ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4212/2023 от 06.09.2023 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0035-01-2023-004008-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2023 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Секретаревой И.А., при секретаре Крыловой Ю.Е., с участием представителя истца ФИО8., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4212/2023 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью СК «Крепость», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности по организации учета в области обращения с отходами,

установил:

в обоснование исковых требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ФИО4 об утилизации строительных отходов при исполнении муниципального контракта от 01.06.2020 проведена проверка исполнения ООО СК «Крепость» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что хозяйственная деятельность ООО СК «Крепость» осуществляется без учета требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

ООО СК «Крепость» зарегистрировано при создании в качестве юридического лица 27.03.2007, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 1073811002528.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17.03.2023 ООО СК «Крепость» основным видом деятельности организации является строительство жилых и нежилых зданий, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - управляющий-индивидуальный предприниматель ФИО1. Согласно приказу от 15.09.2022 ФИО1 вступил в должность единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» на период с 15.09.2022 по 15.09.2027.

ООО СК «Крепость» заключен муниципальный контракт от 01.06.2020 на строительство культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования по адресу: Адрес.

В соответствии с п. 5.4.39. Муниципального контракта ООО СК «Крепость» выполняет весь комплекс работ по обращению с отходами производства и потребления, является собственником и образователем отходов при работе на объекте, осуществляет все расчеты и платежи, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, несет все риски, связанные с деятельностью по образованию отходов, разрабатывает проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовывает его в Росприроднадзоре и получает лимиты на образование отходов от своего имени.

ООО СК «Крепость» достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, образовавшихся в процессе строительства по муниципальному контракту от 01.06.2020, не обеспечена.

Согласно справке об объемах образования отходов при исполнении Муниципального контракта ООО СК «Крепость» объем отходов составил 834,61 тонны.

Вместе с тем, по данным журналов учета в области обращения с отходами на объекте строительства культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования по адресу: Адрес за период: 3 квартал 2020 года - 4 квартал 2022 года образованные отходы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам не передавались, а находились на хранении ООО СК «Крепость». Объем отходов составил 830,613 тонн, из них: за период 3 квартал 2020 года (образование/хранение) - 828,9 тонн; за период 4 квартал 2020 года (образование/хранение - 0,3 тонн; за период 1 квартал 2021 года (образование/хранение) - 0,3 тонн; за период 2 квартал 2021 года (образование/хранение) - 0,3 тонн; за период 3 квартал 2021 года (образование/хранение - 0,3 тонн; за период 1 квартал 2022 года (образование/хранение - 0,2 тонн; за период 2 квартал 2022 (образование/хранение - 0,2 тонн; за период 3 квартал 2022 года (образование/хранение) - 0,2 тонн; за период 3 квартал 2022 года (образование/хранение) - 0,2 тонн.

Согласно информации ООО СК «Крепость» от 28.02.2023 утилизация строительных отходов с эксплуатируемых объектов будет произведена в первом квартале 2023 года на основании договора с АО «Спецавтохозяйство» г. Иркутска, а согласно информации ООО СК «Крепость» от 01.02.2023 строительный мусор использовался для собственных нужд (отсыпка территории производственной площадки).

Согласно результатам визуального осмотра, проведенного 10.03.2023 сотрудниками МО МВД России «Тулунский» по поручению природоохранного прокурора, по адресу: Адрес находится индивидуальный жилой дом, какой-либо мусор вблизи дома отсутствует.

Таким образом, осуществляемый предприятием учет отходов противоречит письменным информациям, представленным по запросу природоохранной прокуратуры, не подтверждает передачу, хранение или использование образовавшихся при исполнении муниципального контракта отходов в объеме 834,61 тонны.

В ходе проверки установлено не составление и непредставление в уполномоченные органы статистической отчетности в области обращения с отходами (по форме 2-тп (отходы)) за период с 2 Адрес.

По фактам выявленных нарушений прокурором 28.04.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в службу государственного экологического надзора Иркутской области.

Кроме того, 17.03.2023 природоохранным прокурором ООО СК «Крепость» внесено представление, которое не получено и не рассмотрено, что указывает на отсутствие у прокурора иных способов восстановления законности и защиты прав заявителя, реализовавшего право на обращение в органы прокуратуры, гарантированного Конституцией РФ.

Истец просит обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01.10.2023 организовать в установленном порядке ведение достоверного учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, начиная с 01.06.2020; обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить представление в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории государственного статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020-2022 по всем видам образующихся отходов в срок до 01.10.2023; обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 рассчитать и оплатить в установленном законом порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель ответчика ООО СК «Крепость» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель ФИО5 представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ООО СК «Крепость» не согласна с заявленными требованиями, считает их необоснованными по следующим основаниям. Ответственным лицом в ООО СК «Крепость» за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе за обращением отходов, образуемых в ходе осуществления хозяйственной деятельности назначен ФИО2 - начальник производственного от 05 июня 2020 г. В связи с распространением короновирусной инфекции на территории Иркутской области во время производства работ по строительству Писаревского КДЦ, работа образовательных центров была ограничена. В своем ответе на запрос от 01 марта 2023 г. , ООО СК «Крепость» сообщило, что иных документов на обработку, утилизацию образованных отходов не имеет. Для подготовки полного комплекта документов, подтверждающих транспортирование отходов при строительстве ООО СК «Крепость» необходимо дополнительное время. В настоящее время полный комплект документов, подтверждающих транспортировку (путевые листы, накладные) предоставить не представляется возможным, по причине утилизации по истечении срока хранения. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Третье лицо глава Писаревского сельского поселения ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала.

Суд, выслушав представителя истца, обсудив доводы иска, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Судом установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ФИО4 об утилизации строительных отходов при исполнении муниципального контракта от 01.06.2020 проведена проверка исполнения ООО СК «Крепость» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что хозяйственная деятельность ООО СК «Крепость» осуществляется без учета требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО СК «Крепость» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.2007 (ОГРН 1073811002528). Основным видом деятельности организации является строительство жилых и нежилых зданий.

Управляющий - индивидуальный предприниматель ФИО1 является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Согласно приказу от 15.09.2022 ФИО1 вступил в должность единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» на период с 15.09.2022 по 15.09.2027.

Между ООО СК «Крепость» (подрядчик) и администрацией Писаревского сельского поселения (заказчик) заключен муниципальный контракт от 01.06.2020 на строительство культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования по адресу: Адрес.

В соответствии с п. 5.4.39. Муниципального контракта ООО СК «Крепость» взял обязательство выполнить весь комплекс работ по обращению с отходами производства и потребления, в том числе выступает собственником и образователем отходов, образующихся при работе на объекте, осуществляет все расчеты и платежи, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, несет все риски, связанные с деятельностью по образованию отходов, разрабатывает проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовывает его в Росприроднадзоре и получает лимиты на образование отходов от своего имени.

Рассматривая требования истца о возложении обязанности ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01.10.2023 организовать в установленном порядке ведение достоверного учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, начиная с 01.06.2020,, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее – Порядок).

Согласно п. 1 Порядка, порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно п. 8 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

В соответствии с п. 15 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В материалы дела представлен ответ ООО СК «Крепость» от 28.02.2023 на запрос и.о. межрайонного природоохранного прокурора, из которого следует, что все строительные отходы в период строительства перемещались на эксплуатируемые объекты ООО СК «Крепость». Утилизация строительных отходов с эксплуатируемых объектов будет произведена специализированной организацией в первом квартале 2023 года на основании договора со специализированной организацией АО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» города Иркутска.

На запрос Байкальской межрайонного природоохранного прокурора от 01.03.2023 о предоставлении информации и копии документов управляющим ООО СК «Крепость» ФИО1 дан ответ от 01.03.2023 , согласно которому площадка накопления строительного мусора № 1: объект строительства культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования по адресу: Адрес - с сентября 2020 года по июля 2021 года, объем строительного мусора по IVклассу опасности – 13,8 тонны, с сентября 2021 года по июль 2022 года, объем строительного мусора по IVклассу опасности – 1,2 тонны.

Площадка накопления строительного мусора № 2: Адрес «Б», с октября 2021 года по август 2022 года, объем строительного мусора по IVклассу опасности – 13,8 тонны, с октября 2022 года по январь 2023 года, объем строительного мусора по IVклассу опасности – 1,2 тонны. В дальнейшем строительный мусор использовался для собственных нужд (отсыпка территории производственной площадки). Иными документами по обращению с отходами не располагают.

К указанному ответу приложена справка ООО СК «Крепость» об объемах образования отходов при выполнении работ по строительству культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования по адресу: Адрес, в которой указаны следующие сведения.

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). Код по ФККО 7 33 100 01 72 4. Класс опасности IV - в объеме 1 тонны.

Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ. Код по ФККО 8 90 000 01 72 4. Класс опасности IV - в объеме 1 тонны

Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий. Код по ФККО 8 30 200 01 71 4. Класс опасности IV - в объеме 13 тонн

Остатки и огарки стальных сварочных электродов. Код по ФККО 9 19 100 01 20 5. Класс опасности V - 0,08 тонны

Прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная. Код по ФККО 4 04 190 00 51 5. Класс опасности V - 3,35 тонны.

Лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме. Код по ФККО 8 22 301 01 21 5. Класс опасности V - 455 тонн.

Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные. Код по ФККО 4 61 200 02 21 5, Класс опасности V - 0,48 тонны.

Лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме. Код по ФККО 8 22

201 01 21 5. Класс опасности V - 143,8 тонны.

Грунт, образовавшийся при ведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами. Код по ФККО 8 11 100 01 49 5. Класс опасности V - 216,9 тонны.

Исходя из указанной справки, объем отходов при исполнении муниципального контракта составил 834,61 тонны.

