведомлении он указал, что намеревается реконструировать жилой дом за счет строительства жилой пристройки к нему. Рассмотрев указанное Уведомление, администрация выдала ее супругу Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на зем. участке. Поскольку на день получения указанного Уведомления ее второму ребенку уже исполнилось три года, она знала, что имеет право напрямую обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о распоряжении средствами М(С)К за счет строительства жилого дома или жилой пристройки к нему, но при этом знала, что при таком порядке подачи документов механизм перечисления ей денежных средств от государства очень сложный и не одноэтапный, по которому владелицы сертификатов на М(С)К далеко не всегда получают от государства денежные средства на строительство жилого помещения в полном объеме. При таких обстоятельствах, по совету их с мужем друзей и знакомых, которые уже получили целевые денежные средства по сертификату на М(С)К от государства за счет строительства жилья, она обратилась за помощью в Кредитный потребительский кооператив «Северная Казна» (далее по тексту - КПК), который выдал ей целевой денежный займ на строительство жилой пристройки к жилому дому в сумме 467 000 руб., что подтверждается договором займа № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ее лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ. В день получения указанных денежных средств от КПК она подготовила и подала в Пенсионный фонд через МФЦ заявление о распоряжении средствами М(С)К и другие необходимые документы согласно перечня и в порядке, регламентированном ФЗ № 256 от 29.12.2006 г. (далее по тексту - ФЗ № 256) и Правилами к Постановлению Правительства № 862 от 12.12.2007 г. (далее по тексту - Правилами). Прошел месяц, а она оставалась в неведении по поводу результата рассмотрения ее документов. Тогда она обратилась непосредственно в Пенсионный фонд с этим вопросом. На что ей тут же выдали уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) М(С)К) за подписью руководителя территориального органа ПФР С.Л.Л. Получается, что о вынесенном решении ее даже не уведомили, хотя могли сообщить о нем по телефону. Поскольку она знала, что после вынесения решения об отказе в выплате Гулькевичское Управление Пенсионного Фонда, вынесшее решение об отказе, направляет этот отказ в Краснодарское Отделение Пенсионного Фонда для его проверки, то не стала сразу обжаловать указанное уведомление об отказе, а выждала примерно месяц. И уже после того, как ей в телефонном режиме представители Гулькевичского Управления Пенсионного Фонда пояснили, что Отделение не отменило их решение по отказу ей в выплате средств М(С)К, она подготовила настоящее заявление. Из содержания Уведомления об отказе, а также из устных пояснений специалистов Пенсионного Фонда мне стало известно, что Пенсионный Фонд отказал ей в выплате средств М(С)К посчитав, что с строительство жилой пристройки к жилому дому не является улучшением жилищных условий, а значит, по мнению Гулькевичского Управления Пенсионного Фонда, она не может распорядиться средствами М(С)К в этом направлении («отсутствие такого вида расходов»). Вместе с тем, считает, что вышеуказанное уведомление №, вынесенное С.Л.Л. незаконно и подлежит отмене, а средства материнского (семейного) капитала подлежат выплате ей в полном объеме, поскольку будут расходоваться ею только по целевому назначению - на реконструкцию жилого дома, связанную со строительством жилой пристройки к жилому дому. К такому выводу приходит в силу следующих положений закона: В соответствии с ФЗ № 256 от 29.12.2006, Правилами к Постановлению Правительства № 862 от 12.12.2007 и другими законодательными актами, с учетом Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года, лица, получившие сертификат (далее - владелец сертификата), могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, либо по частям, в том числе использовать их на улучшение жилищных условий. Пунктами 1 и 2 части 1 и частью 1.3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. № 256-ФЗ установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Из содержания указанных норм следует, что владелец сертификата вправе распорядиться средствами М(С)К (их частью), если его участие в обязательствах, либо совершение им любых не противоречащих закону сделок или строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий. Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств. Другими словами, она имеет законное право распорядиться средствами М(С)К, а государство в лице Пенсионного фонда обязано перечислить их на счет организации, предоставившей ей целевые денежные средства по договору займа именно на улучшение жилищных условий ее семьи хоть до достижения ее вторым ребенком трехлетнего возраста, хоть после. Другие условия распоряжения средствами М(С)К были ею также соблюдены: согласно ст.3 ФЗ № 256 после рождения у нее второго ребенка она приобрела право на дополнительные меры государственной поддержки, о чем свидетельствует выданный ей сертификат на М(С)К. Согласно ч.3 ст.7 ФЗ № 256 лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами М(С)К в полном объеме либо по частям по нескольким направлениям, одно из которых, выбраное - это улучшение жилищных условий. Для этого ее супруг получил вышеуказанное уведомление, поскольку собственником недвижимости, которая подлежит реконструкции за счет строительства жилой пристройки, является его собственностью. Согласно ч.1 ст.7 ФЗ № 256 распоряжение средствами (частью средств) М(С)К осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами М(С)К, в котором указывается направление использования М(С)К, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ч.5 ст.7 ФЗ № 256 правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами М(С)К, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, о чем Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «о правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Согласно ч. 6 ст. 7 ФЗ № 256 заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Заемные денежные средства от Кредитного потребительского кооператива «Северная Казна» были получены ею в размере 467 000 руб. 00 коп. на строительство жилого помещения (жилой пристройки к жилому дому) по адресу: <адрес>, о чем между нею и КПК был заключен договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ и часть этих денежных средств они с мужем уже использовали по целевому назначению - на строительство жилого помещения в виде жилой пристройки к жилому дому. Документы на распоряжение средствами М(С)К, состоящие из заявления на распоряжение, приложения к заявлению, а также остальных документов, регламентированных пунктами 6 и 13 Правил, были поданы в Пенсионный фонд в сроки и в порядке, установленном этими Правилами. Таким образом, все вышеуказанные нормы действующего законодательства были ею соблюдены, но основанием отказать ей в распоряжении средствами М(С)К явилось уведомление на строительство №, «не устроившее» Пенсионный фонд, поскольку, как она полагает, в нем указано, слово «реконструкция». При этом Пенсионный фонд почему - то не принял во внимание первичное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которое ее супруг заполнял и подавал в администрацию на рассмотрение. Иначе бы ему не выдали Уведомление №. Так вот в первичном уведомлении он четко указал в пункте 3.1, что планирует строительство жилой пристройки к жилому дому, поэтому, если бы Пенсионный Фонд запросил эту информацию в администрации в порядке межведомственного взаимодействия (а он обязан сделать такой запрос), то все вопросы по поводу того, в чем будет заключаться реконструкция их жилого дома, разрешились бы во внесудебном порядке. Такой алгоритм действий разработан и успешно применяется в других районных Управлениях Пенсионного Фонда Краснодарского края, когда к ним поступают заявления о распоряжении средствами М(С)К на строительство или реконструкцию жилья, но почему - то не в Гулькевичском Пенсионном Фонде. А именно, Пенсионные Фонды, с целью выяснения, в чем заключается реконструкция объекта недвижимости, на которую владелец сертификата на М(С)К просит у государства целевые денежные средства (как это сделала она), направляют соответствующие запросы в Администрации, выдавшие Уведомления на строительство (ранее разрешения на строительство). При этом Пенсионные Фонды удовлетворяют заявления на распоряжение средствами М(С)К только тем владельцам сертификатов на М(С)К, из документов которых и из подтвержденной по ним информации из Администрации видно, что они планируют реконструкцию жилого дома, связанную только со строительством жилой пристройки к жилому дому, то есть, где происходит увеличение жилой площади жилого дома. Другие виды реконструкции Пенсионными Фондами не одобряются и выплаты средств М(С)К не производятся. И это правильно, поскольку в статье 2 ФЗ № 256, раскрывается основной правовой смысл действия дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей это - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий. Не признание факта строительства жилой пристройки к жилому дому как способа улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей - это грубое нарушение закона со стороны Управления Пенсионного Фонда Гулькевичского района. Кроме того, у нее имеется информация, подтверждающая изложенные ею доводы о том, что в других районах Краснодарского края Управления Пенсионных Фондов на протяжении многих лет успешно перечисляют целевые денежные средства займодавцам как компенсацию выданных ими целевых денежных займов на строительство жилых пристроек или на реконструкцию жилых домов, связанных со строительством жилых пристроек - это одно и то же. Поясняет, что информация предоставлена по займу за каждый год: о владелице сертификата на М(С)К, сам сертификат на М(С)К, договор займа, из которого видно, что денежные средства выделялись займодавцем именно на строительство жилой пристройки к жилому дому, разрешение или уведомление на строительство. К таким делам относятся: 2016 год: займ, выданный П.Е.А., владелице сертификата на М(С)К серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ, место распоряжения: <адрес>; 2017 год: займ, выданный Н.А.Г. владелице сертификата на М(С)К серии № от ДД.ММ.ГГГГ, место распоряжения: <адрес>; займ, выданный К.К.Ю., владелице сертификата на М(С)К серии № от 24.11.2016г., место распоряжения: <адрес>; 2018 год: займ, выданный Я.Е.Д., владелице сертификата на М(С)К серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тихорецким межрайонным Управлением ПФ, место распоряжения: <адрес>; 2019 год: займ, выданный Л.Е.А., владелице сертификата на М(С)К серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ, место распоряжения: <адрес>; займ, выданный Б.А.В., супругу владелицы сертификата на М(С)К серии № от ДД.ММ.ГГГГ, место распоряжения: <адрес>; 2020 год: займ, выданный З.Н.Е., владелице сертификата на М(С)К серии № от ДД.ММ.ГГГГ, место распоряжения: <адрес>; займ, выданный Р.Ю.В., владелице сертификата на М(С)К серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ПФ г.Краснодара, место распоряжения: <адрес>; займ, выданный Л.Е.В., владелице сертификата на М(С)К №№ от 27.09.2016г.. место распоряжения: <адрес>. Указанные оплаченные Пенсионным Фондом договоры займов именно на строительство жилых пристроек к жилым домам, мансардных этажей и т.д. предоставлены ею специально в единичных количествах, чтобы не захламлять содержание настоящего заявления, но за разные годы их оплаты, чтобы была видна положительная, правильная, законная практика удовлетворения Пенсионными Фондами разных районов Краснодарского края заявлений о распоряжении средствами М(С)К, таким образом, как у нее, направленных на улучшение жилищных условий семьи. В действительности, таких выданных и оплаченных целевых займов гораздо больше и при необходимости или желании суд может запросить самостоятельно такие «выплатные дела» со всего Краснодарского края и за все годы действия программы материнского капитала непосредственно через Отделение Пенсионного Фонда в Краснодарском крае, но, исходя из объема представленного доказательного материала считает, что в этом нет необходимости... Кроме того, неопровержимым доказательством того, что обжалуемое ею Уведомление Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе за № вынесено незаконно и необоснованно, а значит, подлежит отмене, является состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в законную силу решение Новопокровского районного суда Краснодарского края, вынесенное по делу № 2-109. Согласно указанного судебного решения, за владелицей сертификата на М(С)К М.К.В. признано право на распоряжение средствами М(С)К за счет улучшения жилищных условий, связанных со строительством ее супругом жилой пристройки к жилому дому. Помимо этого, в 2015 году Отделением ПФ по Краснодарскому краю были составлены и разосланы для применения в работе «внутренние» разъяснения Управлениям Пенсионных Фондов Краснодарского края по вопросу, в частности удовлетворения заявлений владельцев сертификатов на М(С)К, выбравших направлением распоряжения средствами М(С)К именно строительство жилой пристройки. В этих разъяснениях отделение указало, что, согласно позиции Пенсионного Фонда РФ «осуществление работ по реконструкции индивидуального жилого дома за счет строительства жилой пристройки следует рассматривать как строительство». Указанные разъяснения Отделение впоследствии не отменяло и не изменяло, поэтому Управление ПФ в Гулькевичском районе обязано применять их в своей работе, но почему-то не делает этого... При необходимости эти разъяснения можно запросить в отделении ПФ или любом Управлении ПФ, где их успешно применяют в работе. Хотелось бы еще отметить, что в целях избежания необоснованного отказа Управления Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе ей в распоряжении средствами М(С)К, который стал предметом обжалования в настоящем исковом заявлении, она могла подать заявление о распоряжении средствами М(С)К по выбранному направлению расходования целевых денежных средств (на погашение займа, выданного ей на строительство жилой пристройки к жилому дому) в любое Управление Пенсионного Фонда (закон это позволяет), где вопреки неправильной позиции Гулькевичского ПФ, давно уже сложилась положительная, правильная, законная практика удовлетворения заявлений о распоряжении средствами М(С)К на улучшение жилищных условий, связанных со строительством жилых пристроек к жилым домам, но она принципиально посчитала, что такую отрицательную практику отказов Гулькевичского ПФ в этом направлении распоряжения средствами М(С)К давно уже пора изменить, поэтому и обратилась с заявлением о распоряжении средствами М(С)К именно по месту своего проживания и получения сертификата на М(С)К. В этой связи считает, что разночтение или неправильное применение норм действующего законодательства должно быть проблемой должностных лиц Управления Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе, стимулом к их правовому развитию и совершенствованию, но не проблемой граждан, и никак не нарушать или ущемлять права или законные интересы последних. Их Государство закрепило в Конституции, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семей материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, иные формы гос. поддержки, в том числе для воспитания детей (часть 1 статья 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми, в частности, семьям, имеющим детей, предоставлено законное право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала за счет улучшения жилищных условий. Она, в свою очередь, просит суд ей это право, нарушенное действиями Управления Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе, восстановить. Тем более, исполнение ею денежных обязательств перед Кредитным потребительским кооперативом «Северная Казна» в рамках заключенного и оплаченного заимодавцем договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ никто не отменял и не отменит, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Часть указанных заемных денежных средств мною уже потрачена на закупку стройматериалов для строительства вышеуказанной жилой пристройки к жилому дому. Обязанность вернуть за нее займодавцу указанные денежные средства в размере, равном ее материнскому капиталу (466 617 руб.), а также проценты за пользование займом в сумме 17264, 83 руб. возложена на государство в лице Пенсионного Фонда. Так пусть этот государственный орган исполнит эту обязанность, а не уклоняется от ее исполнения. С учетом индексации материнского капитала в 2021 году его размер в моем случае составил 483 881, 83 руб. С учетом того, что Пенсионный фонд обязан погасить займодавцу не только сумму займа, но и проценты за пользование им, а эти суммы в их сложении превышают индексированный размер М(С)К, то с ответчика подлежит взысканию сумма в общем размере 483 881. 83 руб. Кроме того, с ответчика подлежат взысканию в ее пользу понесенные ею по делу расходы, связанные с оплатой госпошлины в сумме 300 руб. (квитанция об оплате от 22.01.2021г.) и услуг ее представителя Металина С.В. в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Шишатская И.А., представитель истца Металин С.В. на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края по доверенности Набиева Д.Н. в судебном заседании исковые требования истца не признала, пояснила, что Шишатская И.А., ДД.ММ.ГГГГ через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в Гулькевичском районе подала заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, для погашения основного долга по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Северная Казна» на строительство жилья. Управлением пенсионного фонда в Гулькевичском районе, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала № от ДД.ММ.ГГГГ. В договоре займа № от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 11 прописано «Цели использования заемщиком потребительского кредита, на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании Уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ выданным администрацией муниципального образования Гулькевичский район», а в Уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства расположенного по адресу <адрес>. Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ), средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Погашение основного долга по договору займа на реконструкцию законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Поэтому Управлением было вынесено Решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ№, подтвержденное Отделением ПФР по Краснодарскому краю. Так как на момент обращения Шишатской И.А. с заявлением о распоряжении средствами М(с)К, ребенку давшему право на государственный сертификат серии № от ДД.ММ.ГГГГШ.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. уже исполнилось три года, Шишатская И.А. имеет право подать заявление на распоряжение средствами М(с)К на реконструкцию жилого дома без привлечения кредитной организации, согласно части 1.1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Направление средств производится первым этапом в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, далее вторым этапом согласно части 1.2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат, т.е. Шишатской И.А., эта мера государственной поддержки предусмотрена для того, чтобы семьи не попадали в долговую зависимость перед кредитными организациями и чтобы расходы по предоставлению займа не осуществлялись за счет государственных средств. Так как заявление было подано через многофункциональный центр, соответственно и Уведомление об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ Управление перенаправило в Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в Гулькевичском районе. Решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесено обоснованно в соответствии с законодательством Российской Федерации. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, кредитного потребительского кооператива «Северная казна» в судебное заседание не явился, директор кооператива М.Г.Г. