Д-2-4211/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2013 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,
при секретаре Ковалевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спинка А. об оспаривании действий <адрес> таможни,
УСТАНОВИЛ:
Спинка А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий <адрес> таможни, ссылаясь на следующие обстоятельства:
17 мая 2013 года на порожнем составе грузовых транспортных средств - грузовом автомобиле <данные изъяты> с полуприцепом <данные изъяты> он прибыл на таможенный пост МАПП <адрес> таможни с целью убытия с таможенной территории <адрес>. В таможенный орган им были представлены все необходимые документы для убытия с территории Таможенного союза. Инспектор таможенного поста после принятия документов сообщил о необходимости прохождения осмотра автомобиля и прицепа с использованием инспекционно-досмотрового комплекса, в таможенной декларации на транспортной средство была сделана запись «Направление на ИДК». Он сообщил инспектору таможни, что проходит регулярно осмотры как при ввозе, так и при вывозе грузов в <адрес> и из <адрес> часто пересекает границу <адрес> и при каждом пересечении границы производится осмотр с использованием ИДК. Также он сообщил, что является законопослушным перевозчиком, и что в его большегрузной автомашине товаров и предметов, в отношении которых имеются ограничения при пересечении границы, нет. В связи с этим, он сообщил, что не желает, чтобы его автомобиль облучали при каждом пересечении границы, потому что считает, что при каждом осмотре с использованием ИДК излучения накапливаются в автомобиле и это обстоятельство может принести существенный вред здоровью.
В результате осмотра грузового состава транспортных средств - грузового автомобиля <данные изъяты> с использованием ИДК никаких нарушений таможенных правил выявлено не было. Он считает, что у должностных лиц таможенного поста не было никаких оснований для направления его порожнего автомобиля на таможенный осмотр с использованием ИДК, так как, насколько ему известно, направление на осмотр с использованием ИДК возможно только в случае наличия оснований для этого. Указанные действия должностных лиц таможенного поста МАПІІ <адрес> таможни нарушают его право на пересечение таможенной границы между <адрес>, а также таможенный осмотр с использованием ИДК занимает много времени, подвергая при каждом пересечении границы радиационному излучению автомобиль, наносят существенный вред его здоровью.
Заявитель просит суд признать незаконными действия таможенного поста МАПП <адрес> таможни по проведению 17.05.2013 в отношении грузового состава транспортных средств - грузового автомобиля <данные изъяты> таможенного осмотра с использованием ИДК.
Спинка А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель <адрес> таможни ФИО1 требования заявителя не признал, представил письменные возражения на заявление, указывая следующее:
Согласно ст.193 Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств» таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу государства, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством. Пунктом 31 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза. Согласно пункту 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. В соответствии с п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений (статья 161 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 3 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме. Согласно пункту 4 статьи 115 ТК ТС таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта. В соответствии с п.1 ст.107 ТК ТС в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам. Согласно ст.169 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509 утверждены Перечень технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля, и Порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации. На основании Приложения №1 к указанному Приказу таможенные органы РФ при проведении таможенного контроля в том числе вправе применять: передвижную рентгенотелевизионную установку (п.1.4), переносную рентгенотелевизионную установку (п.1.5), ИДК стационарные для контроля габаритных грузов и транспортных средств (п.3.2). Из п.9 Приложения №2 к указанному Приказу следует, что технические средства таможенного контроля могут использоваться при таможенном контроле любых товаров и грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок, всех видов транспортных средств. Из вышеперечисленных положений следует, что законодательно не установлено какое-либо ограничение в возможности использования мобильного инспекционно-досмотрового комплекса при проведении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, если это не наносит декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений. Порядок действий должностных лиц таможенных органов при принятии решения о проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК и проведении таможенного осмотра с использованием ИДК установлен Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, утвержденной приказом ФТС России от 09.12.2010 № 2354. Согласно п.12 Инструкции, таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:
а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося(ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;
б) по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа.
В соответствии с п.42 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, утвержденной приказом ФТС России от 06 июня 2011 года №1200, должностное лицо таможенного поста независимо от выявления риска, содержащегося в профиле риска, уполномочено применить меры по минимизации рисков, перечень которых приведен в приложении №6 к Инструкции с пометкой «Без ПР», в том числе и таможенный осмотр с использованием ИДК. Относительно довода, что автотранспортное средство подвергается негативному излучению, следует отметить, что мобильный инспекционно-досмотровый комплекс соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 16.04.2010 № № В соответствии с отчетом научного комитета ООН по воздействию атомной радиации на организм человека действующая эффективная доза облучения в год составляет около 2,8 мЗв, такая доза эквивалентна 500 сканированиям на ИДК. Таким образом, указанные в заявлении действия должностных лиц таможенного поста МАПП <адрес> таможни являлись правомерными.
Выслушав объяснения представителя <адрес> таможни, изучив материалы дела, суд признает рассматриваемое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Из содержания рассматриваемого заявления следует, что заявитель оспаривает проведение таможенного досмотра в отношении его автомобиля 17.05.2013г. на посту <адрес> таможни с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса. Заявитель считает, что при осмотре ИДК излучения накапливаются в автомобиле, что может принести вред его здоровью, а также, что у должностных лиц таможенного поста <адрес> таможни не было оснований для направления его автомобиля на осмотр ИДК, так как, по его мнению, направление на ИДК возможно только в случае наличия существенных оснований для этого. Такие утверждения заявителя нельзя признать основанными на законе.
В соответствии с п.2 ст.95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.
Согласно пункту 4 статьи 115 ТК ТС таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.
Приказом ФТС России от 21.12.2010 №2509 утверждены Перечень технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля, и Порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации. Согласно этому приказу таможенные органы РФ при проведении таможенного контроля вправе применять ИДК при таможенном контроле любых товаров и грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок, всех видов транспортных средств.
На основании п.12 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов таможенный осмотр с использованием ИДК проводится в частности, по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа в соответствии с пунктом 38 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков. Согласно п.13 данной Инструкции таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях, если габариты товаров и (или) транспортных средств не соответствуют техническим возможностям ИДК; товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения (перечень товаров приведен в Приложении №1 к Инструкции). На основании п.14 Инструкции при невозможности осуществления таможенного осмотра с использованием ИДК в отношении всех товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю (количество товаров и транспортных средств превышает возможности ИДК получить их рентгеновские изображения и провести анализ информации, полученной с использованием ИДК), должностные лица таможенных органов осуществляют выявление товарных партий, к которым применяется таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК, на основании пункта 1 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза в порядке, установленном Инструкцией по рискам. Согласно п.15 Инструкции решение о применении таможенного осмотра с использованием ИДК без указания о профиле риска или срочном профиле риска принимает должностное лицо таможенного органа, ответственное за принятие решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.
Мобильный ИДК соответствует государственным санитарно эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением №№ от 16.04.2010г.
По данным документации производителя ИДК <данные изъяты> по воздействию атомной радиации на организм человека действующая эффективная доза облучения в год составляет около 2,8 мЗв, т.е. нет вредного воздействия.
Таким образом, у заявителя нет оснований для утверждений о нарушении его прав проведением таможенного досмотра с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Спинка А. в удовлетворении заявления об оспаривании действий <адрес> таможни по проведению таможенного осмотра грузового состава транспортных средств с использованием ИДК отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца.
Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.