ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4212/19 от 24.01.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-823/2020

91RS0024-01-2019-005001-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 27 января 2020 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием истца ФИО1, ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к директору общества с ограниченной ответственностью «Институт экологии землеустройства и проектирования» ФИО2, Администрации г. Ялта Республики Крым о признании необоснованным отказа от составления межевого плана, возложении обязательства составить межевой план, признании решения действующим,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта), директору ООО «Институт экологии землеустройства и проектирования» ФИО2 о признании необоснованным отказа в составлении межевого плана в порядке завершения оформления прав на земельный участок, возложении обязательства составить межевой план на земельный участок, расположенный <адрес>, признании действующим п. 1.3 решения Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 29 мая 2006 г. №<номер> о даче разрешения на сбор материалов по выбору земельного участка для ведения садоводства.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа от 15 октября 1981 г. №<номер> совхоза-завода «Ливадия» объединения «Массандра», а в дальнейшем приказа от 21 февраля 1989 г. №<номер> истцу и иным работникам указанного предприятия с целью ведения садоводства был передан в пользование земельный участок, расположенный за границами населенного пункта Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым, севернее съезда с автомобильной дороги Симферополь-Ялта-Севастополь на ул. Горького. В процессе надлежащего оформления земельного участка Гаспринский поселковый совет Автономной Республики Крым решением от 26 октября 2001 г. №<номер> дал согласие на сбор материалов с целью составления проектов выделения земельных участков. Впоследующем решением 15 сессии 5 созыва Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 29 мая 2006 г. №<номер> истцу дано разрешение на сбор материалов по выбору земельного участка для ведения садоводства. Вместе с тем реализовать данное решение истец не смог, так как Управление главного архитектора Ялтинского городского совета, как орган градостроительства и архитектуры, согласование которого является обязательным в процессе оформления в собственность земельного участка, отказало в таком согласовании. В связи с данным отказом истец и иные пользователи земельных участков вынуждены были обратиться в суд за защитой нарушенного права. Постановлением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 14 мая 2009 г. по иску, в том числе истца, на Управление главного архитектора г. Ялты возложена обязанность находящиеся в пользовании граждан и испрашиваемые земельные участки включить в схему генерального плана и повторно рассмотреть заявления о согласовании материалов для передачи земельных участков в собственность. Вместе с тем решение суда не было исполнено по независящим от истца причинам, а именно в связи с принятием генеральных планов Большой Ялты, их отменами и т.д. В настоящее время решение 15 сессии 5 созыва Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 29 мая 2006 г. №<номер> о даче согласия на изготовление проекта отвода земельного участка является действующим, вместе с тем в связи с изменением в государственном устройстве Республики Крым требует подтверждения, а его оформление проводится только после составления межевого плана на земельный участок. Обратившись к кадастровому инженеру в ООО «Институт экологии землеустройства и проектирования» для проведения геодезических работ, составления межевого плана, истец получил отказ директора данного юридического лица, так как, по его мнению, решение органа местного самоуправления, на основании которого истец пытается разрешить свой земельный вопрос, является недействительным.

В судебном заседании истец требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, пояснил следующее. Представленное истцом решение на сбор материалов по выбору земельного участка не является решением, на основании которого возможно завершение оформления прав на земельный участок, в связи с чем истцу было отказано в заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ по составлению межевого плана. Кроме того, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером – физическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Вместе с тем, являясь директором в ООО «Институт экологии землеустройства и проектирования», он не является и не являлся кадастровым инженером, с истцом не заключался договор подряда на выполнение кадастровых работ по составлению межевого плана на основании решения 15 сессии 5 созыва Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 29 мая 2006 г. №<номер>.

Ответчик Администрация г. Ялта, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, о причинах его неявки не сообщила.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Ялта.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением 15 сессии 5 созыва Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 29 мая 2006 г. №<номер> ФИО1 дано разрешение на сбор материалов по выбору земельного участка ориентировочной площадью 0,04 га для ведения садоводства по адресу: <адрес>

Постановлением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 14 мая 2009 г. признаны противоправными действия Управления главного архитектора Ялтинского городского совета об отказе в утверждении схемы генерального плана земельных участков, расположенных по адресу: г. Ялта, за пределами населенного пункта пгт. Гаспра, севернее съезда с автомобильной дороги Симферополь-Ялта-Севастополь, выше <адрес>, которые проектируются к отводу для ведения садоводства, в том числе ФИО1, а также о предоставлении истцам соответствующего заключения Управления главного архитектора Ялтинского городского совета; на данное Управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявления истцов о согласовании схемы генерального плана земельных участков.

На момент принятия Гаспринским поселковым советом Автономной Республики Крым вышеуказанного решения порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.

Так, п. «б» ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее – ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.

Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В пп. «б» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно ст. 13 Закона № 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (ч. 1). Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с п. 4 Порядка № 313 завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В соответствии с п. 5 Порядка № 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014г. N78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом Республики Крым; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом Республики Крым.

Во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. № 37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).

Требования к заявлению о предоставлении земельного участка содержаться в п. 5 Правил № 37, оно должно содержать, в том числе, просьбу о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (бесплатно, за плату, в собственность или аренду).

Согласно п. 6 Правил № 37 к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается, в частности кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета.

Таким образом, для представления кадастрового паспорта земельного участка необходимо провести кадастровые работы, по их результатам составить межевой план, который является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Из объяснений истца и ответчика ФИО2 следует, что истец обращался в ООО «Институт экологии землеустройства и проектирования» в целях заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ по составлению межевого плана.

Согласно письму директора ООО «Институт экологии землеустройства и проектирования» ФИО2 представленное ФИО1 решение 15 сессии 5 созыва Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 29 мая 2006 г. №<номер> в соответствии с действующим законодательством не является основанием для составления межевого плана в порядке завершения оформления прав на земельный участок.

Поскольку истцом представлено решение органа местного самоуправления о даче разрешения на сбор материалов по выбору земельных участков, суд соглашается с доводами ответчика ФИО2, что данное решение не относится к решениям, указанным в ч. 1 ст. 13 Закона № 38-ЗРК, п. 4 Порядка № 313 – о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., следовательно, на основании данного решения невозможно завершение оформления прав на земельный участок.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Вместе с тем судом установлено отсутствие у истца права на завершение оформление прав на земельный участок, в связи с чем требования о признании необоснованным отказа от составления межевого плана, возложении обязательства составить межевой план, признании решения действующим не направлены на защиту прав истца и не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к директору общества с ограниченной ответственностью «Институт экологии землеустройства и проектирования» ФИО2, Администрации г. Ялта Республики Крым о признании необоснованным отказа от составления межевого плана, возложении обязательства составить межевой план, признании решения действующим.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева