Дзержинский городской суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Дзержинский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-421/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тихомировой С.А., с участием истца Кузьмина Е.А., представителей ответчика Михайлычевой Е.Н., Лебедевой Ю.Ю.,
при секретаре Николаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина Евгения Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Кузьмин Е.А.обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 16.11.2010 года он обратился в УПФ РФ по г. Дзержинску Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ по Списку № 1. 02.12.2010г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии сохранено мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет (Список № 1) и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока (т.е. 5 лет) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 данного Закона, на один год за каждый полный год такой работы. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. 11.07.2002г. Постановлением Правительства РФ № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсия в РФ». 18.07.2002г. Постановлением Правительства РФ № 537 установлены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия в соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым во вредных условиях труда применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. № 10. При этом время выполнявшихся работ до 01.01.92г. может засчитываться в специальный стаж в соответствии со Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56г. № 1173. Поскольку специальный стаж истец выработал до 01.01.1992г. в условиях, когда пенсии в СССР назначались в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г. и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972г. № 590, то при обращении за назначением пенсии истец претендовал на включение в специальный стаж работы по Списку № 1 следующих периодов: с 04.11.76г. по 25.10.78г.- период прохождения военной службы по призыву (1 год 11 месяцев 21день); с 13.08.84г. по 23.09.86г. и с 12.08.91г. по 28.10.91г.- периоды работы по Списку № 1 на (2 года 3 месяца 27 дней); с 23.09.86г. по 09.08.91г. -период работы на выборной должности ( 4 года 10 месяцев 16 дней). Таким образом, специальный стаж по Списку № 1 составляет 9 лет 2 месяца 4 дня, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста для мужчины 60 лет на 9 лет и назначения пенсии в 51 год. Поскольку заявление о назначении пенсии истец подал только 16.11.2010г., то просит назначить пенсию с указанной даты. Отказывая в назначении пенсии, ответчик включил в специальный стаж истца только период работы по Списку № 1, период прохождения службы по призыву и частично период работы на выборной должности (4 месяца 6 дней). По подсчету ответчика специальный стаж истца по Списку № 1 составил 4 года 7 месяцев 24 дня. С чем истец не согласен. Положения Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. № 8-П и Определение от 05.11.2002г. № 320-О указал то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию. Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами ч.3 ст.26 Федерального закона от 12.01.1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ч.2 ст.375 Трудового кодекса РФ, которыми предусмотрено, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы, в том числе и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок. Нормы Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях. Закон «О трудовых пенсиях в РФ» содержит норму о том, что принятые до его вступления в силу другие федеральные законы, и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. По теории права в случаях конкуренции между собой норм одинаковой юридической силы, применяется норма, принятая позднее. Трудовой кодекс РФ был принят позднее, чем был принят Закон «О трудовых пенсиях в РФ», и вступил в силу также позднее указанного закона. Кроме того, норма ст.375 Трудового кодекса РФ и ст.26 закона о профсоюзах является специальной и, следовательно, обладает преимуществом по отношению к нормам закона «О трудовых пенсиях в РФ», так как регулирует специфику подсчета стажа именно у профсоюзных работников. В соответствии со ст.424 Трудового кодекса РФ он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения его в действие, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Правоотношения между истцом и ответчиком возникли с момента обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. с 16.11.2010г. Соответственно, право истца на досрочную пенсию с 16.11.2010г. должно рассматриваться с учетом норм нового Трудового кодекса РФ. Истец просит обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж по Списку № 1 весь период работы на выборной должности с 23.09.1986 года по 09.08.1991 года в качестве , и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 16.11.2010 года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Михайлычева Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Кузьмина Е.А. не признала, показала, что правом на пенсию по старости на льготных условиях в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пользуются мужчины по достижении 50 лет, если они трудились на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если мужчины отработали во вредных условиях не менее половины (5 лет)установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного возраста (60 лет) на один год за каждый год такой работы.
Согласно представленных документов, специальный стаж работы Кузьмина Е.А. в по Списку № 1 с 13.08.1984г. по 23.09.1986г. составляет 2 года 03 месяц 27 дней.
Кроме того, у истца имеются периоды службы в составе Вооруженных Сил СССРс 04.11.1976г. по 25.10.1978г. (продолжительностью 1 год 11 месяцев 21 день) и период выборной работыс 23.09.1986г. по 09.08.1991г. в качестве (продолжительностью 4 года 10 месяцев 15 дней).
Статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев).
В соответствии с п. 2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ полномочия по утверждению Списков соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, в которых должны быть заняты работники, а также Правила исчисления периодов работы и назначения досрочных трудовых пенсий предоставлены Правительству РФ. Правительством РФ изданы следующие постановления:
от 18.07.2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий идолжностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старостив соответствии со ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г.»
от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. М 173-ФЗ».
Согласно Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в соответствии со Списками № 1 и № 2, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме того, данными правилами предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение периодов иной деятельности (служба в армии, работа на выборных должностях) Правилами № 516 не предусмотрены.
Периоды общественно полезной деятельности является особым видом деятельности.
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы, выборной работы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006г. № 380-О).
Таким образом, уистца отсутствует требуемая минимальная продолжительность специального стажа работы (5 лет), необходимая для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1 в возрасте 55 лет. На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости возраст истца составил 52 года,стаж по Списку № 1 стаж составил 2 года 03 месяца 27 дней.
В своем исковом заявлении истец ссылается на Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (принят ГД ФС РФ от 08.12.1995г.) и одновременно указывает нормы Положения от 03.08.1972г. № 590, который действовал в рамках закона от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях». Это два различных документа, которые действовали в разное время и реализовывали разные правоотношения.
Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 реализовывало порядок назначения и выплаты государственных пенсий до 01.01.1992г. Именно данным положением предусмотрено, что наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы в специальный стаж включаются иные периоды общественно полезной деятельности, в том числе, выборная работа. Пунктом 109 данного Положения, определено что деятельность, приравненная к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение,учитывается в размере, не превышающим имеющегося стажа работы, предусмотренной в Списках№ 1 и № 2.
Предметом регулирования Федерального закона № 10-ФЗ от 12.01.1996г. являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).
Указанным законом не дано понятие специального стажа и не определен порядок исчисления специального стажа работы. Следовательно, данным законом нельзя руководствоваться при определении права на досрочное назначение пенсии по старости.
Определение права предусмотрено лишь пенсионным законодательством РФ, который дает понятие специального стажа и порядок исчисления периодов работы. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в производствах, работах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списках № 1 и № 2, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
Таким образом, ссылка истца на Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в соответствии с которым периоды работы на выборных должностях должны быть учтены в специальный стаж при рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1, не обоснована.
В период работы Кузьмина Е.А. действовал Кодекс законов о труде, утвержденный ВС РСФСР 09.12.1971г. Нормой ст.110 кодекса включение периодов работы на выборных должностях в специальный стаж работы не было предусмотрено в качестве гарантий для рабочих и служащих, избранных на выборные должности.
Утверждение истца о том, что нормами ст.375 ТК РФ предусмотрено включение время работы на выборных должностях включается в стаж работы, в том числе, и на вредном производстве также необоснованно. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ был принят ГД ФС РФ 21.12.2001г. и регулирует правоотношения, возникшие после вступления его в силу.
На момент оставления Кузьминым Е.А. работы в первичной профсоюзной организации и работы по Списку № 1, действующее пенсионное законодательство, закон от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» не предусматривало досрочное пенсионное обеспечение со снижением возраста. Следовательно, истцу было известно, что у него отсутствовало право на досрочное пенсионное обеспечение. Из этого следует что права Кузьмина Е.А не нарушены.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы,и само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ст. 19, ч.1, Конституции РФ) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ст39, ч. 1, Конституции РФ).
Вместе с тем, в соответствии с разъяснением Минтруда России № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27. 28 и 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением № 70 от 17.10.2003г., при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, указанный стаж может исчисляться по нормам ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства СССР (Закон от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях»).
В рамках Закона от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» действовало Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972г. № 590, согласно которому, наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы было предусмотрено включение в специальный стаж иных периодов общественно полезной деятельности.
В соответствии с Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 03.08.1972г. № 590 к работе по Списку № 1 может быть приравнена:
служба в составе Вооруженных Сил СССР в период с 04.11.1976г. по 25.10.1978г. (продолжительностью 1 год 11 месяцев 21 день) так как она предшествовала льготной работе;
выборная работа в профкоме с 23.09.1986г., так как льготная работа по Списку № 1 предшествовала работе до избрания на выборную должность.
Однако, пунктом 109 Положения о назначении и выплате государственных пенсий, утвержденного постановлением Министра СССР от 03.08.72г., определено, что деятельность, приравненная к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение,учитывается в размере, не превышающим имеющегося стажа работы, предусмотренной в Списках№ 1 и№2.