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования Шишатской И.А. удовлетворить в полном объеме. Направил отзыв на иск, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ между кредитным потребительским кооперативом «Северная Казна» (заимодавцем) и Шишатской И.А. (заемщиком) был заключен договор займа №, по условиям которого заемщик получил от займодавца процентный, целевой, денежный займ в сумме 467 000 (четыреста шестьдесят семь тысяч) руб. 00 коп. на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, связанную со строительством жилой пристройки к нему. Указанные денежные средства были зачислены на лицевой счет Шишатской И.А., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. Она, в свою очередь, подала необходимые документы в Управление Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края для распоряжения средствами материнского капитала, которые должны были впоследствии поступить на расчетный счет КПК «Северная казна» как компенсация выданного заемщику займа. УПФ РФ в Гулькевичском районе отказалось перечислять указанные денежные средства на счет займодавца, ссылаясь на то обстоятельство, что считает реконструкцию, связанную со строительством жилой пристройки к жилому дому не предусмотренным законом направлением для распоряжения средствами М(С)К. Считает, что это мнение ПФ ошибочно и не основано на законе, а исковые требования Шишатской И.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. На протяжении нескольких лет КПК «Северная казна» подает аналогичные Шишатской И.А. документы на распоряжение средствами М(С)К именно за счет строительства жилой пристройки к жилому дому в различные районы Краснодарского края. И Пенсионные Фонды, видя, что владелец сертификата на М(С)К планирует увеличить жилую площадь дома за счет строительства жилой пристройки к нему с использованием выданных ими заемных денежных средств, без каких-либо проблем перечисляют им, как займодавцу, средства М(С)К в счет погашения основного долга и уплату процентов по выданным займам. О законности таких действий со стороны Пенсионных Фондов свидетельствует и сам Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ и Правила к Постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых владельцы сертификатов на М(С)К имеют право распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, либо по частям, в том числе использовать их на улучшение жилищных условий, в том числе, за счет строительства жилого помещения, осуществляемого гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. При этом в законе нигде не указано конкретно, что должно вестись строительство только жилого дома. И это правильно, ведь за счет строительства жилой пристройки к жилому дому тоже происходит увеличение жилой площади дома, соответственно соблюдается основное условие законного распоряжения средствами М(С)К - улучшение жилищных условий семьи. Об этом свидетельствует и уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, поданное Ш.В.А. в администрацию муниципального образования Гулькевичский район, в пункте 3.1. которого указано, что супруг заемщика изначально намеревался строить именно жилую пристройку к жилому дому. Иначе, на другие цели они не выдали бы его супруге денежный займ, поскольку он не считался бы целевым. Кроме того, считает, что Шишатская И.А. законно требует с ответчика выплаты материнского капитала с учетом его индексации. Поскольку до индексации средств М(С)К в 2020 году их размер составлял 466 617 руб. 00 коп., поэтому и займ Шишатской И.А. был выдан займодавцем по ее запросу на округленную сумму - 467 000 руб. В 2021 году государством произведена индексация средств М(С)К, размер которых на сегодняшний день составляет 483881 руб. 83 коп. Поскольку Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено погашение займодавцу не только основного долга по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилого помещения, но и уплату процентов по этому кредиту (займу), считает законным и обоснованным взыскать с ответчика именно проиндексированную сумму средств М(С)К в размере 483881 руб. 83 коп. Хотя размер остатка ссудной задолженности Шишатской И.А. по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ больше и составляет 497 864, 02 руб. (сумма основного долга: 467 000,00 рублей, и задолженность по выплате процентов в размере 30 864. 02 рубля), взысканию с Пенсионного Фонда в рамках заявленных исковых требований подлежит именно установленная государством проиндексированная сумма. Поскольку Шишатская И.А. не погасила займодавцу вышеуказанную сумму основного долга, а также задолженность по выплате процентов, сумму средств М(С)К в размере 483881 руб. 83 коп. надлежит взыскать с ответчика именно в их пользу.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии с нормами Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом.
Как следует из п. 1 ст. 2 названного Федерального закона к дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся, в том числе меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий.
