ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4213/16 от 01.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-4213/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Смоленска, закрытому акционерному обществу «Смоленские коммунальные системы» о возложении обязанности по ремонту установленных в жилом помещении оконных блоков,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска, ЗАО «Смоленские коммунальные системы» о возложении на ответчиков обязанности по ремонту оконных блоков и балконной двери, установленных в жилом помещении по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований истец указала, что ненадлежащее исполнение ответчиками обязанности по проведению капитального и текущего ремонта наружной поверхности окон и балконной двери в занимаемом ею жилом помещении привело к разрушению установленных в нем оконных блоков и балконной двери.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию г. Смоленска произвести замену в жилом помещении истца двух оконных блоков размером 900х1600 мм в срок до 01 марта 2017 года, взыскать с Администрации г. Смоленска судебные расходы.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что работы по ремонту или замене оконных блоков не входят в обязанности Администрации г.Смоленска.

Ответчик ЗАО «Смоленские коммунальные системы» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Согласно статье 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на условиях социального найма занимает жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).

В настоящее время управление многоквартирным домом по <адрес>, 1956 года постройки, осуществляет ЗАО «Смоленские коммунальные системы».

Из объяснений представителя истца следует, что с момента сдачи указанного многоквартирного дома в эксплуатацию капитальный ремонт дома не производился, вследствие чего в жилом помещении истца появились дефекты в виде разрушения оконных блоков. При этом, обязанность наймодателя (Администрации г.Смоленска) по проведению такого ремонта (замене данных оконных блоков) до настоящего времени не исполнена.

По ходатайству истца по делу была назначена строительно-техническая экспертиза с целью установления наличия недостатков оконных блоков в жилом помещении истца и определения вида работ, необходимых для устранения недостатков.

Согласно экспертному заключению , выполненному ООО «Эксперт-Оценка» (л.д. 38-50), жилое помещение истца расположено в жилом доме 1956 года постройки. В ходе осмотра экспертом двух деревянных оконных блоков с раздельными переплетами размером 900х1600hмм в комнате ФИО1 были выявлены следующие повреждения оконных блоков: оконные переплеты, коробки поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают; все сопряжения нарушены; щели между коробкой и створками до 10 мм. В комнате ФИО1 требуется проведение капитального ремонта по замене двух оконных блоков. Согласно ВСН 53-86 физический износ окон составляет 70 %. Причиной замены оконных блоков является большой физический износ и истечение срока продолжительности эксплуатации до капитального ремонта. Согласно ВСН 58-88(р) срок эксплуатации деревянных окон составляет 40 лет, капитальный ремонт требовался в 1996 году.

В соответствии с п.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, при проведении капитального ремонта следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.

Эксперт по результатам проведения исследования пришел к выводу о необходимости замены старых оконных блоков на оконные блоки, соответствующие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» и ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей» (л.д. 38-50).

У суда нет оснований не доверять экспертному заключению, подготовленному экспертом ООО «Эксперт-Оценка» по результатам проведения экспертизы, поскольку она проведена компетентным специалистом, имеющим значительный стаж работы, в соответствии с требованиями законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности, на основании определения суда о поручении проведения экспертизы эксперту данной организации в соответствии с профилем деятельности, определенным выданной им лицензией. Заключение содержит необходимые расчеты, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ.

Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, включает в себя, в том числе, утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров) (п. 4 Приложения № 8). В силу подпункта «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315, к текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет, относится, в частности, замена оконных и дверных приборов. При этом по смыслу ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99 оконные приборы представляют собой часть оконного блока, под ними понимаются задвижки, ручки, петли, стяжки и т.д.

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» к текущему ремонту оконных и дверных заполнений отнесены смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.

Оконный блок в целом представляет конструктивный элемент жилого дома и его замена относится к капитальному ремонту, что согласуется с положениями пункта 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а также п. 4 Приложения № 8 к указанным Правилам.

Судом установлено, что в жилом помещении истца имеются повреждения двух оконных блоков, необходимость капитального ремонта (замены) которых возникла в 1996 году.

При таких обстоятельствах, учитывая выводы заключения судебной строительно-технической экспертизы, поскольку наймодателем до настоящего времени не исполнена обязанность по капитальному ремонту оконных блоков, который согласно заключению должен был быть произведен в 1996 году, на Администрацию г.Смоленска следует возложить обязанность по осуществлению работ по замене установленных в комнате истца двух оконных блоков.

С учетом характера строительных работ по замене оконных блоков, срок выполнения таких работ по замене оконных блоков в жилом помещении истца следует установить до 01 мая 2017 года.

В силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований к ЗАО «Смоленские коммунальные системы» следует отказать, поскольку названное общество является ненадлежащим ответчиком по делу и каких-либо прав истца не нарушало.

Как усматривается из материалов дела, при разрешении спора была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза. В соответствии со сведениями, представленными экспертным учреждением, стоимость услуг эксперта составила 10 000 рублей и не была оплачена истцом (л.д. 37).

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

ГПК РФ не установил порядок решения вопроса о возмещении расходов на проведение экспертизы в том случае, если истец, который должен был оплатить экспертизу, не сделал этого, но экспертиза была проведена, представлена в суд и судом вынесено решение в пользу истца. Для решения этого вопроса следует на основании ч.4 ст.1 ГПК РФ применять норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона). В качестве такой нормы может выступать ч. 2 ст. 100 ГПК РФ, согласно которой в случае, если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные в части первой настоящей статьи расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.

Таким образом, в рассматриваемом случае возможно взыскание судебных издержек (не оплаченных истцом) непосредственно с ответчика в пользу экспертного учреждения (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 года), в связи с чем применительно к правилам ч. 2 ст. 100 ГПК РФ с Администрации г. Смоленска в пользу ООО «Эксперт-Оценка» подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в размере 10 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с Администрации г. Смоленска подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек за подачу иска в суд, а также в порядке ст. 100 ГПК РФ представительские расходы, с учетом требований разумности и справедливости, в сумме 5 000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к Администрации г. Смоленска, закрытому акционерному обществу «Смоленские коммунальные системы» о возложении обязанности по ремонту установленных в жилом помещении оконных блоков удовлетворить.

Обязать Администрацию города Смоленска в срок до 01 мая 2017 года осуществить замену установленных в комнате в квартире в доме по <адрес> двух оконных блоков размером 900х1600 мм.

В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу ФИО1 в возврат государственной пошлины 300 рублей 00 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей 00 копеек.

Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-Оценка» в счет оплаты услуг по проведению экспертизы 10 000 рублей 00 копеек.

В иске ФИО1 к закрытому акционерному обществу «Смоленские коммунальные системы» о возложении обязанности по ремонту установленных в квартире оконных блоков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий К.М. Макарова