Однако, согласно данным журналов учета в области обращения с отходами на объекте строительства культурно-досугового центра Писаревского муниципального образования по адресу: Адрес за период: 3 квартал 2020 года - 4 квартал 2022 года, объем отходов составил 830,613 тонн, из них: за 3 квартал 2020 года (образование/хранение) - 828,9 тонны; за 4 квартал 2020 года (образование/хранение - 0,3 тонны; за 1 квартал 2021 года (образование/хранение) - 0,3 тонны; за 2 квартал 2021 года (образование/хранение) - 0,3 тонны; за 3 квартал 2021 года (образование/хранение - 0,3 тонны; за 1 квартал 2022 года (образование/хранение - 0,2 тонны; за 2 квартал 2022 (образование/хранение - 0,2 тонны; за период 3 квартал 2022 года (образование/хранение) - 0,2 тонны; за 3 квартал 2022 года (образование/хранение) - 0,2 тонны.

Таким образом, указанные в справке сведения относительно объема отходов при исполнении муниципального контракта отличаются от сведений, имеющихся в журнале учета в области обращения с отходами, что свидетельствует о том, что ООО СК «Крепость» не обеспечена достоверность учета размещенных отходов.

Кроме того, из материалов дела следует, что по поручению и.о. межрайонного природоохранного прокурора сотрудниками МО МВД «Тулунский» проведен осмотр площадок накопления строительного мусора. В результате визуального осмотра установлено, что по адресу: р. Адрес «Б» отходы от строительных и ремонтных работ, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лома железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме отсутствуют; по адресу: Адрес, находится индивидуальный жилой дом, какой-либо мусор вблизи дома отсутствует.

Таким образом, осуществляемый обществом учет отходов противоречит письменным информациям, представленным по запросу природоохранной прокуратуры, не подтверждает передачу, хранение или использование образовавшихся при исполнении муниципального контракта отходов в объеме 834,61 тонны.

Документы, подтверждающие количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, ответчиком не представлены так и в ходе судебного разбирательства.

Недостоверность учета по обращению с отходами не позволяет сформировать достоверные статистические сведения, нарушает права Российской Федерации на ведение государственной политики в области обращения с отходами в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 3 Федерального закона Об отходах производства и потребления", поскольку невозможно достоверно установить их количество, способ и вид обезвреживания и утилизации отходов, что может повлечь загрязнение почвы отходами, а также их несанкционированное размещение на территории муниципального образования.

С учетом анализа указанных правовых норм в совокупности с анализом представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что ООО СК «Крепость» не обеспечена достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 организовать в установленном порядке ведение достоверного учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, начиная с 01.06.2020 являются законными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требования истца об обязании ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить представление в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории государственного статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020-2022 по всем видам образующихся отходов в срок до 01.10.2023, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В пункте 2 Приказа Росстата от 09.10.2020 N 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" указано, что форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.

Согласно письму Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее – Управление) от 06.03.2023, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду ООО СК «Крепость» в Федеральный и Региональный государственный реестр объектов HBOC не включены. В адрес Управления ООО СК «Крепость» с заявлением и материалами для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не обращалось. Ежегодный отчет по форме 2-ТП (отходы), декларация о плате за HBOC в указанный период О СК «Крепость» не предоставлялись. Плата за HBOC за указанный период не вносилась.

ООО СК «Крепость» лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности Управлением не выдавалась.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт неисполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности представлять отчет по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.

Доказательств обратного в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

В связи с чем, суд находит требования истца об обязании ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить представление в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории государственного статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020-2022 по всем видам образующихся отходов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая дату принятия решения суда по настоящему делу, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда – до 01.12.2023.

Рассматривая требования истца об обязании ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 рассчитать и оплатить в установленном законом порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах".

В силу ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

В силу статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок и сроки внесения такой платы предусмотрены статьями 16.3 и 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как указано ранее, по информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, ответчиком ООО СК «Крепость» плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась.

Доказательств обратного в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Учитывая приведенные нормы права, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает необходимым обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 рассчитать и оплатить в установленном законом порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду.

17.03.2023 природоохранным прокурором ООО СК «Крепость» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое, как следует из искового заявления, не получено и не рассмотрено.

По фактам выявленных нарушений прокурором 28.04.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО СК «Крепость», предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в службу государственного экологического надзора Иркутской области.

28.06.2023 службой государственного экологического надзора Иркутской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО СК «Крепость» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание виде штрафа в размере 30 000,00 руб. Постановление вступило в законную силу 03.08.2023.

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО СК «Крепость» в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью СК «Крепость», индивидуальному предпринимателю ФИО1 удовлетворить.

Обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01.12.2023 организовать в установленном порядке ведение достоверного учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, начиная с 01.06.2020.

Обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить представление в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории государственного статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020-2022 по всем видам образующихся отходов в срок до 01.12.2023.

Обязать ООО СК «Крепость» в лице единоличного исполнительного органа ООО СК «Крепость» - управляющего - индивидуального предпринимателя ФИО1 рассчитать и оплатить в установленном законом порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Взыскать с ООО СК «Крепость», ОГРН 1073811002528, в соответствующий доход государственную пошлину в размере 300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Секретарева

Мотивированный текст решения суда изготовлен 13.09.2023