Общая продолжительность специального стажа работы по Списку №1 Кузьмина Е.А. составляет всего 2 года 3 месяца 27 дней.Следовательно, к имеющемуся стажу работы могут быть приравнены периоды иной общественно полезной деятельности в размере, не превышающем 2 года 3 месяца 27 дней.
Поскольку к специальному стажу работы приравнивается период службы в Советской Армии продолжительностью 1 год 11 месяцев 21 день,следовательно, выборная работа может быть приравнена к работе по Списку № 1 только в размере, не превышающем 4 месяца 6 дней (при этом суммарно периоды службы и выборной работы, приравниваемые к работе по списку №1 составят 2 года 3 месяца 27 дней).
Таким образом, продолжительность специального стажа по Списку № 1 Кузьмина Е.А. по нормам ранее действующего законодательства составляет 4 года 7 месяцев 24 дняи складывается из следующих периодов: работа в (общей продолжительностью 2 года 3 месяца 27 дней)- с 13.08.1984г. по 23.09.1986г. -с 12.08.1991г. по 28.10.1991г.; служба в составе Вооруженных сил СССР (продолжительностью 1 год 11 месяцев 21 день с 04.11.1976г. по 25.10.1978г.; работа на выборной должности - с 23.09.1986г. продолжительностью 4 месяца 6 дней.
Продолжительность специального стажа по Списку № 1 - 4 года 7 месяцев 24 дня не дает Кузьмину Е.А. право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №1.
В соответствии с пп. «а» пункта 16 Положения от 03.08.1972г. право на пенсию по старости на льготных условиях за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку №1) предоставлялось мужчинам по достижении возраста 50 лет только при наличии у них стажа работы не менее 20 лет, при этом работа с вредными условиями труда должна быть не менее половины всего стажа, необходимого для назначения пенсии (т.е. не менее 10 лет).
Таким образом, по ранее действующему законодательству от 14.07.1956г. специальный стаж Кузьмина Е.А. составляет 4 года 7 месяцев 24 дня. При определении права на досрочную пенсию по старости по Списку № 1 по нормам закона № 173-ФЗ стаж Кузьмина Е.А. составляет 2 года 03 месяца 27 дней. Следовательно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1 у истца отсутствует. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Лебедева Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании дополнительно пояснила, что для сохранения принципа правовой справедливости и равенства по отношению к неопределенному кругу лиц, во избежание нарушений основного принципа осуществления льготного пенсионного обеспечения, в целях принятия обоснованного решения просим суд учесть все необходимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.В определениях Верховного Суда РФ, представленных истцом, рассматривается отсутствие в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» соответствующих изменений, которые позволили бы включать период осуществления профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Данный факт УПФР по г. Дзержинску не оспаривается. Действующее пенсионное законодательство действительно не содержит нормы предусматривающей порядок подсчета и включения время работы на выборных должностях в первичных профсоюзных организациях в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не смотря на тот факт, что Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» вступил в силу с 1996г., а Трудовой Кодекс РФ принят Государственной Думой 21.12.2001г. Время работы Кузьмина Е.А. в первичной профсоюзной организации совпадает с периодом действия Пенсионного законодательства, при котором установлен строгий порядок подсчета и включения в специальный стаж время работы на выборной должности. По документам, представленным Кузьминым Е.А. установлено, что время работы на выборных должностях в первичных профсоюзных организациях протекало именно тогда, когда пенсионным законодательством при подсчете специального стажа работы включалась работа в первичных профсоюзных организациях, но при определенных условиях.