Согласно пунктам 1, 2 ч.1 ст.3 указанного закона Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; 5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в связи с рождением второго ребенка Шишатская И.А. получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер материнского (семейного) капитала Шишатской И.А. составляет 483 881,83 рублей.
Семья Шишатской И.А. проживает по адресу: <адрес>.
Собственником указанного домовладения является муж истца – Ш.В.А. (свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГШ.В.А. направил в администрацию муниципального образования Гулькевичский район уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Целью подачи уведомления указано – реконструкция, в сведениях о виде разрешенного использования объекта капитального строительства обозначено – жилой дом, строительство жилой пристройки к жилому дому.
По результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Гулькевичский район выдано Ш.В.А. уведомление № о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Кредитным потребительским кооперативом «Северная Казна» и Шишатской И.А. заключен договор займа №, согласно которому Шишатской И.А. был предоставлен кредит в сумме 467 000 рублей, под 16% годовых, сроком на 11 месяцев, с правом досрочного возврата, срок возврата суммы займа установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 11 указанного договора займа, целью использования заемщиком потребительского кредита является строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства садового дома на земельном участке, с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
После оформления договора займа, ДД.ММ.ГГГГ через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в Гулькевичском районе Шишатская И.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, для погашения основного долга по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Северная Казна» на строительство жилья приложив к заявлению, помимо других документов, копию уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ Управлением пенсионного фонда в Гулькевичском районе ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № об отказе в удовлетворении заявления Шишатской И.А. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с кредитным потребительским кооперативом на строительство жилья.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Данные Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:
на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;
на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и следует из пояснений самой Шишатской И.А., что они с мужем намеревались улучшить свои жилищные условия путем строительства пристройки к жилому дому, собственными силами, без привлечения строительной организации. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Поскольку в договоре займа № от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 11 указано «цели использования заемщиком потребительского кредита, на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ выданным администрацией муниципального образования Гулькевичский район», а в Уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано - реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства расположенного по адресу: <адрес> Управлением Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе обосновано и законно вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления Шишатской И.А. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с кредитным потребительским кооперативом на строительство жилья, так как погашение основного долга и процентов по договору займа на реконструкцию объекта недвижимости действующим законодательством не предусмотрено. Оснований, для признания незаконным, уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Шишатской И.А. о распоряжении средствами материнского семейного капитала и обязании УПФР направить денежные средства материнского (семейного) капитала истца в кредитную организацию, не имеется.
Судом установлено, что на момент обращения Шишатской И.А. с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала ее ребенку, давшему право на государственный сертификат серии № от ДД.ММ.ГГГГ, Ш.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уже исполнилось три года, соответственно она имеет право подать заявление на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого дома без привлечения кредитной организации, согласно ч.1.1 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.1, 1.2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, п. п. «а» п. 10.1 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:
а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поэтому избранный истцом способ улучшения жилищных условий путем самостоятельного строительства пристройки к жилому дому в соответствии с п. 2 ч. 2., ч. 1.1 - 1.2 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предполагает порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, согласно которому средства материнского (семейного) капитала направляются непосредственно владельцу сертификата первоначально в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского (семейного) капитала, остальная часть по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли).
При этом направление средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на реконструкцию индивидуального жилого дома при избранном истцом способе улучшения жилищных условий законом не предусмотрено (пункт 16 Правил).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что само по себе заключение целевого займа при отсутствии доказательств начала ведения строительных работ по возведению пристройки к индивидуальному жилому дому, не свидетельствует об улучшении жилищных условий истца и ее семьи.
При этом, при наличии заемных денежных средств, истица не лишена возможности начать проведение строительных работ и обратиться с УПФР с заявлением о предоставлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семьи в соответствии с установленным законодателем порядком.
Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Из разъяснений, содержащихся в п.п.2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Положением о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, установлено, что пенсионный фонд образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности, имеют строго целевое назначение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что положения пп. 1 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ предусматривают, что средства материнского (семейного) капитала в данном случае должны быть направлены именно на улучшение жилищных условий. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ несоблюдение указанных требований влечет за собой отказ в реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований искового заявления Шишатской И.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 19 марта 2021 года.
Судья Гулькевичского
районного суда А.В. Соколенко