ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2021КОПИ от 15.09.2021 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-420/2021 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего Козловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

рассмотрев 15 сентября 2021 года в открытом судебном заседании в г.Очер Пермского края гражданское дело №2-420/2021 по исковому заявлению Администрации Очерского городского округа Пермского края к отделу судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

Администрация Очерского городского округа Пермского края обратилась в суд с исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора до 12500 рублей по исполнительному производству -ИП.

Требования мотивированы тем, что решением Очерского районного суда Пермского края от 10.08.2017 на администрацию Спешковского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края возложена обязанность обеспечить уличное освещение дорог и улиц деревни Лужково Спешковского сельского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и СНиП 23-05-95, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Отделением судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам возбуждено исполнительное производство -ИП, с указанием срока для добровольного исполнения - пять рабочих дней. Требования исполнительного документы были исполнены, исполнительное производство окончено. 15.09.2017 судебный пристав – исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, и выделил постановление в отдельное исполнительное производство -ИП. При этом, согласно Решению Думы Очерского городского округа от 29.07.2021 № 83 дефицит бюджета составляет 52025,227 руб.

Представитель истца администрации Очерского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, уведомлен, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика отделения судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам в судебное заседание не явился, уведомлен.

Исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела № 2-206/2017, материалы исполнительных производств -ИП, -ИП, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Очерского районного суда Пермского края от 03.05.2017 исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворены.

Постановлено: «Обязать администрацию Спешковского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края обеспечить уличное освещение дорог и улиц деревни Лужково Спешковского сельского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и СНиП 23-05-95, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу».

Решение суда вступило в законную силу 14.06.2017.

Из материалов исполнительного производства -ИП следует, что 18.06.2017 возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Спешковского сельского поселения на основании решения Очерского районного суда от 03.05.2017.

Определением Очерского районного суда Пермского края от 06.09.2019 произведена замена стороны исполнительного производства -ИП с Администрации Спешковского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края на Администрацию Очерского муниципального района Пермского края по исполнению решения Очерского районного суда Пермского края от 03.05.2017.

Определением Очерского районного суда Пермского края от 10.09.2020 произведена замена стороны исполнительного производства -ИП с Администрации Очерского муниципального района Пермского края на Администрацию Очерского городского округа по исполнению решения Очерского районного суда Пермского края от 03.05.2017.

Постановлением от 15.09.2017 в отношении Администрации Очерского городского округа взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Согласно пункту 2 указанного постановления требование по исполнительному документу подлежит исполнению в срок до 30.09.2017.

11.01.2021 исполнительное производство -ИП окончено фактическим исполнением.

15.01.2021 постановление от 15.09.2017 в отношении Администрации Очерского городского округа о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей выделено в отдельное производство, возбуждено исполнительное производство -ИП.

В соответствии с частями 6,7 статьи Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об уменьшении, освобождении от взыскания исполнительского сбора, и суд вправе удовлетворить данное требование при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6,7,9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.

Решением Думы Очерского городского округа от 29.07.2021 № 83 «О внесении изменений в решение Думы Очерского городского округа от 18.10.2020 № 147 «О бюджете Очерского городского округа на 2021 и на плановый период 2002 и 2023 годов» в абзаце 3 подпункте 1.1 пункта 1 дефицит бюджета Очерского городского округа составляет 52025,227 тыс. руб.

Таким образом, поскольку решение суда исполнено 11.01.2021, в течение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа исполнить указанные требования было невозможно в силу чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, не зависящих от действий должника.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности снижения на 1/4 размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам от 15.09.2017 по исполнительному производству -ИП, выделенного в отдельное производство -ИП исполнительского сбора в размере 50000 рублей, и наличии оснований для уменьшения суммы исполнительского сбора на одну четверть (на 12500 рублей), то есть до 37 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации Очерского городского округа Пермского края удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора на 12500 рублей, то есть до 37500 рублей по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна: судья В.А. Козлова