Так, в соответствии с п.97 и п.109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» № 590 от 03.08.1972г. предусмотрено, что к льготной работе приравниваются иные периоды (служба в армии, выборная работа) в размере, не превышающим размер имеющегося стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В соответствии с указанным Положением стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Кузьмина Е.А. составляет 4 года 07 месяцев 24 дня в том числе фактический стаж по Списку № 1 составляет - 2 года 03 месяца 27 дней. Следовательно, к данной работе можно приравнять службу в Советской Армии и выборную работу суммарно в размере не более 2 года 03 месяца 27 дней. Продолжительность службы в Советской Армии - 1 год 11 месяцев 21 день, следовательно, выборная работа, которую можно включить в льготный стаж будет составлять 4 месяца 6 дней (2 года 03 месяца 27 дней = 1 год 11 месяцев 21 день + 4 месяца 6 дней). Указанный подсчет подтверждает отсутствие у истца права на досрочное назначение пенсии, что опровергает его доводы о нарушенных Конституционных правах на досрочное пенсионное обеспечение. Также считает, что пенсионное законодательство СССР от14.07.1956г. «О государственных пенсиях» не предусматривало назначение пенсии со снижением пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу. Поскольку истец на 01.01.1991 (дата отмены вышеуказанного Положения от 03.08.1972г.) не выработал полностью необходимый специальный стаж по Списку №1,как это предусмотрено разъяснением Минтруда России № 4 от 17.10.2003г., то истец не имеет право на назначение льготной пенсии с уменьшением возраста, а исчисление стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доводы сторон, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п 1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27, правила исчисления периодов работы и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
11.07.2002 г. Постановлением Правительства РФ № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
18.07.2002г. Постановлением Правительства РФ № 537 установлены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым во вредных условиях труда применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. № 10. При этом время работ, выполнявшихся до 01.01.92г., может засчитываться в специальный стаж в соответствии со Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56г. № 1173.
В соответствии с Правилами № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в соответствии со Списками № 1 и № 2, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Включение периодов иной деятельности (служба в армии, работа на выборных должностях) Правилами № 516 не предусмотрены.
Судом установлено, что 16.11.2010г. Кузьмин Е.А. обратился в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда по Списку № 1. Решением комиссии от 25.11.2010г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ( л.д.40-42).
Ответчик включил в специальный стаж истца следующие периоды: с 04.11.1976г. по 25.10.1978г. -служба в рядах Советской Армии (1 год 11 месяцев 21 день); с 13.08.1984г. по 23.09.1986г. - работа в по Списку № 1 ( 2 года 1 месяц 11 дней); с 24.09.1986г. ( 4 месяца 6 дней)- работа на выборной должности; с 12.08.1991г. по 28.10.1991г. -работа в по Списку № 1 ( 2 месяца 16 дней), не включив в специальный стаж по Списку № 1 весь период работы Кузьмина Е.А. с 23.09.1986г. по 09.08.1991г. на выборной должности в качестве , указав, что продолжительность специального стажа по Списку № 1- 4 года 7 месяцев 24 дня не дает Кузьмину Е.А. право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1.
Суд находит доводы ответчика обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца он: с 04.11.1976г. по 25.10.1978г. он проходил службу в рядах Советской Армии; работал с 13.08.1984г. по 23.09.1986г. в в цехе ; 24.09.1986г. по 09.08.1991г. являлся ; с 12.08.1991г. по 28.10.1991г. в в цехе ; с 28.10.1991г. по 26.03.1993г. в цехе ; с 26.03.1993г. по 26.10.2001г. в Г.П. производства и реализации готовой продукции; ; ; ; ; (л.д.10-16).
В соответствии с Определением Верховного суда РФ от 9 июля 2010 г. N 81-В10-4 следует, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и части 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы, в том числе и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок.
Вместе с тем, следует учесть, что в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшим на момент начала работы истца освобожденным профсоюзным работником на выборной должности, а также частью 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и частью 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.
Также в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажаработы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Установлено, что истец работал во вредных условиях труда по Списку № 1 в период с 13.08.1984г. по 23.09.1986г. и с 12.08.1991г. по 28.10.1991г., специальный стаж истца составляет 2 года 3 месяца 27 дней, в соответствии с указанным Положением к данной работе можно приравнять службу истца в Советской Армии и работу на выборной должности, то есть, 1 год 11 месяцев 21 день и 4 месяца 6 дней соответственно, что ответчиком произведено.
В соответствии с п.1 Разъяснения Минтруда РФот 17 октября 2003 г. N 4 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Таким образом, истцом необходимый специальный стаж по Списку № 1 на дату отмены Положения от 03.08.1956г. (01.01.1991г.) не выработан, минимальная продолжительность специального стажа работы, необходимая для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1 в возрасте 55 лет отсутствует, в связи с чем право на досрочную пенсию по старости по Списку № 1 у истца также отсутствует. В связи с указанными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования о включении в специальный стаж по Списку № 1 всего периода работы на выборной должности истца с 23.09.1986г. по 09.08.1991г. в качестве и назначения пенсии с 16.11.2010г. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Кузьмину Евгению Александровичу к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости- отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.
Судья п\п С.А.Тихомирова
Копия верна
Судья С.А.Тихомирова
Секретарь Е.С.Николаева