ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4211 от 22.11.2011 Ачинского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Ачинский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Ачинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4211(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года   г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Юшиной И.П.

с участием представителя процессуального истца ФИО1

при секретаре Бычковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО2, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности обустроить вход в помещение пандусами, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании незаконным бездействия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение, возложении обязательств обустроить вход в помещение пандусами, мотивируя свои требования тем, что проведенной проверкой установлено нарушение собственником помещения магазина «А», расположенного по адресу: <...> дом законодательства о социальной защите инвалидов, так как вход в указанное здание магазина не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов. Предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле продовольственными товарами, однако вопрос об оборудовании входа в здание специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в настоящее время не решен, в связи с чем, данное бездействие является незаконным, нарушающим права инвалидов, поэтому прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать ИП ФИО2 оборудовать вход в помещение магазина «А» пандусами в течение 6 месяцев.

На основании определения суда от 08 ноября 2011 года в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска (л.д.)

В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора помощник прокурора поддержала заявленные требования, просит возложить обязательства по установлению пандуса на собственника здания- КУМИ администрации г.. Ачинска, на заявленных требованиях о возложении обязательств на ФИО2 не настаивает.

Ответчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие в прежнем судебном заседании против данного иска возражал, поскольку он является арендатором спорного жилого помещения, собственником магазина является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска, без согласия которого по договору аренды № 1052 от 14 июня 2006 года он не вправе производить переустройства. Кроме того, в силу ст.612 ГК РФ ответственность за недостатки сданного в аренду имущества несет также арендодатель.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 9 указанного закона определено, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (ст. 15 закона).

Как установлено по делу, ФИО2 с 03 октября 2002 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением, в частности розничной торговли продовольственными товарами (л.д.11-15).

На основании распоряжения главы Ачинска от 13 июня 2006 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска ИП предоставлено в аренду сроком до 01 июня 2021 года нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> дом. (л.д. 16) 14 июня 2006 года заключен договор аренды № 1052 (л.д. 17-18) Данное помещение является магазином «А», в котором осуществляется розничная торговля продовольственными товарами.

07 октября 2011 г. Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения магазином «А» требований закона «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. При осмотре территории помещения установлено, что вход в здание магазина пандусами не оборудован, что является нарушением прав инвалидов по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры. (л.д. 6)

Таким образом, суд полагает, что данным бездействием Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска нарушает требования закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что при этом нарушаются конституционные права граждан, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать вход в помещение магазина «А» пандусами, при этом определить срок для исполнения решения суда.

Суд соглашается с доводами соответчика ФИО2 в том, что он не вправе производить переустройство помещения без согласия собственника спорного нежилого помещения согласно п. 2.2.4 договора аренды № 1052, а потому не несет ответственность за установку пандусов.

В соответствии со ст. 616, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 19.10.2011) Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Как видно из п.п 2.2.3 и 2.2.4 указанного договора, арендатор обязан производить за счет собственных средств текущий ремонт объекта аренды по мере его необходимости. Не производить капитальных ремонтов, перепланировок, переоборудования, реконструкции объекта аренды без письменного разрешение арендодателя, порядок, условия и сроки проведения работ капитального характера на объекте аренды устанавливаются дополнительным соглашением. (л.д. 17)

Как следует из анализа положений пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства представляет собой ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Также, согласно пункту 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Таким образом, капитальный ремонт заключается в замене основных частей или элементов имущества. Капитальный ремонт направлен на недопущение аварийного состояния имущества, когда использование имущества по назначению становится невозможным или опасным.

В соответствии с действующим в настоящее время приложением N 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 под капитальным ремонтом понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Более того, из Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (вместе с "МДС 13-14.2000... ") видно, что в перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений входит частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов   и крылец, а также смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов.

При проведении капитального ремонта лестниц предусматривать устройство пандусов. ( п 4.8.8. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2010 по делу N А05-16646/2009 Текущий ремонт - это ремонт, который предупреждает преждевременный износ объекта аренды. Он состоит в систематическом и своевременном проведении работ по предохранению имущества от преждевременного износа и устранению возникающих повреждений и неисправностей. Так, текущий ремонт арендуемых помещений включает побелку, окраску, ремонт пола, стен и т.д.

В данном случае суд не усматривает устройство входа в помещение магазина «А», расположенного по адресу: г.Ачинск Красноярского края, 1 микрорайон, дом, пандусами как один из видов текущих работ, поскольку происходит существенное изменение или улучшение технических характеристик названного объекта недвижимости, именно вход в него, установка прочных и экономичных пандусов, улучшающих эксплуатационные возможности ремонтируемого объекта. А потому в иске к ФИО2 следует отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска по обеспечению условий для беспрепятственного доступа граждан в помещение магазина «А», расположенного по адресу: г.Ачинск Красноярского края 1 микрорайон, дом

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска обустроить вход в помещение магазина «А», расположенного по адресу: г.Ачинск Красноярского края, 1 микрорайон, дом пандусами в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В иске к ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Юшина И.П.