ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-420/2022 от 09.08.2022 Смидовичского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-420/2022

УИД 79RS0006-01-2022-000712-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Смидович 09 августа 2022 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Пешковой Е.В.

при секретаре Филатовой Т.А.

с участием прокурора Киндич А.Ю.

представителя ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области об обязании к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Смидовичского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО об обязании к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО на основании поручения прокуратуры области проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства по учету и использованию объектов муниципальной собственности. Надзорными мероприятиями установлено, что администрацией Смидовичского городского поселения не приняты меры к регистрации права собственности и не осуществлен государственный кадастровый учет в отношении 24 объектов, включенных в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО.

Так государственный кадастровый учет не осуществлен в отношении следующих объектов муниципальной собственности: 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира)по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 5, кв. 1; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 6, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> Октября, д. 9; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 10, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>, Братская могила народоармейцев и партизан по адресу: <...> ст. Ин; Памятник в честь воинов-земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по адресу: п.Смидович сквер Победы; ФИО2 ФИО3 по адресу: <...> детская музыкальная школа; Памятный знак в честь Инского боя 1921 года по адресу: п.Смидович район 5-ти этажных домов; Памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: <...> Победы, д.2 «а»; Памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: с. Белгородское; памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: с.Аур.

Непринятие ответчиком мер по постановке на кадастровый учет вышеуказанного имущества является нарушением требований действующего законодательства, а также может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц граждан, обращающихся в администрацию поселения с целью приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе может повлечь нарушение требований законодательства при предоставлении гражданам земельных участков вблизи указанного муниципального имущества в силу отсутствия установленных границ имущества по причине отсутствия государственного кадастрового учета такого имущества.

Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.01.2023 г. обратиться в территориальный орган федерального органа государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости, с приложением всех необходимых документов за осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости: 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира)по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 5, кв. 1; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 6, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> Октября, д. 9; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 10, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>, Братская могила народоармейцев и партизан по адресу: <...> ст. Ин; Памятник в честь воинов-земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по адресу: п.Смидович сквер Победы; ФИО2 ФИО3 по адресу: <...> детская музыкальная школа; Памятный знак в честь Инского боя 1921 года по адресу: п.Смидович район 5-ти этажных домов; Памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: <...> Победы, д.2 «а»; Памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: с. Белгородское; памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: с.Аур.

Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.01.2023 г. обратиться в территориальный орган федерального органа государственной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации прав, с приложением всех необходимых документов за государственной регистрацией права муниципальной собственности на объекты: 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира)по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 5, кв. 1; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 6, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> Октября, д. 9; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 10, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>, Братская могила народоармейцев и партизан по адресу: <...> ст. Ин; Памятник в честь воинов-земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по адресу: п.Смидович сквер Победы; ФИО2 ФИО3 по адресу: <...> детская музыкальная школа; Памятный знак в честь Инского боя 1921 года по адресу: п.Смидович район 5-ти этажных домов; Памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: <...> Победы, д.2 «а»; Памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: с. Белгородское; памятник в честь ветеранов Великой Отечественной войны по адресу: с.Аур.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Киндич А.Ю. исковые требования уточнил. Просил обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.01.2023 г. обратиться в территориальный орган федерального органа государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости, с приложением всех необходимых документов за осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости: 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира)по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 5, кв. 1; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 6, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> Октября, д. 9; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...> Октября, д. 10, кв. 2; 2-х квартирный жилой дом (1 квартира) по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>; 2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> квартирный жилой дом по адресу: <...>.

Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в срок до 01.01.2023 г. обратиться в территориальный орган федерального органа государственной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации прав, с приложением всех необходимых документов за государственной регистрацией права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что все указанные прокурором в заявлении об уточнении требований объекты являются муниципальной собственностью и включены в реестр муниципального имущества. Право собственности на данные объекты в ЕГРН не зарегистрировано.

Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Как следует из материалов дела, администрацией Смидовичского городского поселения не приняты меры к государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на объекты, входящие в состав муниципального общества. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

28.03.2022 прокурором Смидовичского района в адрес администрации Смидовичского городского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Из ответа администрации Смидовичского городского поселения на представление следует, что администрацией были подготовлены и направлены в Управление Росреестра по ЕАО заявки на постановку на кадастровый учет следующих объектов недвижимости: <...>; <...>; <...>, с. песчаное, ул. Садовая, 15; <...> Октября, 5; <...> Октября, 6; <...> Октября, 9; <...> Октября, 10; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, <...>; <...>. Однако в связи с тем, что на данные помещения отсутствуют технические паспорта, Росреестр отказал в постановке вышеуказанных объектов на кадастровый учет. В настоящее время ведется работа по заказу на изготовление и оплате технических паспортов.

Непринятие администрацией Смидовичского городского поселения мер по постановке на кадастровый учет муниципального имущества является нарушением требований действующего законодательства, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – граждан, обращающихся в администрацию городского поселения с целью приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе может повлечь нарушение требований законодательства при предоставлении гражданам земельных участков вблизи указанного имущества в связи с отсутствием установленных границ муниципального имущества.

Учитывая, что указанные в иске прокурора объекты недвижимости являются муниципальным имуществом, право собственности на них не зарегистрировано в ЕГРН, при этом ответчик обязан обеспечивать надлежащее содержание принадлежащего ему муниципального имущества, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, а также принцип разумности и необходимость обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что для выполнения решения суда необходимы значительные финансовые затраты и время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2023 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН <***>) об обязании к совершению определенных действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 31.12.2023 года обратиться в территориальный орган федерального органа государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости, с приложением всех необходимых документов за осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости:

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

квартира по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

квартира по адресу: <...> Октября, д. 5, кв. 1;

квартира по адресу: <...> Октября, д. 6, кв. 2;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> Октября, д. 9;

квартира по адресу: <...> Октября, д. 10, кв. 2;

квартира по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>.

Обязать администрацию Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 31.12.2023 обратиться в территориальный орган федерального органа государственной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации прав с приложением всех необходимых документов за осуществлением государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении следующих объектов недвижимости:

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

квартира по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

квартира по адресу: <...> Октября, д. 5, кв. 1;

квартира по адресу: <...> Октября, д. 6, кв. 2;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...> Октября, д. 9;

квартира по адресу: <...> Октября, д. 10, кв. 2;

квартира по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>;

2-х квартирный жилой дом по адресу: <...>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Пешкова

Решение в окончательной форме изготовлено 15.08.2022 г.